Опорные пункты в творчестве мэтра Андрея Кончаловского

Правила жизниСобытия

Андрей Кончаловский: гид по творчеству живого классика (азбука «Правил жизни»)

Текст: Илья Верхоглядов

ce3200f5a570d8e74072496746c23c5d_ce_2135x1332x130x0.jpg

Советскому, голливудскому и российскому режиссеру 20 августа исполнилось 85 лет. Несмотря на солидный возраст, он продолжает регулярно ставить фильмы и брать награды на главных европейских смотрах. Его творчество, в том числе позднее, отличается многообразием форм и стилей: он пробовал себя в квазидокументальной мелодраме («История Аси Клячиной»), мюзикле («Романс о влюбленных»), экшен-боевике («Поезд-беглец»), пеплуме («Одиссей»), историческом байопике («Грех») и трагикомедии («Ближний круг»). Такой эклектизм, неустанное экспериментаторство с жанрами, вечная открытость новому делают Кончаловского довольно проблематичным объектом описания: слишком уж сложно выделить в его творчестве магистральные образы и мотивы. Не претендуя на полноту, «Правила жизни» выделяют опорные пункты в творчестве мэтра и представляют гид по его фильмографии.

А — Андрей Тарковский

Творческий путь Кончаловского начался со сценарного дела — оно же было надежным финансовым подспорьем в последующие годы (в советское время кинодраматург мог рассчитывать на аванс и процент со сборов — при удачном бокс-офисе он получал даже больше постановщика). Во вгиковские годы он сочинял истории с Геннадием Шпаликовым, спустя десятилетие написал для своего брата — Никиты Михалкова — «Рабу любви». Но главное, что в 1960-х он был соавтором Андрея Тарковского: вдвоем они написали, среди прочего, «Иваново детство» и «Андрея Рублева». Однако затем их пути разошлись. Несмотря на то что учились они в одной и той же мастерской (у Михаила Ильича Ромма), состояли в одних и тех же компаниях, вдохновлялись одними и теми же режиссерами (Куросава, Бергман, Бунюэль) — художниками они были совершенно разными. Тарковский верил в нравственную миссию искусства, был предельно серьезен к себе, обладал исключительно интуитивным типом мышления. Кончаловский же был рационалистом, циником, ощущал в искусстве игровое начало и не брезговал обращаться к элементам низовой культуры. Разница во взглядах в итоге привела к расколу: Тарковский всерьез не воспринимал ни один фильм Кончаловского после «Дяди Вани» (1970), а тот считал претенциозными «Ностальгию» и «Жертвоприношение» — эмигрантские картины Андрея Арсеньевича.

Молодые кинематографисты Андрей Тарковский (слева) и Андрей Кончаловский обсуждают новый сценарий. 1962. Александр Макаров /РИА Новости.

Б — Богатство стилей

«Настоящий талант не повторяет себя» — таков эстетический принцип Кончаловского. В его творчестве сложно выделить какую-то стилевую доминанту. Он пестовал отсутствие почерка, поскольку любой почерк строится на повторении одних и тех же виньеток. Он никогда не снимал «под Кончаловского», стремился удивлять, избегал формального единства — и поэтому любил чередовать техники и жанры, подчас в рамках одной ленты. К примеру, «Романс о влюбленных» соединяет в себе бойкий мюзикл и военный экшен, бытовую ч/б-зарисовку и трагедию, написанную белым стихом. А в «Сибириаде» чередуются производственная драма и мистический хоррор, архивная хроника и сентиментальная мелодрама. Разве что в позднем творчестве Кончаловский стал тяготеть к визуальному единообразию: к примеру, картины «Рай» и «Дорогие товарищи» сняты в идентичной манере — в монохроме и с академическим форматом кадра 1,33:1. Но здесь нет ничего удивительного: зрелые художники часто тяготеют к классической простоте и отказываются от формальных курьезов в пользу содержательной цельности.

«Романс о влюбленных», 1974
«Романс о влюбленных», 1974

В — Внимание к материальной фактуре

Как и многие режиссеры-шестидесятники, Кончаловский был исключительно внимателен к фактуре вещей и лиц внутри кадра. Его интересовали трещины на асфальте, облупившаяся штукатурка, стертые сапоги, грязь под ногтями, кривые зубы и дорожная хлябь, невнятные оканья и просторечия действующих лиц — с их помощью возникал правдивый образ советской жизни, без лакировки и купюр. Таков был коллективный протест против глянца студийных постановок. Их воплощением в глазах молодых стал Иван Пырьев, чьи «Кубанские казаки» отличались плакатной фальшью, лживым и приторным лоском — проще говоря, «фанерой» (такое презрительное клеймо выдумали режиссеры нового поколения). В результате такого протеста родилась, среди прочего, «История Аси Клячиной» — вторая картина Кончаловского, шедевр советского неореализма: съемки шли на живой натуре, с участием настоящих работяг и пожилых фронтовиков (если не считать трех профессиональных артистов на переднем плане). Искусственный свет был исключен, звук писался синхронно, то есть прямо на площадке, а не в уюте мосфильмовских студий. Фильм закономерно подвергся цензурной критике (мол, «Что же у вас колхозники все в полевом да в грязном, у них что, надеть нечего?» или «А зачем столько людей с физическими недостатками да инвалидов?») и был отправлен на полку; та же участь (и по той же причине, как считает режиссер) чуть раньше настигла «Андрея Рублева». «Ася Клячина» и по сей день поражает высочайшим уровнем жизнеподобия, искренности — и при этом в ней нет и тени огульного очернительства советской деревни. Напротив — в робких улыбках героев и их рассказах о пережитой любви сквозит идиллическая интонация.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
«Уэбб»: получены первые снимки «Уэбб»: получены первые снимки

Первые глубокие и чёткие снимки «Уэбба»

Наука и жизнь
Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Почему так тяжело смириться с потерей домашних животных: 5 фактов Почему так тяжело смириться с потерей домашних животных: 5 фактов

Век питомцев гораздо короче человеческого, и терять их невыносимо горько

Psychologies
Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив

Одно упражнение для поддержания психологической устойчивости

Inc.
«Мальчики не плачут»: в чем вред запрета на эмоции «Мальчики не плачут»: в чем вред запрета на эмоции

Почему вредно запрещать детям жаловаться и ныть?

Psychologies
7 вопросов о здоровье, которые стоит задать матери 7 вопросов о здоровье, которые стоит задать матери

Предугадайте свои болезни, узнав, о чем стоит беспокоиться по материнской линии

Psychologies
Почему болит голова? Объяснение психолога Почему болит голова? Объяснение психолога

Есть ли психологические причины у головных болей, и как их обнаружить?

Psychologies
Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы» Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы»

Почему вдруг важными становятся групповые процессы, а не индивидуальность?

Psychologies
Открывая тайны Открывая тайны

Русскому географическому обществу исполняется 177 лет

Отдых в России
Одиноко сидит город Одиноко сидит город

Все чаще слышны разговоры о том, что у больших городов нет будущего

Вокруг света
5 способов спасти себя от разрушительного стресса 5 способов спасти себя от разрушительного стресса

Комплекс мер по поддержанию нормальной работы мозга во время стресса

Psychologies
Сизые горожане Сизые горожане

Почему голуби стали жить рядом с человеком?

Вокруг света
Как развить самодисциплину всего за 5 минут в день Как развить самодисциплину всего за 5 минут в день

Как пустяковые полезные привычки могут привести тебя к большим свершениям

Maxim
История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать История одной вещи: тушь «Ленинградская», в которую нужно поплевать

Шок-контент — «Ленинградскую» тушь все еще производят!

Правила жизни
У живой клетки взяли половину цитоплазмы и секвенировали ее транскриптом У живой клетки взяли половину цитоплазмы и секвенировали ее транскриптом

Метод, позволяющий расшифровать транскриптом отдельных клеток, не убивая их

N+1
Растянутая футболка или стильный халат: зачем нужно красиво одеваться дома? Растянутая футболка или стильный халат: зачем нужно красиво одеваться дома?

Почему мы на улице и мы дома — два разных человека?

Psychologies
«Пока не сыграл в ящик»: как составить список самых важных дел «Пока не сыграл в ящик»: как составить список самых важных дел

Как составить bucket list и при этом избежать ошибок?

Psychologies
10 недооцененных советских фильмов 10 недооцененных советских фильмов

Советские фильмы, которые незаслуженно остались в тени

Правила жизни
«Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны «Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны

Как документалисту удалось снять историю о жертвах Великой Отечественной войны

Forbes
Что такое настоящая любовь к женщине: смешная и мудрая цитата Романа Карцева Что такое настоящая любовь к женщине: смешная и мудрая цитата Романа Карцева

Монологи Романа Карцева смешат нас до сих пор

VOICE
Кокетливый язык тела: какие жесты заводят мужчин и женщин Кокетливый язык тела: какие жесты заводят мужчин и женщин

Язык тела позволяет выразить наши чувства и желания

Psychologies
От горячего шоколада до спелой сливы: 7 классных вариантов маникюра для подготовки к осени От горячего шоколада до спелой сливы: 7 классных вариантов маникюра для подготовки к осени

Подборка нейл-дизайнов в самых трендовых оттенках осени

VOICE
Бросил учебу, чтобы красить маму Ким Кардашьян: как школьник стал самым перспективным визажистом Америки Бросил учебу, чтобы красить маму Ким Кардашьян: как школьник стал самым перспективным визажистом Америки

Сэм Виссер — настоящий гений макияжа

VOICE
«Костыль для общения»: можно ли построить отношения без манипуляций «Костыль для общения»: можно ли построить отношения без манипуляций

Попробуем разобраться, можно ли построить отношения без манипуляции

Psychologies
5 нон-фикшн книг, которые стоит взять с собой в отпуск 5 нон-фикшн книг, которые стоит взять с собой в отпуск

Книга — лучший попутчик в отпуске!

Maxim
Вера Васильева: Вера Васильева:

Что меня поддерживает? Может быть, это любовь к близким?

Караван историй
«Я стесняюсь говорить о своих желаниях»: как преодолеть робость и получать от окружающих то, что нам нужно «Я стесняюсь говорить о своих желаниях»: как преодолеть робость и получать от окружающих то, что нам нужно

Как справиться с нерешительностью?

Psychologies
Революция в понимании депрессии: продолжать ли принимать антидепрессанты? Революция в понимании депрессии: продолжать ли принимать антидепрессанты?

Серотониновая теория депрессии умерла?

Psychologies
Пространство для роскоши. Очень крутые минивэны из Китая Пространство для роскоши. Очень крутые минивэны из Китая

Шику и пафосу этих китайских автобусов позавидуют многие лимузины

РБК
Открыть в приложении