Локальный бизнес и огород во дворе: как сообщества соседей помогают городу
Как в мегаполисах, так и в малых городах, соседи по дому и району все чаще объединяются — сообща решают вопросы благоустройства и просто проводят время вместе. Основательница коммуникационного агентства Plan The Best Екатерина Панова рассказывает о том, как взаимодействовать с локальными сообществами учатся архитекторы и проектировщики, и о том, почему этот симбиоз так важно поддерживать.
Мастер-классы и клубы по интересам
Сообщества — это группы людей, которые разделяют некую историю, настолько важную для них, что она определяет их собственную жизнь. Участники сообществ встраивают их историю в свою личную и видят мир через призму коллективной памяти.
В начале ХХ века в США и Англии локальные городские сообщества возникали благодаря промышленной революции и урбанизации, приведшей в города миллионы неустроенных людей. Они сталкивались с различными социальными проблемами и создавали общества взаимопомощи, которые со временем превратились в так называемые соседские центры (neighborhoods). В СССР такую роль играли дворцы культуры. Сегодня же создание комьюнити нередко инициируют администрация и застройщики, проектируя специальные пространства, где жители могут собираться, чтобы общаться, проводить праздники, а иногда даже мастер-классы и лекции.
Так, администрация Приморского парка Победы в Санкт-Петербурге предложила горожанам арендовать на сезон кадки с землей и садовые инструменты, чтобы выращивать пряные травы. Интерес к проекту оказался настолько велик, что пришлось выделить под кадки еще несколько участков.
А жители района, прилегающего к набережной реки Карповки, организовали огород сами. Его создала инициативная группа, согласовав проект со всеми инстанциями. Жители выращивают цветы, травы и овощи, а график прополки и полива размещен в группе «ВКонтакте». Участники комьюнити, организовавшие общественный огород, рассказывают, что это «открытое городское пространство, где можно встретиться с единомышленниками, найти друзей, вместе трудиться или отдыхать и пожинать плоды на ежегодном празднике урожая».
В Московском районе Раменки с 2015 года существует сообщество мам — «Рамаменки». Для матерей района комьюнити стало информационным и энергетическим ресурсом, который помогает им наладить социальную жизнь. Анна Цветкова, создательница «Рамаменок», рассказывает, что на первую встречу сообщества в мае 2015-го пришел только один человек. Зато на втором пикнике осенью было уже 10. Дальше сообщество расширялось с каждым днем: участницы общались в кафе. Затем появились новые форматы встреч: нетворкинги, цикл встреч про образование, психологический клуб, беговой клуб, бизнес-клуб, биоклуб (так участницы называли коллективное выращивание рассады на подоконниках), арт-девичники, банные встречи, вечеринки, группы по изучению английского и французского языков. Некоторые идеи, возникшие внутри комьюнити, подтолкнули участниц к созданию своего малого бизнеса или клуба по интересам.
В районе станции метро «Динамо» несколько лет действует центр «Благосфера», открытый для любых инициатив НКО и постепенно трансформирующийся в популярную площадку для встреч жителей района. В 2021 году центр собрал 12 864 посетителей и охватил более 1 млн человек в соцсетях. Одним из направлений работы центра стало привлечение внимания к общественным пространствам нового типа, меняющим облик города и городскую культуру. Это пространства, которые не только создают точки притяжения, но и вовлекают горожан в социальную активность.
В 2021 году сотрудники «Благосферы» запустили портал ProProstranstva.ru — онлайн-ресурс, где можно найти каталог общественных пространств для создателей сообществ и горожан, «которые хотели бы посещать интересные места «со смыслом» или ищут место для проведения своего мероприятия». Сегодня в нем уже 298 пространств из 70 городов России: общественные центры, музеи, коворкинги, соседские центры, библиотеки и другие места, объединенные идеей вовлечения людей в социальную активность.
Симбиоз города и человека
Локальные сообщества все чаще влияют на принятие важных городских решений — от строительства парковок и детских площадок до сохранения исторических зданий. В России, где роль жителей в управлении городами традиционно мала, эта практика пока только приживается. Но поскольку постепенно от антропоцентричного общества мы движемся в сторону симбиоцена (то есть симбиоза человека и среды, в которой он живет), то людей, желающих к ней приобщиться, становится все больше.