Цифровой минимализм
Фокус и осознанность в шумном мире
Для кого эта книга?
Если из праздности или по необходимости вам приходится проводить время в социальных сетях, книга Кэла Ньюпорта станет для вас настоящей находкой. В ней вы найдете не только теоретические рассуждения о том, насколько пагубной может быть привычка к интернет-технологиям в целом и социальным сетям в частности. Самое ценное в бестселлере «Цифровой минимализм» – это практические советы о том, как оградить себя от их губительного влияния, не превратившись при этом в отшельника.
«Ваше внимание – ценный товар», – утверждает автор этой книги. Чем больше времени вы проводите в интернете, тем больше такие компании, как Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter, получают вашего внимания и тем успешнее продают его рекламодателям. К цифровым технологиям легко привыкнуть, и компании делают все, чтобы усилить вашу привычку. Кэл Ньюпорт рассказывает, как можно наслаждаться цифровыми технологиями, не позволяя им отвлекать вас и не впадая в зависимость: разберите завалы многочисленных устройств, устройте себе 30-дневный гаджет-детокс и возьмите под контроль те технологии, которые вы захотите оставить после переосмысления своих ценностей и целей. Если за последние 15 минут вы хотя бы раз заглянули в свой смартфон – вам точно не повредят советы автора. Если же вы отвлекались на «синий экран» все время, пока читали или слушали это предложение, вам определенно стоит ими воспользоваться!
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Цифровой минимализм» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Ваше ценное внимание
По мнению Ньюпорта, для таких компаний, как Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), время, проведенное людьми у экранов гаджетов, стало более прибыльным ресурсом, чем нефть.
Такие сервисы, как Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), получают данные о ваших интернет-запросах и продают их рекламодателям. Чем больше вашего внимания они привлекают, тем больше денег зарабатывают. Поэтому, опираясь на знания психологии компульсивного поведения, они делают свои продукты как можно более аддиктивными – вызывающими зависимость. Это в конечном итоге приводит к тому, что люди практически не отходят от своих мобильных устройств, постоянно проверяя сообщения, лайки и ретвиты.
Ежедневно на это у нас уходят целые часы. Но пустая трата времени – это лишь один из негативных эффектов. Кэл Ньюпорт считает, что постоянно отвлекаясь на цифровые технологии (с их нескончаемыми предложениями новых продуктов, которые вызывают выброс дофамина у рядового пользователя), вы становитесь менее способны сосредотачиваться на своих задачах и тщательно анализировать свои мысли. Получается, что соцсети, которые вроде бы предлагают нам помощь в коммуникации с другими людьми, на самом деле часто подрывают человеческие отношения. Ньюпорт утверждает, что постоянное обновление ленты может пагубно сказаться на вашей способности взаимодействовать с людьми в реальной жизни.
В основе этих проблем, по его мнению, лежит головокружительный темп развития данных технологий. Они появились и вошли в жизнь людей так быстро, что ни у кого не было возможности глубже задуматься над их использованием или адаптацией к новой реальности. Ньюпорт утверждает, что технологии должны служить людям, а не управлять их жизнями. Но, по его словам, пользователи сами подстроились под технологии соцсетей, и это наносит нам вред. Появилось целое «движение сопротивления зависимости», оно проповедует философию «цифрового минимализма» и непрерывно растет. Минималисты разработали методы использования цифровых технологий, позволяющие избежать ловушек производителей. «Цифровые минималисты, – объясняет Ньюпорт, – рассматривают новые технологии как инструменты для поддержания человеческих ценностей, а не как источники ценности сами по себе».
Корни проблемы
Ньюпорт цитирует психолога и бизнес-профессора Адама Альтера, который утверждает, что цифровые технологии притягивают наше внимание, используя два психологических механизма, регулирующих приобретенное поведение. Что же это за механизмы? – Рассмотрим каждый из них подробнее.
Первый механизм – это периодические вознаграждения. Психологические эксперименты показали, что для поддержания приобретенного поведения лучше всего подходят периодические и незапланированные вознаграждения. В одном из лабораторных экспериментов выяснилось, что голуби усерднее клюют рычаг для выпуска пищи, когда он выдает еду через раз. Исследователи обнаружили, что когда вознаграждение приходит непредсказуемо, оно вызывает больший выброс дофамина. Адам Альтер объясняет, что кнопка «лайк» в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) действует на нас, как рычаг для выпуска пищи на голубей. После публикации поста вы регулярно проверяете, не поставили ли ему новые лайки и сколько их всего. Иногда вам ставят лайки, а иногда – нет. Эта непредсказуемость усиливает ваше желание их проверить. Аналогичная динамика наблюдается на других сайтах, где вы сталкиваетесь с огромным количеством ссылок: большинство из них не ведут ни к чему интересному, но время от времени вы все же натыкаетесь на ссылки, содержание которых вам нравится, – и поэтому продолжаете кликать.