ЦБ повысил ставку до 18%: что будет дальше
Банк России впервые за семь месяцев повысил ключевую ставку на существенные 2 п. п., резко ухудшил прогноз по инфляции до конца года и допустил новый рост ставки уже на ближайших заседаниях совета директоров. Несмотря на «ястребиный» тон регулятора, большинство опрошенных Forbes экономистов допускают, что 18% могут стать пиком роста ставки, а риторика позволит управлять ожиданиями рынка и повысить жесткость денежно-кредитных условий.
Четыре триггера и жесткая риторика
По итогам заседания 26 июля совет директоров Банка России предсказуемо повысил ставку на 2 п. п. — до 18%. Именно такого решения регулятора ожидали и большая часть аналитиков, и денежный рынок. Таким образом, пауза в повышении ставки, которая тянулась с декабря прошлого года, прервалась. При этом регулятор сохранил жесткий сигнал на предстоящие заседания, указав в релизе, что будет рассматривать целесообразность повышения ставки на ближайших заседаниях. «Если потребуется, мы не исключаем и дополнительного повышения ключевой ставки», — подчеркнула на пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
По итогам заседания Набиуллина отметила, что ранее ЦБ называл четыре триггера для повышения ставки, и все они реализовались. Устойчивая инфляция растет, высокая потребительская активность сохраняется, появились также и новые проинфляционные риски из-за санкций — они связаны с трудностями во внешнеторговых расчетах российских компаний-импортеров.
Наконец, ситуация с дефицитом рабочей силы на рынке труда усугубляется, а положительный разрыв в экономике (ситуация, когда она растет быстрее потенциала и рост спроса опережает возможности расширения предложения — так называемый перегрев экономики) сохраняется. По оценкам ЦБ, в первом полугодии перегрев экономики был максимальным за последние 16 лет — более масштабным в последний раз он был накануне кризиса 2008 года, подчеркнула Набиуллина. Глава ЦБ отметила, что «резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны». Это может привести к тому, что экономика будет замедляться даже в условиях стимулирования спроса, что будет означать стагфляцию (когда экономический спад сочетается с ростом цен). Ужесточение политики ЦБ позволит предотвратить такой сценарий, указала Набиуллина.
В итоге ЦБ сильно пересмотрел свой макропрогноз. Из него следует, что теперь у регулятора нет однозначной уверенности в том, что по итогам даже следующего года инфляция вернется к цели в 4% — на конец 2025 года ЦБ дает прогнозный диапазон по росту цен на 4-4,5%. Инфляционный прогноз на 2024 год ухудшен с 4,3-4,8% до 6,5-7%. Кроме того, ЦБ существенно повысил ожидания по средней ключевой ставке на всем прогнозном горизонте, то есть до 2027 года. В частности, с конца июля до конца 2024 года средняя ключевая ставка прогнозируется в диапазоне 18-19,4% (то есть регулятор допускает ее повышение до 20% уже в этом году), в 2025 году — 14-16% (в апреле регулятор ждал 10-12%).