Фильмы, которые перевернули киноиндустрию

MaximСобытия

Фильмы, которые совершили революцию в кино и вышли уже при нашей жизни

Про важность Эйзенштейна и Кубрика мы все давно наслышаны. Пора отвлечься от дедушек и поговорить о революционных свершениях за последние 45 лет.

Автор текста: Олег «Апельсин» Бочаров

1280x720_0xe7g6Qm8W_0013583729111486194.jpg
фото:кадр из х/ф

Особенно отмечаем, что в статье идет не о лучших, популярных или титулованных картинах. Хотя некоторым из них повезло совместить все в одном флаконе. Сосредоточимся на лентах, которые всколыхнули мозги не только зрителей, но работников кино. Фильмы, которые умудрились выдумать нечто невиданное и неслыханное, породили горы имитаций и что особенно важно — не менее талантливых продолжателей. Одним словом, перевернули попкорн вверх дном.

«Чужой» (1979)

Простенькая и уже не раз испробованная в кино тема пришельца, который пробрался на космолет и терроризирует несчастных астронавтов, в ленте Ридли Скотта приобрела невиданную доселе окраску. Сейчас мы этого совершенно не замечаем, а в 1979-м году «Чужой» смотрелся как авторский, почти артхаусный хоррор — просто этот авторский стиль скоро стал общепринятым, нормой жизни. Препарировать «Чужого» можно до бесконечности, перечислим главное.

Итак, Ридли Скотт развил заложенную Стивеном Спилбергом в триллере «Челюсти» идею о том, что чем меньше, тем страшнее. То есть невиданное зло должно оставаться невиданным в буквальном смысле! Если показывать зрителю монстра в строго отмеренных малых дозах, то зритель наделает в штаны от страха куда сильнее, чем если все полтора часа по экрану будет носиться бесноватое чудище. К тому же так экономнее и не заметны ляпы от допотопных эффектов.

Далее Ридли Скотт нанял максимально странного чудика — малоизвестного (тогда) швейцарского художника Ханса Руди Гигера — чтобы создать облик монстра и инопланетных сооружений. Вместо того, чтобы срисовать типового злыдня-пришельца из тысяч палповых книг и комиксов, как поступали до него.

Скотт не взял в актерскую команду ни единой кинозвезды — во-первых опять-таки экономия, а главное — чтобы зритель не догадался, кто из команды «Ностромо» выживет. Он нарушил почти все законы коммерческого кино, создав по итогу научно-фантастический хоррор нового класса.

«Сияние» (1980)

1600x900_0x9ZqeYPOc_2235225728105139074.jpg
The Shining, фото:кадр из х/ф

Жанр хорроров прогрессировал не совсем в ногу с остальным кинематографом, во многом потому, что солидные зрители и деятели кино считали его второсортным. И все же революционные картины рождались там и сям, будь то «Ночь живых мертвецов» (первый настоящий зомби-фильм), «Техасская резня бензопилой» (канонический слешер) или помянутый выше сай-фай хоррор Ридли Скотта. В момент выхода «Сияние» было встречено без особого сияния. Даже автор книги Стивен Кинг результатом остался крайне неудовлетворен.

С годами восприятие радикально попеременилось, самое главное, что привнес шедевр Стэнли Кубрика в нашу жизнь — психологический хоррор как жанр в его современном восприятии. Ведь с точки зрения психологии ужаса это страшно современная картина. В ней жутко, даже когда ничего не происходит. И заметьте — никаких внезапных «бум» и наскоков упырей из-за угла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении