«Севморпуть — это пока не бизнес. Это государственная задача»
Представитель «Росатома» поведал «Моноклю» о буднях арктической морской логистики, описал модель обеспечения круглогодичной навигации по СМП и рассказал о попытках вписать сибирские реки в северное каботажное судоходство
Развитие Северного морского пути как важнейшей логистической и освоенческой магистрали России находится в фокусе постоянного внимания нашего журнала. Ранее мы всесторонне анализировали роль СМП для нашей страны в интервью с директором и совладельцем компании «Геокон» Михаилом Григорьевым (см. «Миф глубокой заморозки», № 7 за этот год). Способы подтверждения и удержания национального правового статуса СМП обсуждал на наших страницах ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Павел Гудев (см. «Стоит ли рвать Конституцию морей?», № 11).
Сегодня мы решили дать слово практику, налаживающему регулярные каботажные рейсы по арктической трассе. На вопросы «Монокля» ответил руководитель проекта департамента государственной политики и стратегического развития СМП Дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко.
— Сергей Николаевич, июль наступил, в Москве нестерпимая жара. На Севморпути тоже потеплело? Летняя навигация открыта?
— Потеплело относительно и смотря где — акватория СМП большая. Вот актуальная ледовая карта, красным указаны области, покрытые сплошным льдом. Мы видим, что южная часть Карского моря стала уже более свободной, но зато сильный северный ветер закрыл льдом всю Обскую губу, которая в это время года обычно уже ото льда свободна. Смотрим восточнее. Пролив Вилькицкого, самое узкое место СМП. Вот он как раз ото льда свободен.
— Но бдительность терять нельзя. Пролив Вилькицкого довольно мелкий, фарватер всего одиннадцать метров — не каждое судно пройдет.
— Мелких мест в проливе не так много. На самом деле там глубины достаточные. Ну а дальше к востоку, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море, только-только появляются участки чистой воды
Главсевморпуть «Росатома» еженедельно выкладывает на сайте метео- и ледовый прогноз. Любой судовладелец, собирающийся войти в акваторию СМП, заранее оформляет разрешение на проход. В пакете предоставляемых документов обязательно присутствуют регистровые данные о ледовом классе судна. В разрешении указывается, в каком из 28 районов акватории СМП и в каких ледовых условиях судно может идти самостоятельно, а когда требуется сопровождение ледокола.
Из особенностей СМП как морского маршрута интересно отметить то, что самые тяжелые ледовые условия складываются здесь в мае. А потом за полтора-два месяца площадь воды, свободной ото льда, стремительно увеличивается и держится на максимуме примерно до середины октября. Потом лед снова намерзает. Но, как мы видим на графике долгосрочных внутригодовых наблюдений, последние несколько десятилетий площадь свободной воды в акватории СМП в летние месяцы постепенно увеличивается.
Мы уже два года делаем регулярные рейсы лихтеровозом «Севморпуть», и хотя у него атомная силовая установка и ледовый класс Arc5, в первый рейс мы отправляем его числа седьмого-восьмого июля, и то бывают сомнения, не будет ли он стоять, ждать улучшения ледовых условий.
— Но вашему судну не требуется ледовая проводка?
— Да, он ходит сам, без ледокола. Правда, «Севморпуть» был сильно поврежден на пути в Антарктиду в ноябре 2020 года — сломалась лопасть винта. И причиной был вовсе не лед — судно, возможно, наткнулось на притопленный контейнер. Их довольно много смывает в море, некоторые идут на дно, а некоторые болтаются на небольшой глубине, как мины без взрывчатки, и представляют большую опасность, особенно для небольших прогулочных судов и яхт.
ЧП произошло у берегов Анголы. Луанда «Севморпуть» к себе на ремонт не пустила, тогда наши водолазы демонтировали поврежденную лопасть лихтеровоза и противоположную ей, чтобы предотвратить разбалансировку, и на двух лопастях единственного винта судно за два месяца дошло до Санкт-Петербурга. После ремонта лихтеровоз вернулся в строй.
— Открою карты: я большой «севморскептик». Когда в сотый раз слышу об СМП как альтернативе Суэцу, меня обуревает нервный смех. Грузооборот СМП — 36 миллионов тонн. Грузооборот Суэца — миллиард двести миллионов тонн. На ваш лихтеровоз «Севморпуть» помещается 204 рефрижераторных контейнера, общая масса перевезенной за рейс рыбы — 8500 тонн. В масштабах добычи водных биоресурсов на Дальнем Востоке, как и в масштабе потребления рыбы в европейской части России, все это копеечные, едва заметные объемы. Кроме того, наверняка стоимость такой перевозки заоблачная.
— Когда французы задумывали в середине позапрошлого века проект Суэцкого канала, в него тоже никто не верил. На морях еще не решен был исход конкуренции между парусным и машинным флотом, а парусники по Суэцу ходить в принципе не могли. Задумка требовала очень серьезных финансовых ресурсов, да и разрешения султана Османской империи. Но инициаторы сумели преодолеть все трудности, а еще и глубину артерии определили сильно «на вырост» — сначала в 15, потом в 20 метров. И спустя три десятилетия после запуска Суэцкого канала в эксплуатацию скептики были вынуждены признать очевидное: этот маршрут стал одним из ключевых путей международной морской торговли.
Я убежден, что развитие СМП также должно опираться на видение стратегической перспективы этой трассы как национальной транспортной артерии. Кроме того, в отличие от Суэца тут нам рыть ничего не надо.
— Как это не надо рыть? Дноуглубление ключевых портов СМП — серьезная статья затрат на реализацию проектов, формирующих сегодня основную грузовую базу трассы. Но давайте разберем конкретику. Вы раскатываете линию, связывающие порты российского Северо-Запада и Дальнего Востока. Как это происходит?