Больцман на танцполе
Разглядываем мош глазами физика
Я любил и продолжаю любить рок-концерты. В студенчестве мне нравилось поорать песни и поколбаситься под них с друзьями, сейчас я предпочитаю смотреть и слушать концерты сидя. Но ни тогда, ни сейчас я не понимал слэм — когда разгоряченные фанаты устраивали непонятную толкучку в середине танцпола.
В моей компании были люди, которые обожали так делать. Я вспоминаю 2011 год: музыканты из System of a Down снова объединились после многолетнего творческого отпуска, отправились в европейское турне и посетили Москву. На тот момент это был самый большой рок-концерт, на котором я побывал, и, конечно, там был слэм. Один мой приятель с удовольствием в этом участвовал, и когда он «выныривал» оттуда и возвращался к нам, он был счастлив. Понять его счастья я не мог, но беспорядочное на первый взгляд движение людей — меня заинтересовало. Такое ли оно беспорядочное?
Ритуальный хаос
Редкий концерт рок-группы, играющей в каком-либо из тяжелых стилей вроде харкорд-панка или хэви-метала, обходится без громкой и быстрой музыки, мерцающего освещения и употребления психотропных препаратов. Все это настраивает на то, чтобы выпустить энергию и получить свою дозу адреналина за счет физической активности. Слэм или мош — хаотический танец посреди толпы зрителей — как будто вполне закономерное следствие такого настроя.
На самом деле слэм и мош — это не совсем одно и то же. Отличия включают в себя характер и направление движения, наличие или отсутствие танца, ударов и другие аспекты. Но границы понятий довольно размыты, и для простоты изложения я буду использовать эти слова как синонимы, понимая под ними хаотическую толкучку.
Опросы показывают, что для одних слэм — это сублимация агрессии в безопасной форме, для других — способ выразить одобрение играющей группе. А третьи — считают, что такое поведение удовлетворяет потребность в безопасности и приобщении к группе, поскольку взрослые участники моша строго придерживаются этикета и учат правилам младших. В частности, мош строго доброволен: неформальные правила запрещают насильно затягивать в толпу танцующих того, кто этого не хочет. Правила предписывают помогать упавшим и уважать товарищей, объясняют, как выбрать одежду, чтобы был меньше риск упасть или поцарапать других фурнитурой.
Антропологи считают, что этикет моша схож с ритуалами племен Папуа Новой Гвинеи: в обоих случаях старшие обучают младших правильно танцевать под катарсическую музыку. Но когда я — физик — смотрю на двигающихся в толпе людей, я скорее думаю об их сходстве с атомами или молекулами в газе или в жидкости, чем о ритуальных практиках жителей Новой Гвинеи. И не я один: например, движение пешеходов довольно часто исследуют с помощью гидродинамических или сыпучих моделей.
Это работает, поскольку люди в движущейся толпе, независимо от того, спешат они на работу или убегают от опасности, не задействуют сложные системы принятия решений. Они могут быть погружены в свои мысли или наушники и идти «на автомате», могут стараться как можно быстрее покинуть опасное место. Их движением управляют простые мотивы, и поэтому понятно, как их моделировать. В этом смысле толпы людей мало отличаются от стада баранов.