Ближе к земле: как Kaspersky Antidrone стал зарабатывать сотни миллионов рублей

Изрядно нашумевшее семейство языковых моделей GPT от OpenAI показало миру, на что способен искусственный интеллект, принимая на вход уже не только текст, но и изображения. Другое проявление возможностей ИИ и работы нейросетей демонстрирует Kaspersky Antidrone. Анализируя данные с помощью радара, радиочастотного модуля и видео, эта система противодействия гражданским дронам защищает промышленные объекты и масштабные публичные мероприятия. Решение становится все более востребованным: если в прошлом году выручка направления превысила 200 млн рублей, то по итогам 2023-го компания ждет уже четырехкратный рост продаж и поступлений в размере 800 млн рублей.
В марте 2023 года в орфографическом словаре Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН появилось новое слово «коптер». Это красноречивое отражение закрепления дронов в повседневной жизни и бурного роста как числа самих беспилотников, так и этого рынка в денежном выражении: по экспертным оценкам, сегодня он составляет 13-14 млрд рублей. К 2025 году объем отечественного рынка беспилотных авиационных систем может вырасти до 50 млрд рублей, к 2030 году — до 120 млрд рублей, оценивал гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих.
К 2030 году на одном квадратном километре в крупном мегаполисе сможет находиться свыше 1000 беспилотников, прогнозирует эксперт рынка НТИ «Аэронет», генеральный директор компании-производителя «М-Индастриз» Михаил Липатов. «Существующие системы управления воздушным движением не способны справиться с таким объемом пользователей и поэтому требуют внедрения новых нейросетевых технологий», — уверен он. А это значит, не за горами включение в словари и таких терминов, как «антидрон» или «антикоптер».
Тем, о чем говорит Михаил Липатов, занимаются системы противодействия дронам, предназначенные для предотвращения нежелательного вторжения БПЛА (беспилотных летательных аппаратов) на закрытую для полетов и охраняемую территорию. Сегодня это необходимый инструмент для многих крупных промышленных предприятий, аэропортов, частных владений и массовых мероприятий.
В частности, решение такого рода предлагает Kaspersky Antidrone — появившееся несколько лет назад в «Лаборатории Касперского» подразделение по обнаружению дронов и защите от них гражданских промышленных объектов. Из стартапа, основатели которого показали идею и прототип инвестиционному комитету компании в 2018 году, Kaspersky Antidrone за пять лет вырос в востребованный сервис, став частью портфеля корпоративных продуктов компании, с выручкой в сотни миллионов рублей. Как появился и из чего сегодня состоит этот программно-аппаратный комплекс, кого он уже защитил и каковы дальнейшие перспективы этого рынка, выяснял Forbes.

С чего все начиналось
«С авиамоделирования и аккумуляторов», — отвечает Владимир Туров, руководитель и сооснователь проекта Kaspersky Antidrone. Еще в 2000-х любители моделирования собирались на тематических форумах, обсуждали самолеты, стабилизаторы, углы установки, маневренность и другие параметры, вспоминает Туров: «Таких людей было 3000 на всю Россию. Сейчас многие из них работают в разных проектах, посвященных беспилотникам или таким системам, как наша». К началу 2010-х годов на рынке появились литийполимерные аккумуляторы, а вместе с ними стали получать массовое распространение смартфоны и новые типы батарей. Это вдохновило энтузиастов и придало огромный импульс развитию такой технологической ниши, как квадрокоптеры.
Туров вместе с друзьями, которые, как и он, увлекались авиамоделированием, подхватили новую тему, и, будучи уже студентами, стали проектировать беспилотники. До поры развитие проекта шло в спокойном режиме, пока в 2018 году не случился чемпионат мира по футболу в России. Он послужил настоящим катализатором: количество желающих проводить видеосъемку — а значит, и дронов — выросло так сильно, что стало отчетливо ясно: на массовых мероприятиях нужно отслеживать квадрокоптеры и защищаться от них. Так Владимир и его друзья поняли: антидрон-решения — это дело, которым они будут заниматься, и ниша, в которой они попробуют занять свое место.