Мягкая сила
Выдающаяся певица Хибла Герзмава обладает уникальным голосом. Она покорила лучшие сцены мира и при этом уже почти тридцать лет остается верна своему дому — Музыкальному театру имени Станиславского и Немировича-Данченко. Совсем недавно состоялся Первый Конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, который стал знаковым культурным событием. А для меня — большая радость вновь встретиться с любимой певицей!
Я всегда восхищаюсь, Хибла, твоей неуемной энергией. При твоей колоссальной творческой востребованности ты еще придумала свой музыкальный конкурс. Не представляю, как тебя на всё хватает? Откуда силы берешь?
А что такое, Вадик, силы для творческого человека? Когда ты занимаешься любимым делом и тем, в чем уверенно себя чувствуешь, Господь дает на это силы — ровно столько, сколько ты можешь вынести.
Когда ты это поняла?
Я это поняла после смерти мамы: на мою долю очень много выпало тогда испытаний.
Ты же была еще совсем юной.
Мне было 17 лет, и я собиралась поступать в Московскую консерваторию. Мама очень хотела, чтобы я соединила свою жизнь с музыкой. Так важно, когда в тебя верят! Это то, что я пронесла через всю жизнь и осуществляю в своем конкурсе, который будет проводиться один раз в два года. В оперном жюри были агенты и директора театров и концертных залов. В жюри концертмейстеров соединились две плеяды — московская и питерская школы. Наша программа отличалась от всех конкурсов. Она была соткана из разной музыки: обязательная ария Моцарта, арии разных веков и стилей, оперетта, народная песня, дуэт, и всё это происходило на оперной сцене моего родного театра! Я счастлива, что Президентский фонд культурных инициатив поверил в нас и дал возможность сделать конкурс на высочайшем уровне. У нас очень красивый приз. Это потрясающий арт-объект — не статуэтка, а летящая нота, живая летящая нота. Мы оплатили всем конкурсантам дорогу, проживание. В наших участниках, молодых людях, очень много творческой энергии. Есть немало прекрасных певцов, которые вроде бы уже и занимаются профессией, но основной карьеры у них нет. Это ведь важно, чтобы в какой-то определенный момент тебе помогли и в тебя поверили. Я всегда знала, что творческий человек нуждается в поощрении, нуждается в правильном воспитании и педагоге, в правильных учебных заведениях, в правильных конкурсах, в правильных концертных залах и оперных домах. Это всё путь, очень важный и трудный.
В этом смысле у тебя самой всё сложилось довольно стремительно. Ты училась в Московской консерватории у прекрасных педагогов — Ирины Масленниковой и Евгении Арефьевой, они тебя любили, верили в твой талант. Еще студенткой тебя ожидал триумф на Международном конкурсе Чайковского — Гран-при, причем этот высший приз был вручен впервые за всю историю конкурса. Ты попала в Театр Станиславского и Немировича-Данченко — и сразу колоссальный творческий интерес к тебе со стороны руководителя оперной труппы Александра Тителя.
За всем этим стоит огромный труд тех людей, которые меня направляли на этот путь, и огромный мой труд, ведь важно, что человек трудится и служит музыке.
Вот эта работоспособность, про которую ты говоришь, у тебя в крови, тоже с детства?
Перфекционизм, да. Я с детства была такой, со школы. Это когда ты стараешься во всем быть отличником. Иногда это даже мешает, иногда это надо немножечко отпустить, но сделать это сложно, потому что ты воспитан так, в такой семье. Это всё было в очень правильном русле, так скажем.
Ты можешь сколько угодно говорить о том, что можно себя немножко отпустить, — у тебя это точно не получится. Поэтому и результаты такие.
На самом деле я не хочу ничего отпускать. Это как тот скакун: если его не направлять, то он может убежать в другую сторону. Нужно знать, что важно для тебя, знать, куда ты идешь, если у тебя есть конкретная задача. Тогда можно распределить и вот этот перфекционизм, и свои силы, и чувство долга, и честность перед профессией. Честолюбие и честность в профессии — главные составляющие оперного певца. Я счастлива, что училась в Москве, в консерватории. Я счастлива и горжусь, что я российская оперная певица, что я народная артистка России и лауреат Государственной премии моей страны.
Ты счастливый человек еще и потому, что рано поняла, куда идешь, в какую сторону и кем хочешь быть. Хотя я знаю, что в детстве ты мечтала стать органисткой — даже в консерватории параллельно с вокальным факультетом два года училась на факультете органа.
Пианистическое прошлое очень помогает в моей сегодняшней певческой жизни.
А как помогает?