Как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век

Правила жизниИстория

Героиня Татлина

Александра Селиванова, историк архитектуры, исследователь из университета Баухауса в Веймаре

Два главных редактора – Сергей Минаев из «Правил жизни» и Трифон Бебутов из «Афиши Daily» – созвонились с Александрой Селивановой, историком архитектуры и исследователем из университета Баухауса в Веймаре. Стороны обсудили, как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век, а также о чем мечтали авангардисты и почему эти мечты так и не сбылись.

Трифон Бебутов: Можем ли мы сказать, что появление авангарда – следствие линейного развития искусства внутри России? Или именно революция стала почвой для его развития?

Александра Селиванова: Существует проблема с тем, что мы называем авангардом. Это удобный, зонтичный термин, который в какой-то момент стали активно использовать искусствоведы. Во многом такое восприятие связано с рынком: таким образом маркируют наследие определенного художественного периода, которое хорошо продается. Но если начать разбираться, возникает вопрос. Фигуративное искусство, Лабас или Тышлер – это авангард? Или авангард – это Лисицкий, Кандинский и Малевич?

Сергей Минаев: Это хороший вопрос. Обыватель, конечно, сказал бы: «Авангард – это Лисицкий, это Татлин».

Александра: Строго говоря, задолго до революции в России уже сформировался футуризм. «Бубновый валет», «Ослиный хвост», Малевич написал свой «Черный квадрат», вместе с Крученых и Матюшиным поставил «Победу над солнцем». То есть авангард – вернее, «золотой фонд авангарда» – к 1917 году уже существовал.

Если бы меня спросили, что я понимаю под авангардом, я бы, наверное, ответила так. Авангард – это искусство, нацеленное на переустройство мира. На создание нового. Его невероятная амбициозность характерна для всех этих очень разных течений, которые существовали и до революции, и после. Спектр действительно очень широкий – от абсолютной метафизики до конструктивизма, производственного искусства.

Получается широкий спектр, который объединен идеей о том, что художник может формировать новую реальность, используя свое воображение и творческую волю. Здесь очень важен синтез, соединяются наука, техника, средства изобразительного искусства, архитектура, музыка и так далее. Поэтому все яркие имена проявились в очень разных областях.

Сергей: Откуда взялась эта энергетика в русском художественном обществе того времени?

Александра: Она появилась не только здесь. Это общемировая история.

Сергей: Я перефразирую. Это история заимствованная или переосмысленная, рожденная здесь?

Александра: Я бы не хотела говорить об этих идеях как о заимствованных. Существовало единое пространство идей, в которые была погружена в первую очередь Европа. Люди перемещались по миру, учились там и здесь. Была усталость. Предчувствие большой войны. Следствие индустриальной революции. Города переходили на другой темп жизни. Формировалась новая система ценностей. Все вместе образовывало новую реальность. Искусству было необходимо ответить новой реальности. Условные символисты оказались абсолютно вне этого нового поля. Стиль модерн пытается успеть за изменениями, но не успевает. Появляется ощущение нехватки свежего воздуха. Эта усталость выражена в символизме, в символисткой поэзии и изобразительном искусстве. И возникает в некотором смысле варварский дух, для которого характерен интерес к культурам, условно не включенным до того в золотой фонд искусства. К чему-то новому вроде техники, науки, авиации.

Я когда-то делала выставку «Авангард. Авиация» как раз об этом. Возможность взлететь над землей и посмотреть на нее сверху изменила художественный язык и философию в целом. Теория общего дела, идея заселения других планет – все это появляется параллельно. Открытие рентгеновских лучей, опыты с электричеством, радиоволнами – это взрыв в науке, он оказывает огромное влияние на художников, на тех же Малевича и Матюшина. Потому что выяснилось, что мир устроен иначе. Не так, как думали раньше. Есть мельчайшие частицы, есть кристаллическая решетка. Это взрывает мозг восприимчивым людям, которые очень чутки к миру, и приводит к тому, что художники чувствуют готовность выйти на арену – не в роли оформителей жизни, а в роли создателей нового мира.

Трифон: То есть параллельные процессы происходят и на Западе, и в России.

Александра: Да. И заканчивая разговор об истоках авангарда, нужно сказать и о Первой мировой. Весь мир переживает тотальный ужас, связанный в том числе с новым способом ведения войны, с массовыми смертями, с появлением химического оружия.

1915 год значим для русского авангарда, потому что многое происходит: выставка «0,10», Малевич показывает «Черный квадрат» и объявляет супрематизм. Поэтому революция скорее была для многих удачным совпадением – в том смысле, что дала возможность реализоваться. Сдвиги в обществе, в восприятии реальности происходили и до нее. Но без революции художники не получили бы такой возможности для реализации. Я говорю о пяти-семи послереволюционных годах, потому что потом начинаются уже другие процессы.

Революция создала окно возможностей, связанных и с реализацией масштабных проектов, и с финансированием. Были сметены рамки, которые существовали до этого. Например, евреи практически не имели возможности получить художественное образование, как и крестьянские дети. Никогда бы не прозвучали так громко, например, фамилии Леонидова и Мельникова.

Сергей: Из этой точки кажется, что русские авангардисты и большевики были идеальными попутчиками. Потому что одни представляли новое искусство, другие – новую политическую систему. И было логично им соединиться. Позже мы к 1929 году вернемся обязательно. Но вот в этот момент новая власть использует авангард как рупор.

Александра: Не соглашусь. Во-первых, про русский авангард. Мне очень важно сказать: он не «русский». Потому что большинство художников, композиторов, литераторов, театральных деятелей были евреи. Многие украинцы. Нам удобно говорить «советский авангард», но как тогда называть то, что было до 1917-го?

Сергей: До 1917 года они все были подданными Российской империи.

Александра: Удобный штамп «русский авангард» появился в 1960–70-х.

Сергей: А как он оказался в мировой повестке? Нет же «авангарда Российской империи». Как его называют?

Александра: Его называют именно «русским авангардом», и сейчас это большая проблема. Мы прекрасно понимаем, что этот термин выводит искусство из политической рамки, которая не всем нравилась. В 1960-х большинство западных искусствоведов рассматривали искусство, скажем так, в отрыве от пафоса самих художников. Политический контекст был не очень хорош. Поэтому не «советский», а «русский» авангард. Но сейчас мы сталкиваемся с тем, что, пардон, а какой он русский?

Трифон: К разговору о том, что власть использовала художников. О чем идет речь? О том, что существовала дореволюционная среда, Академия художеств. Ее, по сути, снесли. Прежних академиков сменили новые художники. С появлением Вхутемаса поменялась система образования, появилась возможность оказаться в этих аудиториях и мастерских без экзамена, без привилегий. То есть, с одной стороны, это государственная инициатива. С другой – художники отозвались и согласились с этими переменами.

Сергей: В создании мастерских Вхутемаса участвуют Кандинский и Татлин. Когда мы говорим про «бывших», про Академию художеств и царскую Россию, что важно? Это была другая социальная система. Поэтому, конечно, художники принимают перемены. Одни уезжают из России. Другие приходят и получают шанс, которого до революции не было.

Александра: Смена системы образования тоже проходила неровно. Кто эти новые люди? Мы говорим про Вхутемас. Половина ее преподавателей – это люди, получившие образование в Европе. Да, мир искусники уехали. Сомов, Судейкин, Добужинский, Бенуа. Но многие из старой гвардии остались. Например, Фаворский на полиграффаке, Штеренберг, Фальк на живфаке или братья Веснины, которые, по сути, сформировали пул конструктивистских архитекторов. Это, что называется, «старые спецы». Люди из другого времени. То есть раскол в их рядах проходил и до революции. Были те же символисты, а были и те, кто в начале века был готов к экспериментам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не ешь пирожок! Не ешь пирожок!

Составляем правильное меню для тебя (без булочек!)

VOICE
«Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More” «Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More”

О взглядах на профессию оценщика, импакте и трендах развития сферы оценки

Позитивные изменения
Vicootes Vicootes

Рагим Джафаров сочетает интеллектуальность с сюжетностью

Правила жизни
Невидимая Дженис: история женщины, которая коллекционирует чужие судьбы и меняет свою Невидимая Дженис: история женщины, которая коллекционирует чужие судьбы и меняет свою

Отрывок из дебютного романа Салли Пейдж «Хранительница историй»

Forbes
Звериный оскал капитализма Звериный оскал капитализма

Лихие девяностые в карикатурах журнала «Крокодил»

Автопилот
Скандал с отцом 8-летней фигуристки: почему родители унижают детей-спортсменов — история Мирославы и Михаила Лебедевых Скандал с отцом 8-летней фигуристки: почему родители унижают детей-спортсменов — история Мирославы и Михаила Лебедевых

Почему родители готовы жертвовать здоровьем ребенка ради чемпионства?

Psychologies
Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких Как помочь тем, кто находится в кризисной ситуации. 5 советов для родственников, друзей и близких

Как поддержать того, кому действительно нужна помощь

СНОБ
8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор 8 Марта: что нужно знать о празднике в XXI веке — исторический разбор

Изучаем, как появилось и изменилось Восьмое Марта в нашем календаре

Psychologies
Веселая жизнь «Вест Хэма»: владельцы сделали состояние на порно, в фанатах — Миа Халифа Веселая жизнь «Вест Хэма»: владельцы сделали состояние на порно, в фанатах — Миа Халифа

Фильмы для взрослых и самый популярный вид спорта объединились в Лондоне

Maxim
Как человеку работать рядом с роботом? Учимся внедрять ИИ в производственный процесс Как человеку работать рядом с роботом? Учимся внедрять ИИ в производственный процесс

Стоит ли опасаться того, что роботы окончательно заменят человеческий труд?

ТехИнсайдер
Благоденствие из головы диктатора Благоденствие из головы диктатора

Зачем государству равенства в утопии «История севарамбов» нужен монарх

Weekend
Пять знаменитых женщин, которые любили выпить Пять знаменитых женщин, которые любили выпить

И среди великих женщин встречались яркие личности, неравнодушные к алкоголю

Maxim
Ипотека от нуля Ипотека от нуля

Как и почему ЦБ борется с нулевыми процентами по ипотеке

Деньги
Что Дженнифер Лопес сказала Бену Аффлеку на церемонии «Грэмми» Что Дженнифер Лопес сказала Бену Аффлеку на церемонии «Грэмми»

Бен Аффлек раскрыл детали разговора с женой во время известной церемонии

VOICE
Миротворческий работник Миротворческий работник

Марина Алексеева: метаморфозы реальности

Weekend
7 редких экспонатов Музея-квартиры Николая Голованова 7 редких экспонатов Музея-квартиры Николая Голованова

Удивительные предметы из коллекции музыканта Николая Голованова

Культура.РФ
Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов Самые смешные цитаты о сексе из сериалов и фильмов

Цитаты из фильмов, кв которых шутили про секс!

Maxim
Александр Долгих. Значение цифр Александр Долгих. Значение цифр

Об относительности скорости

4x4 Club
Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар» Музыка, грим, спецэффекты: за какие фильмы женщины впервые получали «Оскар»

Женщины, которые шаг за шагом отвоевывали свое место в киноиндустрии

Forbes
Не только «против мужчин»: зачем нужна женская дружба Не только «против мужчин»: зачем нужна женская дружба

Зачем женщины нужны друг другу

VOICE
Позитивные аффирмации: обман или очень полезное упражнение? Позитивные аффирмации: обман или очень полезное упражнение?

Верите ли вы, что наши мысли формируют наше окружение и восприятие реальности?

ТехИнсайдер
Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте Владелец Regent — о пяти слагаемых ресторанного бизнеса и винной карте

Ресторатор Алексей Пинский — о балансе меню и нюансах составления винной карты

РБК
Не суперъяхтами едиными Не суперъяхтами едиными

Долой вредные стереотипы! Они мешают жить

Y Magazine
Арктику скоро могут заполнить пизли и гролары. Это не мифические существа, а гибриды медведей Арктику скоро могут заполнить пизли и гролары. Это не мифические существа, а гибриды медведей

Пизли — гибрид белого и бурого медведей

ТехИнсайдер
Философия аскетизма от Диогена до Стива Джобса: как ограничения делают жизнь лучше Философия аскетизма от Диогена до Стива Джобса: как ограничения делают жизнь лучше

Как ограничения меняют нашу жизнь и помогают разобраться в себе?

Правила жизни
Как брать, давать и не давать в долг: мужской кодекс Как брать, давать и не давать в долг: мужской кодекс

Нет ничего хуже для дружбы, чем долги. Но ситуации бывают разные

Maxim
Переложение для восьми волосов Переложение для восьми волосов

Генетики хотели разобраться со здоровьем Бетховена, но уперлись в генеалогию

N+1
Стоит ли вести дела с близкими и как избежать проблем, если вы все же решились Стоит ли вести дела с близкими и как избежать проблем, если вы все же решились

Предпринимательство нередко разрушает родственные связи. Как этого избежать?

Psychologies
История, которая потрясла мир: как Кайл Макдональд обменял скрепку на дом История, которая потрясла мир: как Кайл Макдональд обменял скрепку на дом

На что можно обменять простую скрепку?

VOICE
Метод «Джакарта»: как антикоммунистическая политика США изменила «третий мир» Метод «Джакарта»: как антикоммунистическая политика США изменила «третий мир»

Как США поменяли вектор политического развития сразу на нескольких континентах

Forbes
Открыть в приложении