По-прежнему смотрю наше кино, причем советское — неповторимое, непостижимое

Коллекция. Караван историйРепортаж

Андрей Ургант: «Если бы мне досталась такая роль, как у мамы в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался»

Марина Порк

Фото: Андрей Федечко

Мама не любила моих друзей, не принимала их дома. Как-то, мне исполнилось уже лет пятьдесят, спросил ее: «Мам, ну сколько можно? Это все потому, что ты меня считаешь своей личной собственностью». Она подтвердила: «Да, я тебя считаю своей личной собственностью, поэтому не отдам тебя ни друзьям, ни девушкам, будешь при мне, у левой ноги по команде «Рядом».

— Андрей Львович, в конце марта в прокат выходит кинокомедия «Любовь-Морковь: Восстание машин». Это уже четвертый фильм любимой зрителями франшизы, где вы играете персонажа по фамилии Нерон. Чем вас привлекла роль, как проходили съемки?

— Здесь все завязано на товарищеских отношениях. Продюсер Ренат Давлетьяров, который в свое время проект затеял, звонит среди ночи и говорит: «Андрей, у меня есть для тебя роль, хочу, чтобы ты ее сыграл». Нет никаких проб. Не надо нервничать, не надо специально куда-то ехать. Ренат просто приглашает работать. Конечно согласился. Он человек крутого нрава, но мне это в работе не мешает. Кто-то не смог с ним сработаться, а кто-то может. Я состою во второй компании, мы друзья, поэтому отказать ему не могу.

К тому же он никогда не предлагал мне заведомо чудовищных проектов. Понимаю, что «Любовь-Морковь» отнюдь не первый сценарий, где по сюжету герои меняются телами, личностями, когда идет переселение душ. Ну и что? Все равно интересно, в этом мире многое уже придумано и воплощено. Нот по-прежнему всего семь, сюжетов мировой литературы — по большому счету, четыре. Колесо уже изобретено. Очень трудно придумать что-то оригинальное, но возможно.

Например, «Аватар», который стал для меня откровением, где потрясают не только компьютерные технологии, но и идея, фантастическая гуманистическая подоплека. А еще «Терминатор 2: Судный день». Многие считают, что это боевик со взрывами автомобилей, пулеметными очередями. Для меня же это история про то, как пережившая множество испытаний женщина влюбилась в робота, железного человека. Люди перевелись. В финале, когда робот самоуничтожается, поскольку не хочет мешать людям разбираться самим со своими проблемами, его жалко: слезы наворачиваются на глаза. Да, научились за сто лет делать хорошее кино.

Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Алексей Глазырин, Нина Ургант и Всеволод Сафонов в фильме «Белорусский вокзал», 1970 год. Фото: РИА Новости

Но по-прежнему смотрю наше кино, причем советское — неповторимое, непостижимое. Великие итальянские режиссеры утверждали, что неореализм придумали русские: «Посмотрите «Летят журавли». Вы же сами это придумали до нас, мы только развили тему». То же самое говорят американские писатели, Фолкнер, например: «Что такого мы написали? Почитайте Достоевского». Мы не умеем ценить наших гениев, к сожалению. Позвольте мне любить наше кино. Последние лет двадцать смотрю преимущественно отечественные картины, в том числе и сериалы: «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень», «Щит и меч» — супертелесериалы.

Ничего, что не мы, а они в Голливуде придумали сюжет о переселении людей в разные тела, ничего, что мы его повторили, подумаешь! Ничуть этого не стесняюсь. Как я мог отказаться от проекта «Любовь-Морковь», когда там снимаются прекрасные ребята, теперь уже мои друзья навсегда!

— Как работали бессменные исполнители главных ролей Гоша Куценко и Кристина Орбакайте?

— Нормально работали. Гоша, конечно, хулиган, но и мне удавалось его рассмешить. Не все тексты были в сценарии, что-то рождалось на площадке. Например, мой герой неожиданно сказал: «Как вы себя чувствуете, в смысле: прекрасно выглядите». Почему-то хохотали минут десять.

— Чем еще запомнились съемки?

— Когда снимали первую часть, у меня возникли проблемы с опорно-двигательной системой, я сидел на очень серьезной диете, три раза в сутки тратил по 45 минут, чтобы накапать себе всякие лекарства, выпить их, сварить на маленькой плиточке какую-то травку. Аптечку всегда возил с собой. Гоша надо мной смеялся. А у меня тогда был довольно большой вес, и это тоже явилось одной из причин того, что вдруг одна моя нога перестала ходить. Я сидел на каплях, довольно сильно похудел и просто летал. Гоша надо мной смеялся-смеялся, потом посмотрел и говорит: «Слушай, ты помолодел просто на 20 лет». А я был упорен, мне так хотелось быть ловким, сильным, не хромать. Все метаморфозы происходили на глазах моих партнеров, сопровождались большими усилиями, поэтому отношение к проекту «Любовь-Морковь» у меня особенное, на этом фильме я поверил в свои волевые качества, убедился, что при желании могу взять себя в руки.

Андрей Ургант и Нина Ургант, 90-е годы. Фото: из архива А. Урганта

— По какому поводу мог прогневаться продюсер?

— По любому. Он мог раскричаться просто с места в карьер. Кто-то опоздал, кто-то из артистов забыл фразу — тут же его реакция: «Все, вы не учите текст!» Он мог спустить собак на группу за то, что мы на три минуты задерживаемся или на три минуты дольше снимаем. Вообще, нарушать дисциплину не принято. Я снимался в международных проектах во Франции, Норвегии. Если у меня в вызывном листе написано: 11.35 — площадка, 11.43 — грим, 12.01 — 21-я сцена, 14.03 — 22-я, то все так до секунды и произойдет. А если что-то пойдет не так, моментально вмешается профсоюз. Там режиссер не может сказать: «Ребята, давайте еще полчасика поснимаем, а потом пообедаем». Так не бывает. Там дисциплина — это не пустой звук.

Ренат тоже ненавидит беспорядок. Когда кто-то опаздывает, тут уж все виноваты. Но ему многое прощается, потому что он так же быстро остывает, не держит зла на людей, не мстительный. Он любит артистов, доверяет им, а это едва ли не самое ценное качество для продюсера и режиссера. Меня он звал в свое кино пять раз, столько раз меня не приглашал ни один человек. Я вообще не избалован ролями в кино.

— Неужели?! А как же семь десятков проектов, в которых вы снялись?

— Может, я и сыграл 70 ролей в кино, но ни разу в жизни не спел песню Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют, деревья не растут...», как это сделала моя матушка Нина Николаевна Ургант. Если бы мне досталась такая роль, как у нее в «Белорусском вокзале», мог бы с полным правом утверждать: я не зря снимался.

Справедливости ради, скажу: кино подарило мне множество встреч с прекрасными художниками. Тепло вспоминаю работу на картине Юрия Мамина «Окно в Париж». Спасибо Юрию Борисовичу, он, конечно, тоже вспыльчивый, с огромным самомнением, но разве талантливый человек не имеет на это права? Он потрясающий режиссер, блистательно играет на фортепьяно, чудесно поет, неуемный фантазер и рассказчик. Юрий Борисович пригласил меня на картину без проб. Я попросил:

— Дайте почитать сценарий.

— Да что ты, зачем? Снимайся, ты же артист.

А мне тогда исполнилось двадцать девять, я еще был довольно резким. Мамин дал мне сценарий. Я прочитал. Он звонит:

— Ну как, что скажешь?

— Юрий Борисович, не буду сниматься.

— Как, почему?!

Тут я изрек такую фразу:

— Я про нашу жизнь так, как вы с Аркадием Тигаем написали в сценарии, не думаю.

Мамин стушевался на долю секунды, потом говорит:

— Но ты-то должен понимать, что это же не ты, а твой персонаж так считает. В Париж поедешь?

— Не надо меня шантажировать каким-то Парижем, я могу и не ехать в ваш Париж.

В общем, проявил себя как последний дурак, а Мамин, наоборот, повел себя как человек мудрый и все-таки уговорил сниматься. Я целый месяц провел в Париже. У меня было всего четыре съемочных днях, работал два дня в начале месяца, а потом еще два — в конце.

Директору было выгоднее не возить меня туда-сюда, а просто заселить в отель. Я много бродил по Парижу и был пленен этим городом, так же как родным Петербургом, они чем-то похожи, хотя Париж старше раза в четыре.

Ия Саввина, 1964 год. Фото: Василий Малышев/РИА Новости

Актерский труд был тогда в цене, конечно, никакой валюты мы не получили, с нами расплатились в рублях, но я заработал достойный гонорар, по тем временам для меня очень большой. Привез два чемодана подарков. Главное, фильм имел успех у зрителей, а я — свою толику успеха. Даже моей маме понравилось, а мама была строгим судьей.

Очень люблю роль в картине Виталия Мельникова «Последнее дело Вареного». Он снял много хорошего, к примеру, гениальный фильм «Начальник Чукотки». В «Последнем деле...» у меня тоже роль второго плана, но это единственный случай, когда я смеялся, глядя на экран, и даже забыл, что, собственно, это я играю. Тогда вернулся из Парижа, где накупил себе шелковых рубашек, брюк, ярких галстуков, ботинок — насмотрелся гангстерских фильмов, и мне очень хотелось ходить в шелковых рубашках, как дон Корлеоне. Все они перекочевали в фильм к Мельникову. Их было не купить в России, а выглядеть на экране требовалось как мафиозо, наши бандиты ведь тоже ориентировались на лучшие западные модные образцы. Они не носили малиновых пиджаков, они ходили, как дон Корлеоне, в костюмах за две тысячи долларов. А сегодня это был бы такой среднестатистический костюмчик.

Хорошие воспоминания остались от работы в картине Сергея Овчарова «Барабаниада». Режиссер нашел интересный ход, снял картину в стилистике немого кино. Роль интересная, я играл руководителя маленького похоронного оркестрика. Саша Половцев забавно выглядел в роли главного героя, он там бил в огромный барабан. Мы были тогда молоды и совсем неприхотливы. Снимались зимой, при минус двадцати, переодевались в холодных автобусах.

Но это было приключение. Я не грузил себя мыслями, где и как прочерчивать ходы роли, не стояло такой задачи. Это в театре надо думать, а в кино надо сниматься, там ломают головы режиссер и оператор. Либо между режиссером и артистом должен существовать плотный сговор. Думаю, у Саши Половцева он был, все-таки он играл центральную роль, которая шла насквозь, через весь сюжет, а я — лишь историю про похоронный оркестр. Но моя роль второго плана наполнилась содержанием и получилась достаточно объемной.

— Экранизацию «Мастера и Маргариты», которую снял Владимир Бортко и где вы сыграли конферансье Жоржа Бенгальского, довольно часто показывают по разным телеканалам. Как вам работалось?

— Хорошо работалось, меня окружали интересные партнеры. Мы же общались не только на площадке, но и за ее пределами. Саша Абдулов, игравший Коровьева, все время рассказывал забавные истории, курил одну сигарету за другой. А однажды он чуть не убил фотоаппаратом парня, который, как выяснилось, притаившись за дверью, снимал нас в гримерке, не спросив Сашиного разрешения. В то время за мной так никто не подглядывал и с фотоаппаратом из-за угла не наскакивал. А на Сашу велась целая охота, поэтому он так бурно реагировал.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ника Гаркалина: Ника Гаркалина:

Дочь Валерия Гаркалина вспоминает об отце

Караван историй
Героиня Татлина Героиня Татлина

Как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век

Правила жизни
Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все» Людмила Иванова: «Ради Олега Ефремова мы были готовы на все»

Эти отрывки из моих интервью наполнены юмором и атмосферой того времени

Коллекция. Караван историй
Какой ужас: хохлатые пингвины всегда бросают свое первое яйцо. Но почему они поступают так жестоко? Какой ужас: хохлатые пингвины всегда бросают свое первое яйцо. Но почему они поступают так жестоко?

Почему хохлатые пингвины живут по спартанским законам?

ТехИнсайдер
Планета по имени Инна Планета по имени Инна

Бывают актеры способные, бывают талантливые, а иногда случаются — великие

Караван историй
Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога Как влюбить в себя другого: «методичка» от психолога

Реально ли влюбить в себя человека без SMS, регистрации и приворотов?

Psychologies
Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...» Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...»

Популярность — это результат, а для меня всегда важен процесс

Караван историй
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
Квартира-ловушка Квартира-ловушка

5 признаков риелторов-мошенников: как вовремя распознать обман при покупке жилья

Лиза
Олеся Рудакова. Мама Олеся Рудакова. Мама

Дочь Нины Руслановой: «Мама не могла ни говорить, ни писать, но мы не сдавались»

Коллекция. Караван историй
Искусственная кожа, выдерживающая экстремальный холод и убивающая микробов: теперь покров кальмаров могут носить и люди Искусственная кожа, выдерживающая экстремальный холод и убивающая микробов: теперь покров кальмаров могут носить и люди

Искусственная кожа сможет убивать бактерии и грибки

ТехИнсайдер
Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды» Лариса Малеванная: «Товстоногов говорил, что в БДТ нет звезд, поскольку все звезды»

Лариса Малеванная — очерки об известных и дорогих ей людях

Коллекция. Караван историй
На балийской вилле На балийской вилле

В небольшой квартире удалось создать аутентичную атмосферу тропической виллы

Идеи Вашего Дома
Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было Райан Рейнольдс. Интервью, которого не было

Мы сначала играем что-то на экране, а потом это случается с нами в жизни...

Караван историй
Любить нельзя стесняться Любить нельзя стесняться

Почему любовь к себе – большой ресурс в отношениях с другими?

Новый очаг
Не только гладить вещи: 7 удивительных лайфхаков с утюгом — вы будете поражены! Не только гладить вещи: 7 удивительных лайфхаков с утюгом — вы будете поражены!

Рассказываем, как извлечь бо́льшую выгоду из обычного утюга

ТехИнсайдер
История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык

Поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели и о знаковых произведениях

Правила жизни
Балет за границу Балет за границу

Сергей Дягилев стал гениальным продюсером задолго до появления слова «продюсер»

Правила жизни
Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии

Зачем нужны сны и как побороть бессонницу?

Psychologies
Лучшая книга в истории человечества Лучшая книга в истории человечества

Существует ли роман или поэма, которые каждый обязан прочесть?

Maxim
Любовь пространства Любовь пространства

Янина Болдырева: медиум как метафора

Weekend
Хелена Побяржина: «Валсарб» Хелена Побяржина: «Валсарб»

Необычный роман о личной и исторической памяти

СНОБ
Звериный оскал капитализма Звериный оскал капитализма

Лихие девяностые в карикатурах журнала «Крокодил»

Автопилот
Мы так же любим любить Мы так же любим любить

Юлия Высоцкая – о том, что её бесит и почему завтраки должны быть запрещены

Новый очаг
Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами Секреты и ловушки ревности: 9 главных вопросов — разбор с психологами

Что на самом деле значит ревность?

Psychologies
6 неочевидных причин, по которым может возникнуть вздутие живота 6 неочевидных причин, по которым может возникнуть вздутие живота

Гастроэнтеролог из Лондона рассказал о нетипичных причинах вздутия живота

ТехИнсайдер
Люди больше доверяют игрушечному роботу, чем антропоморфному Люди больше доверяют игрушечному роботу, чем антропоморфному

Почему людей так напрягают антропоморфные роботы?

ТехИнсайдер
Миротворческий работник Миротворческий работник

Марина Алексеева: метаморфозы реальности

Weekend
Не только Чикатило: три самых известных маньяка-детоубийцы СССР Не только Чикатило: три самых известных маньяка-детоубийцы СССР

Подобные истории в СССР старались замалчивать, но они все равно происходили

Maxim
Открыть в приложении