«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историйЗнаменитости

Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Он никогда не разрешал мне говорить, что он великий или выдающийся актер. Не позволял мне использовать в отношении него подобные эпитеты, ужасно злился. Владимир Абрамович говорил: «Ты не имеешь права так говорить обо мне, ты моя жена». На что я ему всегда отвечала: «Ну, как жена не имею права, а как зритель — имею!»

— Елена, летом в Геленджике установят необычную скульптурную композицию: на лавочке сидят, повернувшись друг к другу, Владимир Этуш и Василий Лановой. О чем они беседуют?

— А о чем могут говорить два легендарных актера, деливших в течение 66 лет (только вдумайтесь, это ведь дольше, чем мы с вами живем!) одну гримерку в родном для обоих Театре имени Вахтангова?!

— Надо же! Стало быть, они были друзьями?

— Ну нет, так, пожалуй, сказать нельзя.

— Признаюсь, я слышал мнение, что в театре вообще никто ни с кем не дружит.

— Мне сложно судить, насколько оно верно, ведь сама я никогда не была актрисой. Но, как правило, в жизни у актеров действительно совсем другой круг общения.

— Хорошо, в таком случае, как можно определить отношения Этуша и Ланового?

— Знаете, Владимир Абрамович очень любил слово «товарищ». Вот они с Василием Семеновичем были товарищами, я бы так ответила на ваш вопрос. Их отношения можно назвать театральным дружеством. И такое дружество вообще присуще Театру Вахтангова.

Владимир Этуш и Василий Лановой. Фото: из архива Е. Этуш

— То есть их общение шло исключительно в стенах театра?

— Нет, когда они были молодыми, то вместе отдыхали. В нашем альбоме много фотографий, где Владимир Абрамович и Василий Семенович вместе — то в подмосковном доме отдыха, то у моря... Просто потом, когда они повзрослели, обзавелись семьями, на совместные встречи, надо думать, не всегда находилось свободное время.

Оба они, кстати, очень любили Геленджик. Принимали участие в общественных мероприятиях, которые устраивали местные власти. В городе даже есть «Аллея звезд», где заложены звезды Владимира Абрамовича и Василия Семеновича. Наше с Владимиром Абрамовичем знакомство с Геленджиком началось, в частности, с проходившего там в свое время фестиваля «Южные ночи», где он ежегодно входил в состав участников. А с 2003 года по 2018-й мы каждое лето в августе непременно в течение трех недель отдыхали в одном из санаториев Геленджика. Словом, ничего удивительного, что руководство города одобрило идею установить там ту самую скульптурную композицию, посвященную двум великим актерам (теперь-то, наверное, мне можно так говорить).

— Почему Этуша так влекло именно в этот южный город? Что вообще для него означало отдыхать?

— Владимир Абрамович всегда говорил: «Геленджик — это лучшее место для отдыха!», и каждый раз мы с огромным удовольствием туда ездили. Там нереально красивая набережная протяженностью 14 километров, великолепное санаторно-курортное лечение, чудесно оборудованные пляжи.

Специально, кстати, мы никогда не загорали, приходя на пляж, старались всякий раз скрыться от жгучего солнца под навесом. Брали с собой электронные книги, каждый свою, и читали. Владимир Абрамович любил читать на отдыхе и исторические книги, и серьезные политические детективы, да и авантюрные романы, например роман Сидни Шелдона «Интриганка».

К Владимиру Абрамовичу загар — ровный, красивый — приставал мгновенно. Буквально через несколько дней он становился бронзовым, как статуя. Аж позавидуешь! После отдыха в Геленджике он всегда приезжал бодрым и веселым.

— Кого еще из коллег-актеров, кроме Ланового, Владимир Абрамович считал своими товарищами?

— Всех не перечислить. Например, Машу Аронову, Олю Тумайкину, Олега Макарова, Павла Любимцева, Юрия Васильевича Яковлева, Юлию Константиновну Борисову, Ирину Петровну Купченко, с которой у Владимира Абрамовича, к слову, была одна постоянная «гастрольная» шутка.

Василий Лановой, Владимир Шлезингер, Юрий Яковлев и Владимир Этуш. Фото: из архива Е. Этуш

— Какая?

— Родилась шутка так. Идем мы как-то все вместе, Ирина Петровна рассказывает что-то чрезвычайно интересное. Владимир Абрамович внимательно слушает, слушает и вдруг спрашивает: «Ирочка, откуда ты все это знаешь?» А она ему, смеясь, отвечает: «Владимир Абрамович, поживите с мое!» Вот с тех пор эта шутка нередко звучала во время наших встреч. Знаете, я заметила одну вещь: люди, их человеческие качества очень проявляются во время гастролей — хотя бы потому, что вы немало времени проводите вместе. В автобусе вместе, в поезде вместе, после спектакля обязательно совместный ужин, вновь, стало быть, вместе. И там быстро понимаешь, с кем тебе комфортно, а с кем нет. Так вот, сколько мы ни ездили на гастроли, всегда так получалось, что со всеми людьми, кто нас окружал, нам было невероятно комфортно.

Я всегда очень любила гастроли. С ними, кстати, связана еще одна интересная история, которая имеет отношение к Ирине Петровне Купченко. То были первые в моей жизни гастроли. В 2003 году вместе с Владимиром Абрамовичем я отправилась в Японию, где показывали «Гамлета» Петера Штайна.

Это, надо сказать, были большие и непростые гастроли: в течение 18 дней нужно было сыграть 12 спектаклей. Помню, Владимир Абрамович незадолго до отъезда как-то напрягся и сказал: «Не хочу, не поеду так далеко». Узнав об этом, организаторы расстроились, а потом предложили ему: «Пусть Лена поедет с вами». Тогда он согласился. Полет до Японии долгий, но только народным артистам были положены в самолете места в бизнес-классе. И вот чтобы во время того длительного полета я все время находилась рядом с Владимиром Абрамовичем, Ирина Петровна уступила мне свое место в бизнес-классе. Меня это тогда очень впечатлило.

— Здорово, что и говорить, по-товарищески! Елена, а не кажется ли вам, что среди актеров не может быть дружбы лишь потому, что этой творческой профессии, как, быть может, никакой другой, свойственно чувство зависти?

— Не знаю, чего завидовать-то самодостаточному артисту? Во всяком случае, Владимир Абрамович всегда только радовался успехам коллег.

— Дайте пример.

— Когда, допустим, он первый раз увидел фильм «Приходи на меня посмотреть», то был просто поражен, и, сколько бы раз эту картину ни показывали, он все время ее смотрел. Говорил: «Какие же потрясающие актерские работы!», имея в виду игру всех: и Екатерины Васильевой, и Ирины Купченко, и Олега Янковского, и Натальи Щукиной. Владимиру Абрамовичу также нравился, например, фильм «Бумер», и именно актерскими работами Владимира Вдовиченкова, Андрея Мерзликина, Сергея Горобченко, Максима Коновалова. Он говорил, что ребята чрезвычайно органичны.

Театр имени Вахтангова, 1969 год. Фото: из архива Театра имени Евгения Вахтангова

— «Бумер» — это уже иное поколение. Интересно, Владимир Абрамович проводил некое деление на старую актерскую школу и новую?

— Нет-нет, такого не было. Деление актеров у него шло исключительно по принципу «профессионально — непрофессионально», «органично — неорганично», «хорошая работа — плохая».

— Ваши слова, что Владимир Абрамович никому не завидовал, подтверждает история: когда Михаилу Ульянову дали народного артиста СССР, то Этуш был первым, кто сообщил ему о столь радостной новости. При этом совершенно непонятно, почему в скульптурной композиции, установленной у Театра имени Вахтангова на Арбате, стоят Этуш, Лановой и Яковлев. Где Ульянов? Почему среди них нет еще одного великого актера этого театра — Михаила Ульянова?

— Все очень просто. Тут нет никакой интриги или злого умысла. Дело в том, что скульптурную композицию на Арбате сделали по мотивам одной известной фотографии, которая понравилась нашему замечательному директору Театра имени Вахтангова Кириллу Игоревичу Кроку, и именно у него родилась идея создания этой скульптуры. По его инициативе и установили скульптурную композицию возле театра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Будущее в настоящем Будущее в настоящем

Искусственный интеллект: ожидания, страхи, реальность

Men Today
Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...» Ольга Антонова: «Я леплю из пластилина...»

Вот уже много лет рождение кукол стало моим, пожалуй, самым любимым делом...

Караван историй
Почему машина дергается при разгоне: 15 возможных причин Почему машина дергается при разгоне: 15 возможных причин

На что обратить внимание, если машину дергает?

ТехИнсайдер
Неудобные вопросы гинекологу Неудобные вопросы гинекологу

Самые распространенные проблемы, которые волнуют женщин

Лиза
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
Короткие волны, споты и риф-брейки: где серферам покататься на доске в Приморье? Короткие волны, споты и риф-брейки: где серферам покататься на доске в Приморье?

Лучшие серф-пляжи в окрестностях Владивостока

Правила жизни
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Зимний сад Зимний сад

Какие живые цветы будут красиво смотреться в вазе зимой

Лиза
Глюкометр: какой лучше выбрать для контроля сахара Глюкометр: какой лучше выбрать для контроля сахара

Разбираемся, какими бывают и какой выбрать глюкометр для дома

CHIP
На вахту заступает автоматика На вахту заступает автоматика

В СССР активно велись разработки проектов атомных подводных лодок II поколения

Наука и техника
Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра Не жить на автопилоте: почему важные вещи не стоит откладывать на завтра

Как распределять свои ресурсы и перестать жить вполсилы

Forbes
Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин Почему мы думаем, что не заслуживаем счастья: 6 причин

Откуда берется это ощущение — «я недостоин хорошей жизни/благополучия»?

Psychologies
Авианосцы постройки Великобритании и Франции, часть 2. Франция Авианосцы постройки Великобритании и Франции, часть 2. Франция

Два авианосца Франции, «Бретань» («Bretagne») и «Прованс» («Provence»)

Наука и техника
История стирки: как в разных странах справлялись с грязной одеждой до появления стиральной машины История стирки: как в разных странах справлялись с грязной одеждой до появления стиральной машины

Раньше для стирки люди использовали камни, мыло из животного жира и керосин

ТехИнсайдер
Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota? Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota?

Из всех существующих автомобильных испытаний, наиболее известен «тест лося»

4x4 Club
Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье Как биржевой игрок Давид Амарян стал крупным рантье

Давид Амарян отлично подходил европейским продавцам как покупатель

Forbes
Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности Вы — Дюма с Венерой во Льве: пятиминутный путеводитель по способам типирования личности

Соционика, астрология, психоматрица: по чему именно сходят с ума доверчивые люди

Правила жизни
Китай: как победить грязный уголь Китай: как победить грязный уголь

За 15 лет Китай решил проблему экологического негатива от угольной энергетики

Монокль
Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди Генетики восстановили карту мобильности в Римской империи: римляне переезжали почти также часто как современные люди

Как выглядела карта путешествий и миграций во время расцвета Римской империи?

ТехИнсайдер
За что страдало искусство За что страдало искусство

Как политические активисты учились уничтожать картины и скульптуры

Weekend
Что значат украшения: психологический разбор Что значат украшения: психологический разбор

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Что добавить в воду, чтобы быстро и без усилий помыть стены Что добавить в воду, чтобы быстро и без усилий помыть стены

Вспомнишь ли ты, когда последний раз приводила в порядок стены?

VOICE
Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже

Виагра, помимо прочего, также может снижать риск развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников Антистресс в офисе: как работодатели берегут психику своих сотрудников

Как компании помогают своим сотрудникам справляться с негативными эмоциями?

Inc.
Ругайтесь на здоровье: 2 аргумента в пользу ссор в паре Ругайтесь на здоровье: 2 аргумента в пользу ссор в паре

Мужья и жены, которые спорят до хрипоты, живут дольше тех, кто подавляет гнев

Psychologies
«Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей «Ты меня никогда не любила»: 4 совета для родителей, которые слышат такое от взрослых детей

Как отвечать на обвинения ребенка — и стоит ли принимать их всерьез?

Psychologies
Кундалини-йога приносит уникальную пользу мозгу Кундалини-йога приносит уникальную пользу мозгу

12-недельный курс кундалини-йоги принес испытуемым ряд ощутимых преимуществ

ТехИнсайдер
Зачем здоровый образ жизни пожилому человеку? Зачем здоровый образ жизни пожилому человеку?

Какие корректировки в образ жизни нужно вносить пожилому человеку?

Здоровье
Открыть в приложении