Какие требования предъявляются к автомобильным шинам российскими законами

АвтоМирАвто

Шиномонтаж в законе

Разбираемся, какие требования предъявляются к автомобильным шинам российским законодательством

Текст Алексей Лучников

Шины – это единственное, что связывает колесное транспортное средство с дорогой. Хотя бы уже поэтому переоценить их значение практически невозможно. А еще надо учесть, что в век скоростей эксплуатационные качества этих, на первый взгляд, несложных, но на самом деле весьма высокотехнологичных изделий, напрямую влияют не только на комфорт, но и на безопасность перемещения в пространстве. Каковы же современные требования закона к шинам?

Они содержатся в двух документах: техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (их многие ошибочно считают приложением к Правилам дорожного движения). Они частично дублируют друг друга, а в чем-то дополняют. Но принципиальное отличие между ними в том, что за нарушение требований техрегламента не штрафуют ввиду отсутствия в Административном кодексе соответствующих статей. А вот несоблюдение Основных положений чревато предупреждением или штрафом в 500 рублей (по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ). С них и начнем.

Итак, чтобы к вам не было претензий у сотрудника ГИБДД (а наказать имеет право как инспектор технического надзора, так и дорожно-патрульной службы) – «обувь» должна быть по размеру. Какому именно, узнаем из руководства по эксплуатации автомобиля. Необходимо следить не только за соответствием предписанной автопроизводителем размерности, но и индексом нагрузки. В целях сохранения устойчивости и управляемости на одну ось автомобиля нельзя монтировать «шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора». По этой же причине все колеса автомобиля должны быть либо ошипованные, либо неошипованные. Комбинирование не допускается.

Оценить соответствие шин требованиям законодательства и, при необходимости, назначить наказание имеет право инспектор технического надзора или дорожно-патрульной службы ГИБДД

Доводить покрышки до состояния сликов нельзя: остаточная высота протектора летних шин легкового автомобиля и небольшого грузовика должна быть не менее 1,6 мм, грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн – 1 мм, автобуса – 2 мм. Зимние шины должны иметь в запасе не менее 4 мм протектора. Если имеются индикаторы износа, ориентироваться надо на них. Это касается всех покрышек – зимних, летних и всесезонных. Не допускается использовать серьезно поврежденные шины, в том числе с обнаженным кордом, грыжами, расслоившимся каркасом и прочими драматичными последствиями эксплуатации на российских дорогах.

Ну а теперь несколько слов о предписаниях технического регламента. Как мы уже выяснили, их несоблюдение не грозит водителю наказанием. Но и рекомендациями их тоже нельзя считать, ведь на кону жизнь и здоровье участников движения. Так, по техрегламенту помимо индекса нагрузки, обозначаемого числами от 0 до 200, следует учитывать и категорию скорости, указываемую соответствующей буквой латинского алфавита. Необходимые справочные данные можно найти в инструкции по эксплуатации автомобиля и в любом шинном калькуляторе. В три летних месяца запрещено использовать ошипованные шины. То есть на зимних и всесезонных ездить можно, а на шипах – нет. Обратите внимание, что зимой на легковом автомобиле и грузовике с разрешенной массой до 3,5 т предписывается использование исключительно «зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «MS». Более того, в отличие от Основных положений, которые запрещают одновременно только ошипованные и неошипованные шины, техрегламент предписывает устанавливать зимние шины на все колеса. Сэкономить, поставив, например, на ведущую ось новые «шиповки», а на другой оставив истертые «липучки», а то и вовсе летние покрышки, не получится. Вернее, поставить-то можно – не оштрафуют! Вот только такая экономия может выйти боком – в прямом и переносном смыслах этого слова.

Правильные диски

Помимо требований к шинам, Основные положения и техрегламент Таможенного союза содержат предписания относительно деталей, которые в обывательской среде принято называть дисками. На самом деле в техническом смысле диск – это только часть колеса, с помощью которой обод с надетой на него шиной крепится к ступице автомобиля. Так вот и обод, и диск (у большинства автомобилей они составляют единой целое) не должны иметь трещин и других повреждений, а также следов их ремонта, включая сварку. Диск с ободом вообще ремонтировать нельзя, так как теряется их прочность, что критически важно для безопасности. Деформации, отсутствие болтов или гаек крепления тоже не допускаются. Не забываем и о необходимости четко выдерживать размерность. В погоне за эффектным внешним видом автовладельцы иногда теряют связь с реальностью, устанавливая «катки» огромного диаметра или ширины. Снижение уровня комфорта и увеличение расхода топлива – это лишь меньшие из зол. Значительные отклонения от заводских параметров чреваты ухудшением поведения автомобиля на дороге, в том числе в колеях, а также преждевременным износом деталей подвески. У автопроизводителя, в свою очередь, появляется повод снять эти элементы с гарантии.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рыночные отношения Рыночные отношения

Покупка или продажа автомобиля – дело непростое

АвтоМир
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Вышли на замену Вышли на замену

Какие китайские автомобили заменили нам привычные европейские и корейских бренды

Men Today
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Конкуренты Конкуренты

Какими они были, конкуренты герцога Нормандского?

Дилетант
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно Сергей Хотимский: Банки мы всегда покупали выгодно

Сергей Хотимский — о ставках, ЦБ и любви к работе в самые трудные времена

Ведомости
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
«Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся» «Мои фильмы всегда выпускались с надеждой, что они провалятся»

Андрей Тарковский об отношениях с родиной, зрителями и творчеством

Weekend
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире Как сохранять по две тысячи рублей каждый месяц: 5 советов по экономии света в квартире

Не только лампочки: неочевидные способы снизить расход электроэнергии

ТехИнсайдер
Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике Сбросить карты: как прожить рабочую неделю, забыв о пластике

Альтернативные способы оплаты, которые могут потеснить банковские карты

Правила жизни
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Увидеть Армагеддон и выжить Увидеть Армагеддон и выжить

Израиль находит, чем удивить путешественника, помимо библейских древностей

Вокруг света
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Воробьевы годы Воробьевы годы

«Мы прошли путь от поверхностных историй про бандитов к человеческой душе»

Men Today
Напитки с плюсом Напитки с плюсом

Почему растет рынок функциональных продуктов

Агроинвестор
Узнать за 60 секунд Узнать за 60 секунд

Почему мы стремимся ускорить все процессы и как это влияет на наш мозг

Men Today
«Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания «Джинсовая лихорадка»: как джинсы в СССР были культом, символом и объектом желания

Что положило начало так называемой джинсовой лихорадке в СССР?

Правила жизни
Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
В состоянии равновесия В состоянии равновесия

Анна Снаткина о мужском и женском и об энергиях в пространстве

OK!
Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом Нерусская водка: какие бренды популярнее всего за рубежом

О самых популярных брендах иностранной «беленькой»

Maxim
Открыть в приложении