Огнеопасно
На топливном рынке России кризис. Разбираемся в его причинах и ждем серьезного увеличения стоимости бензина и дизеля уже к лету
Когда хорошо информированные дяденьки в дорогих костюмах начинают рассуждать о цене на бензин, не особенно посвещенным в нюансы обычным потребителям топлива хочется провалиться сквозь землю. Куда угодно, только бы не слышать «убедительной» логики того, почему при дешевой нефти, когда в других странах цены на топливо падают, в России они только повышаются. И конца этому повышению не видно. Сегодня, как вы поняли, мы опять говорим о дорожающем бензине, поводом для чего послужила критическая ситуация, сложившаяся на оптовом рынке нефтепродуктов. Сразу после выборов президента на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже бензин круто попер вверх. И это подорожание как пить дать скоро докатится до розницы – то есть до наших с вами кошельков.
А какого черта?
Помните цитату из классического фильма, предопределившую всю нашу нынешнюю жизнь: «Белые пришли – грабют, красные пришли – грабют… Куда бедному крестьянину податься?» Так и с бензином. Нефть и рынок растут – топливо дорожает. Нефть стала вдвое дешевле, рынок просел – бензин дорожает еще быстрее! Впрочем, сегодня у нас речь не об этой примитивной коллизии. Ясно, что в России экономические законы работают сикось-накось. В кризисные времена, когда годовой бюджет принимается с дефицитом более триллиона рублей, наполнять его приходится из наиболее быстрых и понятных источников. Например, отлить в государственную «цистерну» пару лишних бочек топлива из каждого бензовоза. Так, если во время рыночного всплеска цена бензина повышалась по естественным экономическим причинам – рост спроса, то при недостатке средств в казне, как сегодня, государство просто повышает акцизы на топливо, увеличивая тем самым финансовое бремя конечного потребителя. Что и произошло в очередной раз: 2018-й стал годом двухразового повышения акцизов на топливо (не путать с двукратным). С 1 января акциз на топливо в среднем вырос на 11,7% (это примерно +50 копеек к цене литра). И чуть менее значительно, в среднем еще на 7% (что составит примерно те же +50 копеек), он еще раз повысится с 1 июля. Каково?
Гром и молнии
Однако чиновники по традиции делают хорошую мину при плохой игре. Им «кажется», что администативным ресурсом, обещая кару небесную – штрафы и санкции, – они заставят продавцов топлива взять на себя большую часть финансового бремени. Дескать, потребитель не почувствует серьезного удорожания. В результате крупные вертикально-ориентированные производители-продавцы (им в России принадлежит порядка 60% розницы) начали придерживать оптовые поставки несетевым игрокам. Охота им сбрасывать топливо по дешевке, когда оно в самом росте? Но глава ФАС Артемьев, словно Зевс, мечет в них гром и молнии, по сути пытаясь заставить оптовиков работать себе в убыток. Но так экономика не работает, СССР это разок уже доказал. По единодушному мнению независимых рыночных экспертов из Thomson Reuters Kortes, Vygon Consulting, а также наших РСПП и ВШЭ, маржинальность не только владельцев бензоколонок, но и производителей топлива в последние месяцы близка к отрицательным величинам. В самом конце марта Илья Мороз, председатель правления Совета по товарным рынкам, объединяющего независимых трейдеров, обратился от имени организации к ФАС, заявив, что политика (вынужденная – прим. ред.) крупных игроков по созданию искусственного дефицита на рынке может привести к росту цен до 5 рублей за литр уже этим летом. К тому же: «Если такая динамика продолжится, то независимые АЗС просто прекратят торговать топливом», – предупредил функционер.
Грусть-печаль
Цена нефти в стоимости литра топлива на заправке составляет ничтожную долю. По разным оценкам это 4-6%. Зато интерес государства в этой цене на порядок выше. Выходит, что именно акцизы и налоги составляют львиную долю цены литра бензина. Именно за счет государственной маржи возможен как существенный рост, так и существенное снижение цены топлива в России. А между тем, за снижением акцизов наше государство особенно замечено не было. На практике оно их только повышает. Сдюжим ли?
Участники топливного рынка назвали текущую ситуацию кризисной
Справка:
После относительного предвыборного затишья (цены держали в административно-приказном порядке) с середины марта бензин на товарно-сырьевой бирже стабильно дорожал. За неделю к 19 марта средняя цена АИ-92 выросла на 962 рубля – до 42 541 рубля за тонну, АИ-95 – на 673 рубля, до 44 405 рублей за тонну. Топливо, достигнув исторического с 2012 года максимума, продолжает дорожать и сегодня.
От первого лица
Аркадий Дворкович, вице-премьер:
«Нет никаких поводов для резкого увеличения цен, ситуация мониторится. Небольшие колебания могут быть, потому что мы повышали акцизы, конечно, это постепенно перекладывается…»
Игорь Артемьев, глава Федеральной антимонопольной службы России:
«У нас нет каких-то особых условий обращения этого товара или какого-то дефицита... почему должна цена плыть? Если она пойдет наверх, мы оштрафуем всех…»
Структура цены бензина в России
Прогноз цен на бензин в России к концу 2018 года при худшем сценарии
- Бензин АИ-92 – 50-51 рубль за литр
- Бензин АИ-95 – 55 рублей за литр
Рост акцизов на топливо в 2018 году
- С 1 января – акциз на бензин стал выше на 10,7%, на дизельное топливо – на 12,7%
- С 1 июля – рост акциза на бензин на 6%, на дизельное топливо – на 8%.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl