Путешествие
Неленивые выходные
Чтобы собраться и поехать в Никола-Ленивец, достаточно просто увидеть пару его фотографий. И все! У тебя сразу будет план поездки и стойкое ощущение, что вот-вот попадешь в страну чудес. Идеальный компаньон в таком путешествии – Suzuki Vitara. Сейчас поймете, почему...
Находится эта страна в национальном парке «Угра» – месте с большим историческим прошлым и потрясающей природой. «Никола-Ленивец – это арт-парк вокруг одноименной деревни в Калужской области» – так о нем говорят создатели. «650 гектаров с обширной коллекцией произведений современного искусства и архитектуры», – уверяет справочник. Это самая крупная в Европе выставка под открытым небом, экспонаты которой созданы специально для нее. И это далеко не классические монументы.
Непромокаемая обувь – есть! Теплые утилитарные вещи есть! Полноприводный Suzuki Vitara – есть! Добавляем к этому велосипед, коврик для йоги, фотокамеры и штатив. Скучно точно не будет.
На старт!
Свет в режим «Авто», дворники тоже. Коробку – в Sport. Поехали! Бодрый рывок по кольцевой. Встроенный в систему навигатор обнадеживает – ехать три часа. От Москвы всего 220 километров, то есть на маршрут туда-обратно нам должно хватить одного бака. Ведь «ест» обновленный 1,6-литровый движок совсем не так много – 6,3 л в смешанном цикле. А по трассе он и вовсе как на диете!
После МКАД пробка – обычное дело, когда едешь по Минскому шоссе в потоке дачников. Границу Москвы в субботу утром лучше пересечь пораньше, чтобы не тратить время на бестолковые занятия. Ибо вот он – тот момент, когда со скуки в пробке начинаешь вести себя как Мистер Бин. Сначала катаешься на креслах… вперед… назад… вверх… вниз…
Еще минут через 15 убеждаешься в работоспособности всех режимов подогрева сидений (и зачем нажимал – тепло пока), панорамный люк тоже отлично работает – капли дождя на лице… Наша Vitara в комплектации GLX, а значит музыка своя – «синий зуб» подцепляет смартфон к аудиосистеме быстро и четко.
Играли с кнопками до конца Краснознаменска. После – почти свободный путь. Километров через 60 – поворот налево, на Медынь. Дорога обычная – две полосы асфальта. Но после Медыни – заплатка на заплатке, яма на яме. Когда едешь по местным тропам на седане, в конце пути к машине хочется приложить подорожник – настолько жалко подвеску.
На Suzuki Vitara проще – кроссовер же! 185 мм клиренса, а подвеску инженеры Suzuki как будто специально «натаскивали» на проселки средней России. Эти дороги будто созданы для испытания Vitara. Дырявый асфальт резко меняется на «грунтовку», которая так же резко превращается в почти совсем неприличный проселок. Азартно проехать здесь можно только на действительно прочной машине. Suzuki справляется на ура. 4-режимная система полного привода ALLGRIP 4WD тут как нельзя кстати. Хотя с хорошей резиной и базовая версия с передним приводом «потянет» неплохо.
В поисках гармонии
На въезде в Никола-Ленивец понимаешь – ты в какой-то другой реальности. Ну вот что такое «Кунстхалле» или «Мех Вор»? Это и есть начало страны чудес.
Вход в парк – 250 руб. На следующий день – по тем же билетам. Карта местности – 100 руб. Но без нее интереснее – приключение! «Да вы и так главного не пропустите» – хитро улыбаясь, напутствует администратор на ресепшн. Уже через километр понятно – не соврала. По левую руку в поле возвышается нечто. И оно огромное.
«Бобур» – поясняет информационная табличка. Ощущение от Бобура странное. Смотришь и не понимаешь: он то ли живой, то ли был когда-то живым и это всего лишь остов раковины причудливого гигантского моллюска. Что там в путеводителе? «Важно показать, что любая авангардная и даже революционная для своего времени форма может найти свое место в требовательной к гармонии природной среде». Понятно. Можно и так…
«Белые ворота» – чуть дальше по дороге. Здесь тоже есть французский след. Триумфальная арка, что стоит в Париже, во вселенной страны чудес должна выглядеть именно так. Сфотографировать очередного колосса оригинально – задача непростая. В этом помогает огромный панорамный люк Suzuki Vitara GLX – он как раз для небольших экспедиций и хороших фото.
Философия и виды
«Вселенский разум» монументален и загадочен. Подходишь к нему, а в голове сама собой начинает играть заглавная мелодия из «Космической Одиссеи 2001». Вот найдут его археологи будущего и с разгадкой вопроса «что же это такое?» не справятся. Но и сейчас есть над чем голову поломать. Конкретного описания авторы не дают, а только намекают, что «воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы».
На безлюдном проселке, косясь на Vitara, подходят два парня. Я знаю что им нужно. Я готов. «Двигатель и трансмиссия сделаны в Японии, привод полный, семь подушек, и «в базе» тоже…» – отвечаю привычным уже речитативом (хоть на футболке пиши) на вопросы. Парни всё не отстают. «Нет, не продаю. Да есть ABS, EBD, Brake Assist, ESP. 5 звезд за безопасность». Ушли думать.
Стоящий неподалеку от нас «Позолоченный телец» – объект тоже занятный, но более прямолинейный. Делали его скорее вопреки. Идея – противопоставление образу «агрессивного финансового оптимизма и процветания», воплощенного в Атакующем быке с Уолл-стрит.
«Ротонда» – штука философская. Она могла бы стать одной из резиденций Белой Королевы из «Алисы в стране чудес», или телепортом каким... Если в эту дверь войдешь, то из какой выйдешь?
Чуть дальше по «грунтовке», и ты упираешься в Храм Пресвятой Троицы. Прямо напротив него мастерские – это и есть то самое загадочное «Кунстахалле» с указателя (нем. Kunsthalle – выставочный зал). Здесь же и делают тех самых деревянных зверей, что глазеют на тебя из каждого угла арт-парка. Местные мастера деревянной скульптуры покажут, как рождается это искусство. 500 руб. – только посмотреть, за 1000 руб. дадут построгать самому. Что получилось, забирай домой.
После мастерских нужно обойти храм справа. Это точно стоит увидеть. Прекрасная река Угра в этом месте изгибается почти на 90 градусов. Она стала так изгибаться еще тысячи лет назад, а тебе невозможно трогательно прямо сейчас, в эту секунду. А еще там есть «Маяк» – еще один из главных символов парка. Величественные стволы вязов сплетены в колоссального размера башню. Если смотреть от реки, это сооружение вместе с церковью на фоне будто создает ощущение присутствия фэнтези-реальности.
Для завершения медитативного опыта каждый ответственный путешественник должен зайти в «Николино ухо». Благодаря геометрии сидя в нем слышишь шорох каждой травинки и шепот каждого прохожего в долине.
Ничего лишнего
В день второй с парком уже не знакомишься. В нем просто хочется побыть. А вот как именно побыть – вариантов множество.
Когда тепло, здесь устраивают мастер-классы по йоге. Но никто косо не посмотрит, если ты просто сядешь помедитировать на берегу живописного пруда. Для моей девушки – отлично. Мне же интереснее сменить четыре колеса на два.
Велосипед в Suzuki Vitara влез на ура – даже переднее колесо не пришлось откручивать. Полезный объем багажника – 375 л, а при сложенных задних сиденьях он увеличивается до 1120 л (при этом получается практически ровная грузовая площадка). Этого на любую экспедицию хватит. Разгружать и загружать тоже удобно: когда руки заняты, не надо лезть в карман – в этой машине есть бесключевой доступ.
Мобильный телефон в Никола-Ленивце почти не ловит, и это скорее плюс. Вы остаетесь наедине. Ты, рукотворное искусство, шокирующе прекрасная природа и полноприводный автомобиль… Или лошадь! Конюшня находится в примыкающей деревне Звизжи.
Заодно и «Сельпо» увидишь. В советское время – магазин, в 90-х – заброшенная бетонная коробка, сейчас – тотальная скульптура. Благодаря художникам стены покрылись сложной фактурой из деревянных блоков, напоминающей затерянный храм древней цивилизации. Находится он как раз неподалеку от выезда, и можно оставить его на прощание с Никола-Ленивцем – на тот момент, когда уезжать еще не хочется, а солнце уже заходит. Напоследок замечаем – те же указатели, что встречали нас, но уже в свете диодных фар Suzuki Vitara, смотрятся еще загадочнее.
Не верьте тем, кто хвалится, мол, «за один день посмотреть все успел». Местные виды и атмосфера не терпят спешки. К тому же если ленивое «просто посмотреть» не для вас – закладывайте два дня смело. А вообще, говорят, зима здесь тоже особая – надо вернуться, на снег и мороз у нас с «Витарой» тоже большие планы. Тем более, что такое «Мех Вор», мы так и не узнали.
Как добраться
Ингредиенты прямо с грядок
Еще одна действительно знаменитая достопримечательность деревни художников – ферма семьи Морозовых. Не артобъект, но место замечательное. Хочешь гусей дразни, хочешь грядки поли да картошку копай (среди городских неженок аттракцион действительно популярный, без сарказма), а хочешь лекцию об озимых, яровых, да культурах короткого дня слушай. Нам вот рассказали, что редиска теплым летом не в корень, а в зелень растет. Ладно. Будем знать. В конце концов, это все бесплатно. А вот вкуснейшие салаты – за деньги, но небольшие. Ингредиенты соберут с грядок прямо при тебе. А можно урожай и с собой забрать.
Одно «но» – в середине осени Морозовы ферму для туристов закрывают – яровые уже все, озимые еще нет. Но если застать тетушку из работников, можно напроситься на индивидуальную экскурсию.
А если на сеновал?
Пробыв в Никола-Ленивце некоторое время, начинаешь видеть арт-объекты даже в простых вещах. Вот обычный сеновал на поле, а для тебя он уже выглядит как тонкая задумка художника. Может так оно и есть, просто не подписали? Зато дороги к нему точно нет. Пришлось пробираться по целине. Трава выше бампера и парктроник, такой полезный в городе, теперь не умолкает вообще. «Это же трава, дружище!» – мысленно обращаешься к машине, а левая рука тянется к клавише отключения… Поля – не танкодромы, конечно, но осенние дожди приближают их по ТТХ к болотцам. Чтобы не завязнуть – лучше перестраховаться. Полный привод в режим Snow (увеличенная тяга и курсовая устойчивость) и, до кучи, блокировать электромагнитную муфту – кнопкой Lock (система распределит крутящий момент между передней и задней осями). Под капотом деловито урчит мотор, трансмиссия крутит, прешь как танк. Хотя вес у «Витары» совсем не танковый – всего чуть больше 1 т. Так бы и катались по этим полям, но ночлег хотелось бы найти до заката.
Где жить и где поесть
Домики «Клевер» – визитная карточка гостиничного бизнеса в Ленивце. Однокомнатные нордические избушки действительно уютны. «Удобства» отдельно – метрах в ста, но при этом бронь на домики расписана на несколько месяцев вперед. Арендовать такой наскоком, наудачу, не получится.
Чуть более аскетичны хостел и гостевые дома. Там тоже чисто и уютно, изрядно дешевле, но, как и на «Клевер», цена на них зависит от времени года и потока туристов – нужно звонить, уточнять, бронировать, а то и там места может не хватить.
Зато нет проблем с кемпингами. Почти рай для автопутешественника. Электричество, душевые, все что надо.
Но если желания ставить палатку нет, а все жилье в парке занято, спасет частный сектор. Специализированные интернет-ресурсы в помощь. Местная глубинка уже давно осовременилась. За 4000 руб. в сутки можно снять дом со всеми удобствами в соседней деревне Звизжи. Это всего в нескольких километрах от основных объектов. Обычно рядом с домиками есть оборудованные места для шашлыков. Цены на аренду мангала – 300-500 руб. за 3 часа. Продадут и шашлык, уже замаринованный – 800 руб. за кило. Но никто не помешает пожарить свой на своем мангале.
А если и этого не хочется, то есть кафе «Угра». Правда, ценник тут не совсем пасторальный. Средний чек – как в средней руки столичном кафе. Но это перестает волновать, когда понимаешь – завтра еще есть чем заняться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl