Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей

АвтоМирАвто

Дорожный коммунизм к 2025 году?

Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей – такое будущее рисуют россиянам эксперты. Насколько исполнимы подобные прогнозы?

Тимофей Исаев

RENAULT TWIZY. Сейчас в России официально продаются всего два электромобиля – это Renault Twizy и Kangoo Z.E. Но осенью к нам обещают привезти кроссовер Jaguar I-Pace

Крупнейшее консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало доклад о влиянии современных технологий на рынок легковых автомобилей в России. Пока еще наша страна не может похвастаться засильем автомобильного транспорта нового поколения. За весь 2017 год в России было продано лишь 1142 электромобиля. А в Китае за то же время – более 1,2 млн. Это немногим меньше объема всего рынка новых легковушек в России.

С другим автомобильным хай-теком дело обстоит не лучше. Каршеринг – услуга кратковременной аренды автомобилей – в масштабах страны пребывает в зачаточном состоянии. В этой сфере задействовано лишь 40 тысяч автомобилей по всей России. Причем около половины из них (примерно 20 тыс.) сконцентрированы в Москве. На начальном этапе находится и процесс объединения автомобилей в единое информационное пространство – то есть создание схемы, при которой машины «общаются» с окружающей инфраструктурой и даже друг с другом. Ну, а говорить про полностью беспилотные транспортные средства пока и вовсе не приходится, хотя испытания таких автомобилей идут и у нас.

Почему Россия оказалась в положении отстающих? Эксперты PwC выделяют несколько причин. В первую очередь – отсутствие инфраструктуры, необходимой для автомобилей будущего, и достаточных мер господдержки.

JAGUAR I-PACE

Что нам обещают?

Если верить докладу PwC, то уже скоро высокие технологии изменят российский автомобильный рынок. Эксперты прогнозируют, что при господдержке, развитии инфраструктуры и адаптации батарей под наш климат, продажи электромобилей в РФ будут расти со среднегодовым темпом 43%, а в Москве – 64%. Тогда к 2025 году в нашей стране станет ежегодно продаваться не менее 19 500 электромобилей, а в Москве – не менее 3300 электромобилей. На них придется до 0,65% объема рынка.

Активное развитие получит и каршеринг, считают в PwC. Количество автомобилей, задействованных в сервисе, в столице достигнет 22 000 штук. Причем специалисты PwC уверены: москвичи так полюбят услугу, что начнут отказываться от личных автомобилей – их количество сократится на 2% или на 156 000 единиц. Получит импульс и развитие райдшеринга – услуги поиска попутчиков. А еще у нас появится гораздо больше автомобилей, способных «общаться» с инфраструктурой и между собой.

А что беспилотные автомобили? Сейчас к развитию таких технологий проявляет интерес не только бизнес, но и власти. Конечно, к 2025 году засилья таких машин на наших дорогах ждать не приходится, но чиновники обещают, что появятся как минимум необходимая инфраструктура и нормативно-правовая база.

Напрашивается вывод, что уже скоро нас ждет ситуация, когда часть автомобилей не будет находиться в собственности у водителей, машины будут коммуницировать с окружающими объектами, да еще и смогут передвигаться в беспилотном режиме. Автомобильный коммунизм?

RENAULT KANGOO Z.E.

Не дождемся...

Указанные в докладе тренды – общемировые, а не чисто российские. «Беспилотники», электромобили и каршеринг – это общее место для всех стран», – пояснил «АвтоМиру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, разница в том, как все это реализуется в разных странах.

«За счет каршеринга, если брать по европейским или американским городам, прогнозируют гораздо более радикальные цифры. Скажем, немцы говорят, что количество автомобилей в городах Германии сократится в 3-4 раза, а не на 2%. У нас все пойдет гораздо медленнее, и не по техническим причинам, а по психологическим. Мы – автомобилисты первого поколения, в лучшем случае – второго. У нас все будет сокращаться не так, как в странах, где к личным автомобилям привыкли и они существуют уже больше сотни лет», – отмечает Блинкин.

Не поддерживает эксперт и предложение стимулировать покупку электромобилей, отмечая, что в наших условиях это – «утопия и социально неприемлемо». А вот наилучшие перспективы Блинкин видит в изменении существующих институций. Так, появление беспилотных автомобилей в каршеринге может действительно изменить облик городов так же, как это когда-то сделал массовый Ford Model T, вытеснивший конные экипажи. Но и здесь стоит понимать, что все трансформации в нашей стране будут проходить постепенно. Так что пока революция в автосфере отменяется.

Пересчет беспилотников

Экспериментов с беспилотным транспортом в России идет не так мало. Свой беспилотник недавно выкатила компания «Яндекс». Серьезно занимается разработкой такого транспорта КамАЗ, отдельные проекты есть у НАМИ, в Bakulin Motors Group создали беспилотник «Матрешка», рассчитанный на городские перевозки.

С чего начинался каршеринг

Первому в России каршерингу – московскому – уже 3 года. В столице работают разные компании-операторы, но правительство Москвы играет в развитии сервиса, пожалуй, ключевую роль. Собственно, каршеринг начал активно развиваться после того, как в конце 2015 года власти столицы утвердили парковочную льготу для таких машин. Оператор должен платить 20 000 рублей в год, чтобы наниматели автомобилей могли парковаться, не оплачивая стоянку из своего кармана. Также именно московское правительство разрабатывало стандарты для сервиса (круглосуточное предоставление услуг, колл-центр, ПО в свободном доступе) и требования к машинам (возраст не более года, специальная окраска, экологический класс не ниже четвертого).

Забавно, что среди пользователей каршеринга 90% – с высшим образованием. Вроде бы разобраться с тем, как все работает, не так уж сложно...

Фото: Владимир Артев/Burda Media; Renault; Jaguar Land Rover Limited; Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы; ФДА «Росавтодор»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие колеса Большие колеса

Новости мира коммерческого транспорта

АвтоМир
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Достижения нефтяного хозяйства Достижения нефтяного хозяйства

Все, что вы хотели знать о моторном масле, но стеснялись спросить

Автопилот
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе» Татьяна Ким: «Планы на Ближний Восток, Азию и Африку остаются в силе»

Чего ждут подростки от e-commerce, зачем сейлерам наружная реклама

РБК
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Были моменты, когда я теряла веру» «Были моменты, когда я теряла веру»

Агата Муцениеце: какой мамой, сестрой, дочерью и внучкой она хотела бы быть

Psychologies
Познать Любовь Познать Любовь

Актриса Любовь Аксенова — о манипуляциях и влюбленности в персонажей

VOICE
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...» Янина Жеймо-Костричкина: «Вокруг «Золушки» плелись коварные интриги...»

«До последнего вздоха мама оставалась советской гражданкой»

Коллекция. Караван историй
Зачем хвалить себя: эксперимент Зачем хвалить себя: эксперимент

Так ли плохо хвалить себя?

Psychologies
Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк Зачем советскому грузовому самолету Ил-76 две кабины и странный грузовой люк

Ил-76: зачем его конструкторы изменили стандартную конструкцию самолета?

ТехИнсайдер
Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай Я — сноб: искусствовед Анастасия Постригай

Анастасия Постригай об академии OP-POP-ART и любви к художникам-шестидесятникам

СНОБ
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты Это нужно знать перед операцией! Вот как работает анестезия: интересные факты

Что происходит с телом человека под воздействием анестезии?

ТехИнсайдер
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Лебединый хрип Лебединый хрип

«Мария»: Анджелина Джоли в байопике Марии Каллас

Weekend
Открыть в приложении