Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей

АвтоМирАвто

Дорожный коммунизм к 2025 году?

Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей – такое будущее рисуют россиянам эксперты. Насколько исполнимы подобные прогнозы?

Тимофей Исаев

RENAULT TWIZY. Сейчас в России официально продаются всего два электромобиля – это Renault Twizy и Kangoo Z.E. Но осенью к нам обещают привезти кроссовер Jaguar I-Pace

Крупнейшее консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало доклад о влиянии современных технологий на рынок легковых автомобилей в России. Пока еще наша страна не может похвастаться засильем автомобильного транспорта нового поколения. За весь 2017 год в России было продано лишь 1142 электромобиля. А в Китае за то же время – более 1,2 млн. Это немногим меньше объема всего рынка новых легковушек в России.

С другим автомобильным хай-теком дело обстоит не лучше. Каршеринг – услуга кратковременной аренды автомобилей – в масштабах страны пребывает в зачаточном состоянии. В этой сфере задействовано лишь 40 тысяч автомобилей по всей России. Причем около половины из них (примерно 20 тыс.) сконцентрированы в Москве. На начальном этапе находится и процесс объединения автомобилей в единое информационное пространство – то есть создание схемы, при которой машины «общаются» с окружающей инфраструктурой и даже друг с другом. Ну, а говорить про полностью беспилотные транспортные средства пока и вовсе не приходится, хотя испытания таких автомобилей идут и у нас.

Почему Россия оказалась в положении отстающих? Эксперты PwC выделяют несколько причин. В первую очередь – отсутствие инфраструктуры, необходимой для автомобилей будущего, и достаточных мер господдержки.

JAGUAR I-PACE

Что нам обещают?

Если верить докладу PwC, то уже скоро высокие технологии изменят российский автомобильный рынок. Эксперты прогнозируют, что при господдержке, развитии инфраструктуры и адаптации батарей под наш климат, продажи электромобилей в РФ будут расти со среднегодовым темпом 43%, а в Москве – 64%. Тогда к 2025 году в нашей стране станет ежегодно продаваться не менее 19 500 электромобилей, а в Москве – не менее 3300 электромобилей. На них придется до 0,65% объема рынка.

Активное развитие получит и каршеринг, считают в PwC. Количество автомобилей, задействованных в сервисе, в столице достигнет 22 000 штук. Причем специалисты PwC уверены: москвичи так полюбят услугу, что начнут отказываться от личных автомобилей – их количество сократится на 2% или на 156 000 единиц. Получит импульс и развитие райдшеринга – услуги поиска попутчиков. А еще у нас появится гораздо больше автомобилей, способных «общаться» с инфраструктурой и между собой.

А что беспилотные автомобили? Сейчас к развитию таких технологий проявляет интерес не только бизнес, но и власти. Конечно, к 2025 году засилья таких машин на наших дорогах ждать не приходится, но чиновники обещают, что появятся как минимум необходимая инфраструктура и нормативно-правовая база.

Напрашивается вывод, что уже скоро нас ждет ситуация, когда часть автомобилей не будет находиться в собственности у водителей, машины будут коммуницировать с окружающими объектами, да еще и смогут передвигаться в беспилотном режиме. Автомобильный коммунизм?

RENAULT KANGOO Z.E.

Не дождемся...

Указанные в докладе тренды – общемировые, а не чисто российские. «Беспилотники», электромобили и каршеринг – это общее место для всех стран», – пояснил «АвтоМиру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, разница в том, как все это реализуется в разных странах.

«За счет каршеринга, если брать по европейским или американским городам, прогнозируют гораздо более радикальные цифры. Скажем, немцы говорят, что количество автомобилей в городах Германии сократится в 3-4 раза, а не на 2%. У нас все пойдет гораздо медленнее, и не по техническим причинам, а по психологическим. Мы – автомобилисты первого поколения, в лучшем случае – второго. У нас все будет сокращаться не так, как в странах, где к личным автомобилям привыкли и они существуют уже больше сотни лет», – отмечает Блинкин.

Не поддерживает эксперт и предложение стимулировать покупку электромобилей, отмечая, что в наших условиях это – «утопия и социально неприемлемо». А вот наилучшие перспективы Блинкин видит в изменении существующих институций. Так, появление беспилотных автомобилей в каршеринге может действительно изменить облик городов так же, как это когда-то сделал массовый Ford Model T, вытеснивший конные экипажи. Но и здесь стоит понимать, что все трансформации в нашей стране будут проходить постепенно. Так что пока революция в автосфере отменяется.

Пересчет беспилотников

Экспериментов с беспилотным транспортом в России идет не так мало. Свой беспилотник недавно выкатила компания «Яндекс». Серьезно занимается разработкой такого транспорта КамАЗ, отдельные проекты есть у НАМИ, в Bakulin Motors Group создали беспилотник «Матрешка», рассчитанный на городские перевозки.

С чего начинался каршеринг

Первому в России каршерингу – московскому – уже 3 года. В столице работают разные компании-операторы, но правительство Москвы играет в развитии сервиса, пожалуй, ключевую роль. Собственно, каршеринг начал активно развиваться после того, как в конце 2015 года власти столицы утвердили парковочную льготу для таких машин. Оператор должен платить 20 000 рублей в год, чтобы наниматели автомобилей могли парковаться, не оплачивая стоянку из своего кармана. Также именно московское правительство разрабатывало стандарты для сервиса (круглосуточное предоставление услуг, колл-центр, ПО в свободном доступе) и требования к машинам (возраст не более года, специальная окраска, экологический класс не ниже четвертого).

Забавно, что среди пользователей каршеринга 90% – с высшим образованием. Вроде бы разобраться с тем, как все работает, не так уж сложно...

Фото: Владимир Артев/Burda Media; Renault; Jaguar Land Rover Limited; Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы; ФДА «Росавтодор»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Предъявите права! Предъявите права!

Одно из самых строгих наказаний для водителя – лишение прав

АвтоМир
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Подвид «Разведчика» Подвид «Разведчика»

Как немецкий концерн VW возродил американский внедорожник Scout

Автопилот
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Вторая торговая перед третьей опиумной? Вторая торговая перед третьей опиумной?

Найдется ли разрушительный ингредиент от США для китайской экономики?

Монокль
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно Театр в Казани: агрессивно, бескомпромиссно

Здание театра Камала в Казани — проект редких амбиций и остроты архитектуры

Монокль
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Когда нельзя, но очень надо Когда нельзя, но очень надо

Как россияне обходят заградительные ставки по ипотеке

Деньги
Почему болит запястье? Почему болит запястье?

Целый день работаешь за компьютером? Тебе грозит туннельный синдром

Лиза
Экономический код культуры Экономический код культуры

Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

Ведомости
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
«Нельзя быть безразличным к своей профессии» «Нельзя быть безразличным к своей профессии»

Энолог винодельни «СоберБаш» о важности рейтингов и выборе профессии

РБК
Свидание с Россией Свидание с Россией

Богатые и успешные россияне о лучших городах Сибири и Дальнего Востока

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
«Главное — идея, которую ты воплощаешь» «Главное — идея, которую ты воплощаешь»

Винодел Павел Швец работает с вином с 19 лет. Что он может о нем сказать?

РБК
Мои бабушки Мои бабушки

Сохранить старые фотографии и по ним исследовать семейную историю

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении