Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей

АвтоМирАвто

Дорожный коммунизм к 2025 году?

Автомобили без бензина, частных владельцев и даже водителей – такое будущее рисуют россиянам эксперты. Насколько исполнимы подобные прогнозы?

Тимофей Исаев

RENAULT TWIZY. Сейчас в России официально продаются всего два электромобиля – это Renault Twizy и Kangoo Z.E. Но осенью к нам обещают привезти кроссовер Jaguar I-Pace

Крупнейшее консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовало доклад о влиянии современных технологий на рынок легковых автомобилей в России. Пока еще наша страна не может похвастаться засильем автомобильного транспорта нового поколения. За весь 2017 год в России было продано лишь 1142 электромобиля. А в Китае за то же время – более 1,2 млн. Это немногим меньше объема всего рынка новых легковушек в России.

С другим автомобильным хай-теком дело обстоит не лучше. Каршеринг – услуга кратковременной аренды автомобилей – в масштабах страны пребывает в зачаточном состоянии. В этой сфере задействовано лишь 40 тысяч автомобилей по всей России. Причем около половины из них (примерно 20 тыс.) сконцентрированы в Москве. На начальном этапе находится и процесс объединения автомобилей в единое информационное пространство – то есть создание схемы, при которой машины «общаются» с окружающей инфраструктурой и даже друг с другом. Ну, а говорить про полностью беспилотные транспортные средства пока и вовсе не приходится, хотя испытания таких автомобилей идут и у нас.

Почему Россия оказалась в положении отстающих? Эксперты PwC выделяют несколько причин. В первую очередь – отсутствие инфраструктуры, необходимой для автомобилей будущего, и достаточных мер господдержки.

JAGUAR I-PACE

Что нам обещают?

Если верить докладу PwC, то уже скоро высокие технологии изменят российский автомобильный рынок. Эксперты прогнозируют, что при господдержке, развитии инфраструктуры и адаптации батарей под наш климат, продажи электромобилей в РФ будут расти со среднегодовым темпом 43%, а в Москве – 64%. Тогда к 2025 году в нашей стране станет ежегодно продаваться не менее 19 500 электромобилей, а в Москве – не менее 3300 электромобилей. На них придется до 0,65% объема рынка.

Активное развитие получит и каршеринг, считают в PwC. Количество автомобилей, задействованных в сервисе, в столице достигнет 22 000 штук. Причем специалисты PwC уверены: москвичи так полюбят услугу, что начнут отказываться от личных автомобилей – их количество сократится на 2% или на 156 000 единиц. Получит импульс и развитие райдшеринга – услуги поиска попутчиков. А еще у нас появится гораздо больше автомобилей, способных «общаться» с инфраструктурой и между собой.

А что беспилотные автомобили? Сейчас к развитию таких технологий проявляет интерес не только бизнес, но и власти. Конечно, к 2025 году засилья таких машин на наших дорогах ждать не приходится, но чиновники обещают, что появятся как минимум необходимая инфраструктура и нормативно-правовая база.

Напрашивается вывод, что уже скоро нас ждет ситуация, когда часть автомобилей не будет находиться в собственности у водителей, машины будут коммуницировать с окружающими объектами, да еще и смогут передвигаться в беспилотном режиме. Автомобильный коммунизм?

RENAULT KANGOO Z.E.

Не дождемся...

Указанные в докладе тренды – общемировые, а не чисто российские. «Беспилотники», электромобили и каршеринг – это общее место для всех стран», – пояснил «АвтоМиру» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, разница в том, как все это реализуется в разных странах.

«За счет каршеринга, если брать по европейским или американским городам, прогнозируют гораздо более радикальные цифры. Скажем, немцы говорят, что количество автомобилей в городах Германии сократится в 3-4 раза, а не на 2%. У нас все пойдет гораздо медленнее, и не по техническим причинам, а по психологическим. Мы – автомобилисты первого поколения, в лучшем случае – второго. У нас все будет сокращаться не так, как в странах, где к личным автомобилям привыкли и они существуют уже больше сотни лет», – отмечает Блинкин.

Не поддерживает эксперт и предложение стимулировать покупку электромобилей, отмечая, что в наших условиях это – «утопия и социально неприемлемо». А вот наилучшие перспективы Блинкин видит в изменении существующих институций. Так, появление беспилотных автомобилей в каршеринге может действительно изменить облик городов так же, как это когда-то сделал массовый Ford Model T, вытеснивший конные экипажи. Но и здесь стоит понимать, что все трансформации в нашей стране будут проходить постепенно. Так что пока революция в автосфере отменяется.

Пересчет беспилотников

Экспериментов с беспилотным транспортом в России идет не так мало. Свой беспилотник недавно выкатила компания «Яндекс». Серьезно занимается разработкой такого транспорта КамАЗ, отдельные проекты есть у НАМИ, в Bakulin Motors Group создали беспилотник «Матрешка», рассчитанный на городские перевозки.

С чего начинался каршеринг

Первому в России каршерингу – московскому – уже 3 года. В столице работают разные компании-операторы, но правительство Москвы играет в развитии сервиса, пожалуй, ключевую роль. Собственно, каршеринг начал активно развиваться после того, как в конце 2015 года власти столицы утвердили парковочную льготу для таких машин. Оператор должен платить 20 000 рублей в год, чтобы наниматели автомобилей могли парковаться, не оплачивая стоянку из своего кармана. Также именно московское правительство разрабатывало стандарты для сервиса (круглосуточное предоставление услуг, колл-центр, ПО в свободном доступе) и требования к машинам (возраст не более года, специальная окраска, экологический класс не ниже четвертого).

Забавно, что среди пользователей каршеринга 90% – с высшим образованием. Вроде бы разобраться с тем, как все работает, не так уж сложно...

Фото: Владимир Артев/Burda Media; Renault; Jaguar Land Rover Limited; Киселев Сергей/Агентство городских новостей «Москва»; Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы; ФДА «Росавтодор»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бесправные за рулем Бесправные за рулем

Многие садятся за руль без главного шоферского документа. Что им грозит?

АвтоМир
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Скорость без звука Скорость без звука

Как устроены электрические байки Ducati V21L

ТехИнсайдер
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
«Обогащайтесь!» «Обогащайтесь!»

От старшего брата тамбовцам остались легенды — и мрачное пророчество

Дилетант
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Последняя загадка Пушкина Последняя загадка Пушкина

«Пушкин и Погорелое Городище» – тема, вынесенная на периферию пушкинистики

Знание – сила
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Убери камеру! Убери камеру!

Как провести фото- и видеосъемку в общественном месте и избежать неприятностей

Лиза
Вам и не снилось Вам и не снилось

Каким было время, когда снимался легендарный фильм «Вам и не снилось»

Лиза
Композиты в судостроении Композиты в судостроении

Что же такое композиционные материалы (композиты)?

Наука и техника
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Он пережил и многое, и многих… Он пережил и многое, и многих…

Петр Вяземский, князь. О нем вспоминают обычно в связи с А. С. Пушкиным

Знание – сила
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
Открыть в приложении