О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

МонокльОбщество

«Греческим языком не переломить проблемы школы»

Как и десятки лет назад, образование спасут не реформы, а хорошие учителя. О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе рассказывает директор лицея «Вторая школа» Михаил Случ

Вячеслав Степовой

Директор лицея «Вторая школа им. В. Ф. Овчинникова» Михаил Случ

Дискуссии о развитии образования вступают в острую фазу: в августе в профильных органах власти будут подведены итоги работы педсоветов и экспертных групп в этой сфере. Далее в течение года будет разрабатываться стратегия образования, которая определит вектор развития общеобразовательной школы до 2036 года. Уже сейчас понятно, что перемены неизбежны, темп им задает развитие жизни и общества, а также анализ текущих проблем в системе образования. В рамках обсуждения этой темы на страницах «Монокля» директор знаменитого московского лицея «Вторая школа им. В. Ф. Овчинникова» Михаил Случ рассказал, какие учителя нужны современной школе, почему нельзя подсаживать учеников на репетиторов, как прививать им патриотизм и мотивировать их читать Достоевского.

— Михаил Ильич, ваша философия как директора: какие принципы, чем руководствуетесь?

— Философия довольно сильно зависит от школы, в которой работает директор. Особенно если эта школа с историей. Вторая школа появилась в 1956 году, и так получилось, что в ней, правда с перерывом в тридцать лет, работал один и тот же директор — Владимир Федорович Овчинников. Он говорил, что надо набрать хороших учителей и дальше не мешать им работать. Я не настолько великий человек, как он, чтобы такие принципы формулировать. Но все же: у нас специфическая школа, здесь сильные дети, поэтому часть философии состоит в том, что сильным детям нужны сильные учителя. Другая часть этой философии — с детьми надо разговаривать как со взрослыми и нормальными людьми. Понятно, что их тоже надо строжить, направлять, но в целом они могут много работать самостоятельно. Этим нельзя пренебрегать. В школе принято учить, давать указания, контролировать работы и так далее. Здесь так тоже можно и нужно. Даже в каких-то случаях надо жестким быть. Но в целом важно, чтобы ребята начали работать.

У детей есть такая современная терминология, они говорят «затащил олимпиаду». То есть важно, чтобы они сами захотели «затащить» учебу. Заставить или гнать их палками — это невозможно.

— В каком возрасте ребята сознательно выбирают математику, когда можно понять, что это увлечение всерьез и надолго?

— Здесь можно говорить о разных возрастах. Важный рубеж — выход из начальной школы, примерно пятый-шестой класс. У очень многих ребят в этом возрасте проявляется интерес к математике. Спасибо за это учителям начальной школы (увы, не всем). Спасибо преподавателям кружков (математическое образование во многом все же неформально). Проблема в том, что ребята в этом возрасте пока не имеют опыта изучения многих школьных предметов, весь свой энтузиазм они обращают на математику, выбор окончателен. Не стоит обижаться на них за то, что в старших классах они сменят математику на другой интерес.

Я оканчивал 57-ю физико-математическая школу в 1980 году. Это были другие времена в том смысле, что вход в математические школы был гораздо более поздний. Я поступал туда в восьмой класс — тогда он соответствовал нынешнему девятому. В целом мои будущие одноклассники самостоятельно делали свой выбор. Я ходил на кружки, олимпиады, меня пригласили в эту школу те, кто проводил набор, и далее я поступал сам и поставил родителей перед свершившимся фактом. Сейчас порог входа существенно понизился, ребята к нам поступают в шестом-седьмом классе. Естественно, поступают они почти всегда по инициативе родителей.

Это означает, что это хорошие, милые математические дети, но это дети, которые еще ничего не пробовали, это не их решение. Если мы говорим о действительно осознанном решении ребенка, то это примерно восьмой класс, потому что система устроена так, что девятый класс — это уже ОГЭ.

Другой момент: в школах не все хорошо с математическим образованием. Как показывает опыт, чем позже ребенок попадает в математическую школу, тем больше у него пробелов.

— То есть в основном это дети, родители которых целенаправленно готовят их к математической школе.

— Сейчас это скорее так. Но я не уверен, что к этому можно целенаправленно подготовиться. Естественно, родители часто спрашивают, какая система репетиторов должна быть, чтобы сюда поступить. Я им на это отвечаю, что репетитор в таком возрасте — это обычно беда. Репетитор хорош в каких-то очень ограниченных дозах. Отдельные элементы олимпиадной подготовки (его и называют тренером), сдача ЕГЭ и проработка отдельных тем, которые ученик не проходил или проходил мельком. Репетитор — это игла, на которую подсаживается ребенок, и, как правило, он с этой иглы уже не слезает. Нужны три совершенно другие вещи.

Первое: нужно, чтобы у ребенка возник интерес к математике. Если математика вызывает испуг или даже отвращение, тут уже ничего не сделаешь. По стилю к математической школе близки математические кружки. Они гораздо ближе обычных уроков математики в обычной школе. И я советую ходить на кружки. Именно тут может возникнуть интерес и любовь к предмету.

Кружок — это не про «сколько клеток отступить» и «правильно ли я записываю, что дано». Кружок — это прежде всего задачи, которые ученик сам решает и сам сдает.

Второе: есть дети, и их много, которые банально испытывают стресс в конкурентной среде. Для них это реально тяжело. Они не понимают, почему они, хорошие ученики в обычной школе, здесь садятся на тройки. Почему через две парты тянет руку Петя, который все уже решил, пока я еще не прочла задание, и так далее.

И третье: шестой-седьмой классы — это возраст, когда ребенку нужно пробовать разные вещи. Робототехнику, программирование, моделирование… Есть много детей, которым только кажется, что они математики. Чуть копнешь или они сами себя копнут — и выясняется, что они ни разу не математики, а биологи или программисты. Просто до этого они, кроме математики, ничего не знали. Родители должны предоставить им шанс попробовать себя в разных областях, выявить «точку интереса» ребенка.

— В итоге какой процент ребят становятся настоящими математиками?

— Таких ребят на самом деле не очень много даже в самом сильном математическом классе. Действительно великих математиков единицы, ну десятки. Людей, которые занимаются математикой профессионально, но не добиваются выдающихся успехов (при этом вполне становятся кандидатами и докторами наук), тоже не очень много. Означает ли это, что идея математического образования терпит фиаско? Ни в коем случае! В действительности людей с математической подготовкой требуется очень много в самых разных (реально во всех) областях. И не стоит огорчаться, обнаруживая выпускников матклассов и матфаков среди физиков, программистов, экономистов, но также и среди психологов, социологов, лингвистов.

Есть еще один момент, он связан со способностями. Конечно, серьезные математические способности есть далеко не у всех. Хотя и тут много случаев, когда способности не выявлены и интерес ребенка не поддержан. Но способности — это далеко не все. Очень многое значит воля, работоспособность. Часто эти качества играют решающую роль именно в старшей школе и в вузе. Я много раз наблюдал, как ребята достаточно средних способностей включаются в работу и добиваются очень серьезных результатов.

Не каждый профессор станет учителем

— По итогам 2024 года зафиксирован серьезный отток из школ учителей: по некоторым данным, до 200 тысяч по стране. В чем источники этой проблемы и как ее можно решить?

— Я не знаю, откуда эта цифра взята. Она вызывает у меня некоторые вопросы. 200 тысяч по итогам 2024 года — это много с учетом того, что в школах работает порядка миллиона учителей.

Если бы меня спросили двадцать лет назад, то я бы прокомментировал: «Все понятно. Мизерная зарплата». Сейчас это не так даже в регионах. Я не верю, что произошел массовый отток педагогов в погоне за длинным рублем.

Кроме того, последние два года ощущается новый демографический тренд: незаполненные группы в детских садах превращаются в незаполненные классы начальной школы. Идет серьезная дискуссия, что делать с «лишними» учителями начальных классов. С другой стороны, есть серьезные исследования, где говорится, что средний возраст учителя физики — 50 лет и молодые физики в школу не рвутся, скорее наоборот. У нас действительно проблемы с учителями математики, физики, тогда как учителей физкультуры хватает практически всегда и везде.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
«Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги» «Вырабатывайте привычку регулярно откладывать деньги»

Как научиться грамотно тратить и копить?

Деньги
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Городские корни Городские корни

По соседству с москвичами и гостями столицы проживают миллионы растений

ТехИнсайдер
Правильное утро Правильное утро

Секреты завтрака на диете

Лиза
Это не автомобиль: какой самый опасный вид транспорта Это не автомобиль: какой самый опасный вид транспорта

Рейтинг самых «аварийных» типов транспорта

ТехИнсайдер
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать Кибербезопасность в бизнесе — игнорировать нельзя использовать

Как кибербезопасность вписывается в общую систему информационной безопасности

Inc.
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Сергей Новиков: «Опера должна быть разной» Сергей Новиков: «Опера должна быть разной»

Сергей Новиков о том, как должна развиваться современная опера

СНОБ
Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы Какие технологии позволяют соблюдать ESG-принципы

Как ESG-технологии помогают повышать производительность бизнес-процессов

РБК
Украшения Украшения

Украшения, достойные придворных парюр; классические модели и дизайнерская ирония

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!» Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!»

О том, как создаются современные мультфильмы и почему Волк в них больше не курит

Караван историй
10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение 10 фильмов, которые помогут проститься с летом и настроиться на осеннее настроение

Фильмы, которые идеально подходят для прохладных дождливых вечеров

Правила жизни
«Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас «Контраст помогает глубже исследовать естественность через призму искусственности — и наоборот»: интервью с художницей Анастас

Художница Анастас о телесности и взаимодействии человека с технологиями

Правила жизни
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов Гараж на минималках. Как машино-места стали объектом желания инвесторов

Стоит ли менять привычные активы на квадратные метры бетона для машин?

Inc.
Жива Курба — живи, Казанский храм! Жива Курба — живи, Казанский храм!

История спасения из руин Казанского храма в ярославском селе Курба

Монокль
Счастье для всех недаром Счастье для всех недаром

Писатель Шамиль Идиатуллин — о роли Аркадия Стругацкого в его жизни

Weekend
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
С ароматом счастья и нотками любви С ароматом счастья и нотками любви

Интервью с парфюмером Екатериной Зинченко

Лиза
5 книг про музыкальную индустрию, которые советует гендиректор фестиваля «Пари Фест» 5 книг про музыкальную индустрию, которые советует гендиректор фестиваля «Пари Фест»

Литература и музыка — параллельные виды искусства, которые связаны

Inc.
Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда Как платформенная занятость влияет на российский рынок труда

Как платформенная экономика трансформирует рынок труда и развивает регионы

РБК
Посильнее фикшена и Гёте Посильнее фикшена и Гёте

Что стало с теми, кто был рядом с Анной Франк и кто такие ковбои

Weekend
Открыть в приложении