Что интересного можно увидеть в фарах?

АвтоМирАвто

Да скроется тьма!

Эволюция различных технологий и компонентов напрямую влияет на то, как выглядят автомобили и какой уровень комфорта обеспечивают. Что интересного можно увидеть в фарах?

Текст Максим Кубанцев

Эволюция автомобильной светотехники неизбежно следовала за развитием конструкции самого автомобиля и процессом его превращения в неотъемлемую часть жизни современного человека.

Первые световые приборы, керосиновые фонари, машины позаимствовали у своих непосредственных предшественников – конных экипажей. Медные, причудливой формы – они и выглядят так, словно еще вчера крепились на парадной карете представителя знатного дворянского рода. Ацетиленовые лампы по виду отличаются несильно, но устроены значительно сложнее. Шутка ли – для того, чтобы подсветить себе путь в сумерках, приходится возить с собой установку для получения прямо на борту горючего (и, безусловно, взрывоопасного!) газа. Принято считать, что эта технология пришла на автомобиль с железной дороги. Однако в свое время карбидные лампы применялись и в быту!

Что и говорить, появление на машинах электрического освещения следует считать одним из крупнейших благ! Однако место для прогресса остается всегда. С общим ростом автопарка появилась необходимость предотвращать ослепление светом фар водителей встречных автомобилей. Чтобы управлять световым пучком, фары получают стеклянные рассеиватели с многочисленными мини-линзами. Позднее за формирование светового пятна будут отвечать отражатели сложной формы, а стекло снова станет плоским. Да и на смену минеральному стеклу в последние годы пришел поликарбонат – не в последнюю очередь из-за того, что автокомпании вынуждены соблюдать все более ужесточающиеся нормы по пассивной безопасности, в том числе для пешеходов.

Галогеновые лампы, «ксенон», матричные светодиоды и лазеры – автомобильные фары «примерили» за прошедщие десятилетия множество технологий. Рассмотрим основные вехи этой интересной эволюции.

Не моргая

Включить наружное освещение в современном автомобиле можно нажатием клавиши, поворотом подрулевого рычажка или специального переключателя. На заре автомобильной эры, конечно, все было иначе. КЕРОСИНОВЫЕ фонари требовали регулярной заправки горючим и светили тускло. Распространившиеся позднее АЦЕТИЛЕНОВЫЕ нужно было заправлять карбидом кальция и водой, а после завершения химической реакции – очищать. К тому же срок горения тех и других на одной заправке был весьма ограниченным. Все изменилось с приходом электричества – причем не только в автомобилях, но и в быту

ТУСКЛЫЕ КЕРОСИНОВЫЕ фонари перекочевали на первые автомобили с транспортных средств предыдущей эпохи – карет, запряженных лошадьми

ПРИНЦИП РАБОТЫ такого прибора – тот же, что и у бытовой керосиновой лампы. Емкость с горючим, фитиль, регулятор

АЦЕТИЛЕНОВЫЕ фонари светили ярче керосиновых. Горючий газ для них получали посредством реакции карбида кальция с водой

ЕЩЕ ОДНА ступень эволюции: стекло-рассеиватель с линзами, распределяющими поток света для более широкого «охвата»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ фары появляются на автомобилях в первых десятилетиях XX века. Сначала, конечно, на дорогих

Приспособления

Задолго до появления современных электронных систем, позволяющих автоматически управлять светом в зависимости от рельефа местности, приближения встречного автомобиля или скорости движения, автомобильные инженеры старались совершенствовать оптику. На смену параболическим отражателям у фар круглой формы пришли многосегментные, позволяющие сформировать оптимальный пучок света без применения рифленых стекол-рассеивателей. Разрабатывались и нестандартные технические решения, не имеющие отношения к «голой» оптике. К примеру, на культовую модель Citroen DS с 1967 года устанавливались двухсекционные фары, скрытые под общим стеклом. При этом внутренние секции были снабжены механизмом, синхронно поворачивающим их в ту же сторону, что и управляемые колеса. И никакой электроники!

УЖЕ В СЕРЕДИНЕ 1930-х некоторые производители внедряли механизмы, позволяющие прятать фары в крылья. На фото – головная оптика Cord 812

ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ПОВОРОТ владелец поздних Citroen DS мог уже в конце 60-х: внутренний оптический элемент поворачивался вслед за рулем

На одном уровне

Положение кузова автомобиля без пассажиров и груза заметно отличается от груженого: под действием силы тяжести подвеска машины (прежде всего задняя) значительно проседает и пучки света фар направляются выше, чем необходимо, ослепляя водителей встречных автомобилей. Для того, чтобы бороться с этим эффектом, применяются КОРРЕКТОРЫ ФАР – гидравлические и электрические, управляемые вручную или автоматически. Применение корректоров фар в качестве обязательного оборудования всех новых автомобилей введено в 1998 году правилом №48 ЕЭК ООН, в котором прописаны современные требования к автомобильным световым приборам. Автоматические корректоры обязательны для фар с яркими газоразрядными лампами, в просторечии – «ксенон». Положение кузова при такой системе отслеживается специальными датчиками.

Универсальный поставщик

Как и любая новая отрасль, автомобильная промышленность на начальном этапе развивалась стремительными темпами. Второе десятилетие XX ВЕКА ознаменовалось электрификацией вспомогательных систем автомобиля. К примеру, с 1912 года на серийные модели Cadillac стали устанавливать электростартеры. Массовое производство электрических фар головного света началось в те же времена. В частности, специалисты немецкого концерна BOSCH приступили к разработке автомобильного генератора в 1910 году, а в марте 1913-го запустили в серийное производство универсальный комплект фар. Помимо непосредственно световых приборов в него входил генератор, регулятор и батарея. Нововведение пришлось ко двору – именно в этот момент автомобили из дорогих и экзотических игрушек для гонок и развлечения превращались в предметы повседневного использования. «Ксеноновую» фару (система Litronic) Bosch выпустил через 85 лет – в 1998-м.

КОМПЛЕКТ электрического света для автомобилей фирма Bosch выпускала с 13 марта 1913 года. В него входили фары, генератор и регулятор

Матрица

Фирменный конфигуратор для флагманских моделей AUDI позволяет выбрать головную оптику из нескольких вариантов. Самая прогрессивная технология – Matrix LED, в которой за распределение светового потока отвечают блоки светодиодов. Система работает на скоростях от 30 км/ч вне городской черты. Чтобы ее задействовать, необходимо поставить переключатель света в автоматический режим и включить дальний. В случае, если камера на лобовом стекле заметит встречный автомобиль, по команде контроллера определенная группа светодиодов снизит яркость или вовсе погаснет. Для фар последнего поколения доступны 64 возможных уровня яркости свечения, а количество возможных комбинаций их работы доходит до нескольких миллионов. Кроме того, матричные фары позволяют заранее подсвечивать повороты – еще до того, как водитель повернет рулевое колесо. В этом системе головного освещения помогает навигационная система. Кооперация!

Лазер

Технология BMW LASER LIGHT представлена в серийном воплощении на гибридном спорткупе BMW i8 в 2014 году. Она позволяет освещать дорогу в режиме дальнего света на целых 600 м – практически вдвое дальше, чем у автомобилей, снабженных светодиодными фарами. Несколько лазерных источников выпускают мощный пучок света, который фокусируется на специальном флуоресцирующем фосфорном веществе внутри фары. Получаемый интенсивный свет намного мощнее, чем от традиционных источников. Кроме того, как утверждают разработчики, его спектр близок к дневному свету, наиболее приятному для восприятия человеческим глазом. Кроме того, лазерные диоды оказались намного компактнее обычных: высоту отражателя в фаре для BMW i8 удалось уменьшить до 3 см. Система управления дальним светом, препятствующая ослеплению встречного и попутного транспорта, в фарах BMW также применена – за обстановкой следит камера.

И снова диоды

Предсерийный прототип своей системы матричного диодного головного света компания OPEL представила в 2012 году. Под каждой из четырех линз в нижней части фары установлены по 4 мощных светодиода. Всего же различных комбинаций включения диодов в экспериментальной фаре насчитывалось 256. Управляются диодные фары посредством камеры системы Opel Eye, помещенной в верхней части лобового стекла. Когда к автомобилю, оборудованному диодным матричным светом, приближается встречная машина (или в поле зрения появляется попутная), часть диодов гаснет, оставляя появившегося встречного в тени и, таким образом, не ослепляя его. Обе обочины при этом остаются качественно освещенными. До внедрения светодиодной оптики повсеместно применялись адаптивные ксеноновые фары, в которых необходимое поле перекрывалось посредством движущейся шторки. С разработкой новой технологии инженерам удалось избавиться от движущихся частей в фаре при сохранении требуемого эффекта.

Фото: Audi, Bosch, BMW, Citroen, Magneti Marelli, Opel, Максим Кубанцев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из какого класса? Из какого класса?

Большой седан Kia K900 очень хочет попасть в высшее общество

АвтоМир
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Повод для гордости Повод для гордости

Роман Русинов создаёт суперкар со множеством технологий из автоспорта

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Ирландский клан Ирландский клан

Как потомки ирландских эмигрантов Кеннеди добились «звёздности»?

Дилетант
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться В режиме «не беспокоить»: что такое синдром цифровой усталости, чем он опасен и как с ним бороться

Как зумеры столкнулись с выгоранием от бесконечного скроллинга социальных сетей

Правила жизни
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43% Эта привычка может повысить риск развития деменции на 43%

Употребление большого количества сахара может повысить риск развития деменции

ТехИнсайдер
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Посильнее фикшена и Гёте Посильнее фикшена и Гёте

Что стало с теми, кто был рядом с Анной Франк и кто такие ковбои

Weekend
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта Код руды: как оптимизировать измельчение руды с помощью искусственного интеллекта

Какие цифровые инструменты используются при измельчении руд

ТехИнсайдер
«Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ «Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ

Forbes Woman рассказывает о пяти книгах женщин — заключенных сталинских лагерей

Forbes
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине Органоидный интеллект: революция в биокомпьютинге и медицине

Ученые надеются, что органоидный интеллект изменит подход к вычислениям

Inc.
Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута» Не боги горшки обжигают: за что мы благодарны Михаилу Горшеневу из «Короля и Шута»

Семь вещей, за которые стоит поблагодарить Михаила Горшенева

Правила жизни
Масляное коварство Масляное коварство

Как масло для дерева может стать причиной пожара?

Наука и жизнь
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП Генеральный директор Ozon Fintech Ваэ Овасапян: Мы дитя СБП

Как банки при маркетплейсах становятся ключевыми игроками на финансовом рынке

Ведомости
Стивен Кинг очень любил детей Стивен Кинг очень любил детей

Новый сериал «Институт» и другие экранизации шедевров Короля ужасов

Weekend
Гарт Штапаков Гарт Штапаков

Что волнует непо-бейби петербургской арт-сцены Гарта Штапакова

Собака.ru
Что такое DDoS-атака и как она работает Что такое DDoS-атака и как она работает

Объясняем, что такое DDoS и как оно работает

ТехИнсайдер
Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать Что такое отложенный налог на прибыль и зачем его учитывать

Как работает отложенный налог на прибыль

Inc.
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Открыть в приложении