Что интересного можно увидеть в фарах?

АвтоМирАвто

Да скроется тьма!

Эволюция различных технологий и компонентов напрямую влияет на то, как выглядят автомобили и какой уровень комфорта обеспечивают. Что интересного можно увидеть в фарах?

Текст Максим Кубанцев

Эволюция автомобильной светотехники неизбежно следовала за развитием конструкции самого автомобиля и процессом его превращения в неотъемлемую часть жизни современного человека.

Первые световые приборы, керосиновые фонари, машины позаимствовали у своих непосредственных предшественников – конных экипажей. Медные, причудливой формы – они и выглядят так, словно еще вчера крепились на парадной карете представителя знатного дворянского рода. Ацетиленовые лампы по виду отличаются несильно, но устроены значительно сложнее. Шутка ли – для того, чтобы подсветить себе путь в сумерках, приходится возить с собой установку для получения прямо на борту горючего (и, безусловно, взрывоопасного!) газа. Принято считать, что эта технология пришла на автомобиль с железной дороги. Однако в свое время карбидные лампы применялись и в быту!

Что и говорить, появление на машинах электрического освещения следует считать одним из крупнейших благ! Однако место для прогресса остается всегда. С общим ростом автопарка появилась необходимость предотвращать ослепление светом фар водителей встречных автомобилей. Чтобы управлять световым пучком, фары получают стеклянные рассеиватели с многочисленными мини-линзами. Позднее за формирование светового пятна будут отвечать отражатели сложной формы, а стекло снова станет плоским. Да и на смену минеральному стеклу в последние годы пришел поликарбонат – не в последнюю очередь из-за того, что автокомпании вынуждены соблюдать все более ужесточающиеся нормы по пассивной безопасности, в том числе для пешеходов.

Галогеновые лампы, «ксенон», матричные светодиоды и лазеры – автомобильные фары «примерили» за прошедщие десятилетия множество технологий. Рассмотрим основные вехи этой интересной эволюции.

Не моргая

Включить наружное освещение в современном автомобиле можно нажатием клавиши, поворотом подрулевого рычажка или специального переключателя. На заре автомобильной эры, конечно, все было иначе. КЕРОСИНОВЫЕ фонари требовали регулярной заправки горючим и светили тускло. Распространившиеся позднее АЦЕТИЛЕНОВЫЕ нужно было заправлять карбидом кальция и водой, а после завершения химической реакции – очищать. К тому же срок горения тех и других на одной заправке был весьма ограниченным. Все изменилось с приходом электричества – причем не только в автомобилях, но и в быту

ТУСКЛЫЕ КЕРОСИНОВЫЕ фонари перекочевали на первые автомобили с транспортных средств предыдущей эпохи – карет, запряженных лошадьми

ПРИНЦИП РАБОТЫ такого прибора – тот же, что и у бытовой керосиновой лампы. Емкость с горючим, фитиль, регулятор

АЦЕТИЛЕНОВЫЕ фонари светили ярче керосиновых. Горючий газ для них получали посредством реакции карбида кальция с водой

ЕЩЕ ОДНА ступень эволюции: стекло-рассеиватель с линзами, распределяющими поток света для более широкого «охвата»

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ фары появляются на автомобилях в первых десятилетиях XX века. Сначала, конечно, на дорогих

Приспособления

Задолго до появления современных электронных систем, позволяющих автоматически управлять светом в зависимости от рельефа местности, приближения встречного автомобиля или скорости движения, автомобильные инженеры старались совершенствовать оптику. На смену параболическим отражателям у фар круглой формы пришли многосегментные, позволяющие сформировать оптимальный пучок света без применения рифленых стекол-рассеивателей. Разрабатывались и нестандартные технические решения, не имеющие отношения к «голой» оптике. К примеру, на культовую модель Citroen DS с 1967 года устанавливались двухсекционные фары, скрытые под общим стеклом. При этом внутренние секции были снабжены механизмом, синхронно поворачивающим их в ту же сторону, что и управляемые колеса. И никакой электроники!

УЖЕ В СЕРЕДИНЕ 1930-х некоторые производители внедряли механизмы, позволяющие прятать фары в крылья. На фото – головная оптика Cord 812

ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ПОВОРОТ владелец поздних Citroen DS мог уже в конце 60-х: внутренний оптический элемент поворачивался вслед за рулем

На одном уровне

Положение кузова автомобиля без пассажиров и груза заметно отличается от груженого: под действием силы тяжести подвеска машины (прежде всего задняя) значительно проседает и пучки света фар направляются выше, чем необходимо, ослепляя водителей встречных автомобилей. Для того, чтобы бороться с этим эффектом, применяются КОРРЕКТОРЫ ФАР – гидравлические и электрические, управляемые вручную или автоматически. Применение корректоров фар в качестве обязательного оборудования всех новых автомобилей введено в 1998 году правилом №48 ЕЭК ООН, в котором прописаны современные требования к автомобильным световым приборам. Автоматические корректоры обязательны для фар с яркими газоразрядными лампами, в просторечии – «ксенон». Положение кузова при такой системе отслеживается специальными датчиками.

Универсальный поставщик

Как и любая новая отрасль, автомобильная промышленность на начальном этапе развивалась стремительными темпами. Второе десятилетие XX ВЕКА ознаменовалось электрификацией вспомогательных систем автомобиля. К примеру, с 1912 года на серийные модели Cadillac стали устанавливать электростартеры. Массовое производство электрических фар головного света началось в те же времена. В частности, специалисты немецкого концерна BOSCH приступили к разработке автомобильного генератора в 1910 году, а в марте 1913-го запустили в серийное производство универсальный комплект фар. Помимо непосредственно световых приборов в него входил генератор, регулятор и батарея. Нововведение пришлось ко двору – именно в этот момент автомобили из дорогих и экзотических игрушек для гонок и развлечения превращались в предметы повседневного использования. «Ксеноновую» фару (система Litronic) Bosch выпустил через 85 лет – в 1998-м.

КОМПЛЕКТ электрического света для автомобилей фирма Bosch выпускала с 13 марта 1913 года. В него входили фары, генератор и регулятор

Матрица

Фирменный конфигуратор для флагманских моделей AUDI позволяет выбрать головную оптику из нескольких вариантов. Самая прогрессивная технология – Matrix LED, в которой за распределение светового потока отвечают блоки светодиодов. Система работает на скоростях от 30 км/ч вне городской черты. Чтобы ее задействовать, необходимо поставить переключатель света в автоматический режим и включить дальний. В случае, если камера на лобовом стекле заметит встречный автомобиль, по команде контроллера определенная группа светодиодов снизит яркость или вовсе погаснет. Для фар последнего поколения доступны 64 возможных уровня яркости свечения, а количество возможных комбинаций их работы доходит до нескольких миллионов. Кроме того, матричные фары позволяют заранее подсвечивать повороты – еще до того, как водитель повернет рулевое колесо. В этом системе головного освещения помогает навигационная система. Кооперация!

Лазер

Технология BMW LASER LIGHT представлена в серийном воплощении на гибридном спорткупе BMW i8 в 2014 году. Она позволяет освещать дорогу в режиме дальнего света на целых 600 м – практически вдвое дальше, чем у автомобилей, снабженных светодиодными фарами. Несколько лазерных источников выпускают мощный пучок света, который фокусируется на специальном флуоресцирующем фосфорном веществе внутри фары. Получаемый интенсивный свет намного мощнее, чем от традиционных источников. Кроме того, как утверждают разработчики, его спектр близок к дневному свету, наиболее приятному для восприятия человеческим глазом. Кроме того, лазерные диоды оказались намного компактнее обычных: высоту отражателя в фаре для BMW i8 удалось уменьшить до 3 см. Система управления дальним светом, препятствующая ослеплению встречного и попутного транспорта, в фарах BMW также применена – за обстановкой следит камера.

И снова диоды

Предсерийный прототип своей системы матричного диодного головного света компания OPEL представила в 2012 году. Под каждой из четырех линз в нижней части фары установлены по 4 мощных светодиода. Всего же различных комбинаций включения диодов в экспериментальной фаре насчитывалось 256. Управляются диодные фары посредством камеры системы Opel Eye, помещенной в верхней части лобового стекла. Когда к автомобилю, оборудованному диодным матричным светом, приближается встречная машина (или в поле зрения появляется попутная), часть диодов гаснет, оставляя появившегося встречного в тени и, таким образом, не ослепляя его. Обе обочины при этом остаются качественно освещенными. До внедрения светодиодной оптики повсеместно применялись адаптивные ксеноновые фары, в которых необходимое поле перекрывалось посредством движущейся шторки. С разработкой новой технологии инженерам удалось избавиться от движущихся частей в фаре при сохранении требуемого эффекта.

Фото: Audi, Bosch, BMW, Citroen, Magneti Marelli, Opel, Максим Кубанцев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Cчастливого воскресенья! Cчастливого воскресенья!

Пусть в этот день дом будет наполнен уютом и теплом

Лиза
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом Плюшеголовые сойки не сумели воспользоваться инструментом

Плюшеголовые разноцветные сойки не могут решить задачу с инструментами

N+1
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко» Какой он будет, постапокалипсис? Пять художников с позитивным прогнозом на «непрекрасное далеко»

О пяти авторах, которые попытались предопределить будущее

СНОБ
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями Вотум недоверия: с чем сталкиваются 20-летние, становясь руководителями

Эйджизм и дискриминация: проблемы молодых управленцев

Forbes
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Международная комиссия предложила пересмотреть определение ожирения Международная комиссия предложила пересмотреть определение ожирения

Ученые предложили разделить ожирение на две различные формы

N+1
Стратегия успеха Стратегия успеха

Эффективные способы побороть застенчивость и стать увереннее в себе

Лиза
Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад Как погиб хоккеист Валерий Харламов. Что случилось в аварии 43 года назад

Неожиданные факты об автокатастрофе, в которой погиб легендарный номер 17

РБК
Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход Франшиза без труда: может ли франчайзи получать пассивный доход

Что такое франшиза с пассивным доходом и можно ли на ней заработать?

Forbes
Черный доктор Черный доктор

Как разоблачить обманщика в белом халате?

Лиза
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Сладкая правда Сладкая правда

Не все знают, что и у сахарозаменителей есть свои плюсы и минусы

Лиза
Знаковое место Знаковое место

Стильный, функциональный, авторский интерьер в духе timeless

SALON-Interior
Холодный букет Холодный букет

Какие цветы будут хорошо смотреться в вазе зимой

Лиза
Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами? Почему витамины обозначаются буквами, а группа В еще и цифрами?

Когда и как были открыты витамины и почему получили именно такие названия?

ТехИнсайдер
5 популярных крещенских гаданий: польза, вред и психологический смысл 5 популярных крещенских гаданий: польза, вред и психологический смысл

Разбираем психологический смысл популярных гаданий

Psychologies
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
8 главных мифов о зимнем вождении 8 главных мифов о зимнем вождении

Развенчиваем главные заблуждения о вождении зимой

Maxim
Открыть в приложении