Актуальная тема
Коварная «натура»
Принцип приоритета натурального возмещения над денежной выплатой в системе ОСАГО вступил в действие. Кого из автовладельцев в первую очередь коснется новый порядок? На каком расстоянии от места ДТП должен находиться автосервис? Кому по-прежнему полагаются деньги?
Первым делом стоит уяснить: новый порядок возмещения, который введен федеральным законом №49 от 28 марта 2017 г., затронет только тех автомобилистов, чьи договоры ОСАГО заключены после вступления его в законную силу, то есть с 29 апреля 2017 года (включительно). Это следует из письма зампреда Центробанка Владимира Чистюхина, адресованного участникам страхового рынка.
По договорам, которые заключены ранее этой даты, получение ремонта вместо денежной выплаты также возможно – но не в приоритетном порядке, а по согласованию со страховой компанией.
При этом приоритет ремонта над выплатами устанавливается только для «частников» – он касается легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина и зарегистрированного в РФ. Также приоритет ремонта над выплатами не действует в случае, если потерпевший погиб или его здоровью в результате аварии причинен вред – тяжкий или средней тяжести. Кроме того, денежное возмещение вместо ремонта выдается в случае, если автомобиль уничтожен, или стоимость его восстановления больше 400 000 рублей (лимит выплат по ОСАГО). И наконец, выбрать денежную выплату вместо ремонта смогут инвалиды, пользующиеся автомобилем по медицинским показаниям.
Согласно новому закону, страховщик заключает договоры на организацию ремонта с сервисными центрами, в которых можно отремонтировать поврежденный автомобиль. Их список публикуется на сайте страховой компании. При этом на расположение СТО и сроки ремонта наложены существенные ограничения.
За чей счет везем?
Так, закон предусматривает, что сервис может находиться не более чем в 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП. Можно и дальше – но если страховщик организует или оплатит доставку. Предельный срок восстановления автомобиля – 30 рабочих дней, при превышении этого времени страховщик должен выплачивать потерпевшему неустойку в 0,5% за каждый день просрочки. Предусматривается восстановление только с использованием новых запасных частей. Иное – по согласованию с автовладельцем. Новые автомобили (до 2 лет) можно ремонтировать только у официальных дилеров, чтобы сохранить заводскую гарантию. Предусмотрена и гарантия на ремонт – 6 месяцев, на кузовные работы и окраску – год. Денежное же возмещение по ОСАГО по-прежнему выплачивается с учетом износа автомобиля.
Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков полагают, что на начальном этапе новой программой смогут воспользоваться лишь около 30% автовладельцев. «Запуск и старт этого законопроекта будет не столь энергичным, как мы рассчитывали изначально», – отметил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Игорь Юргенс, президент РСА
«Идея документа родилась как возможность противодействия мошенничеству в ОСАГО. Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, автоматически будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО. Однако в ходе работы над документом в нем появились дополнительные требования по критериям доступности СТО, гарантийным срокам, использованию новых деталей, что потенциально сужает использование восстановительного ремонта, соответственно, сохраняет наличность при возмещении в ОСАГО. Поэтому риски мошенничества сохраняются».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl