Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

АгроинвесторHi-Tech

Зерновозы для страны

Создание собственного флота судов для вывоза зерна и оптимизация перевозок по железной дороге могли бы упрочить позиции России на экспортном рынке

Инна Ганенко

Фото: Shutterstock

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж перед отраслью поставлена. Но даже при текущем вывозе экспортеры очень часто сталкиваются с нехваткой вагонов и судов. Одной из главных проблем остаются и высокие тарифы на транспортировку аграрных грузов. И если новые хопперы внутри страны активно строят, крупнотоннажных судов-зерновозов в современной России пока не выпускали. Государство решением проблемы уже озаботилось, поставив задачу наладить подобное производство. Однако эксперты опасаются, что для этого у страны нет ни материалов, ни технологий.

В соответствии с указом президента о национальных целях к 2030 году российский АПК должен нарастить производство на 25 %, а экспорт — в полтора раза к уровню 2021 года. «В частности, объемы зарубежных поставок зерна, по нашим прогнозам, к 2030 году с учетом увеличения урожая должны достичь 80 млн т. Планы очень амбициозные, но я уверен в том, что они выполнимые», — сказал в ходе Всероссийского зернового форума вице-премьер Дмитрий Патрушев, отметив, что перспективы экспорта напрямую будут связаны с возможностями агрологистики.

Он также напомнил, что впервые «достаточно серьезные проблемы» отрасли обнаружились еще в 2017 году, когда было собрано 135 млн т зерна — на тот момент рекордный урожай. «Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», — говорил он. И если за прошедшее время расширить возможности для перевалки удалось почти в 1,5 раза, то сложности с перевозками по железной дороге все еще остаются.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в ходе форума обращал внимание, что железнодорожная инфраструктура активно развивается: появляется больше приспособленных для приема сельхозгрузов станций и зерновых терминалов. Как следует из его презентации, парк вагонов за пять лет увеличился на 40 %, точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53. «Несмотря на все прогнозы, у нас с начала этого года достаточно неплохая позитивная динамика по доставке продукции по железной дороге», — отметил Шило, добавив, что в этом году стоит задача не снижать объемы перевозки зерновых, чему в том числе должны способствовать льготные тарифы.

Правительством уже предложены меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка, подчеркивал Патрушев. К тому же с 2024 года действует круглогодичный льготный железнодорожный тариф на вывоз зерна из Сибири в направлении Северо-Запада. Для Поволжья и Центра с началом сезона навигации альтернативой являются отправки по реке. Для этого в России будут развивать внутренние водные пути и речное судоходство: Минтранс, по словам вице-премьера, уже ведет работу по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, и она продолжится в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система».

Отдельным вызовом в условиях санкций Патрушев назвал создание отечественного сухогрузного флота. «Если строительство судов класса “река — море” уже ведется, то с крупнотоннажным флотом ситуация у нас непростая», — признавал он. В качестве оперативного решения разработаны меры поддержки, параллельно создаются проекты судов дедвейтом от 40 тыс. т до 60 тыс. т по конкурентной цене. «Постепенно мы вместе будем пытаться вырабатывать нужные решения», — сказал Патрушев.

От проекта до строительства — долгий путь

Разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов Минсельхоз инициировал еще в декабре 2022 года. «Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в стране. Актуальность этого вопроса существенно возросла в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. Также уточнялось, что на зерно приходится более трети отечественного агроэкспорта, при этом основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80 %). И в первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. Потребность российских экспортеров ведомство оценивало в 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т.

К реализации проекта была привлечена компания «Росагролизинг», а проектирование первых российских балкеров-зерновозов поручено ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который является ведущим в стране разработчиком в области кораблестроения. По словам гендиректора центра по спецпроектам Дмитрия Новикова, с первого раза получить нужные характеристики не удалось, но проведенная специалистами организации работа позволила оптимизировать результаты и удовлетворить заказчика с точки зрения хода и грузовместимости. «Оптимизация балкеров была направлена на снижение массы корпуса и увеличение дедвейта судов с одновременным обеспечением заданных размерений, осадки и скорости. Это должно уменьшить сроки окупаемости судов. Полученные результаты впечатляют! Дедвейт балкеров составил около 42 тыс. и 65 тыс. т», — рассказывал руководитель сайту Korabel.ru.

Строительство российских судов-зерновозов может вестись в стране по принципу распределенной верфи, сообщал гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, 100 % акций компании, ранее находившихся в федеральной собственности, в октябре 2023-го были переданы в доверительное управление ВТБ) Алексей Рахманов в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году (ПМЭФ2023). «У нас есть как минимум четыре точки, где мы можем строить. У нас есть большой док, в котором мы можем собирать такие большие суда, на юге. У нас есть большой док здесь, в Петербурге. Как минимум будет две или три точки. Никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40–60 тыс. т, у нас нет», — заверял он. Также, по его словам, для строительства зерновозов могут задействовать верфь в Севастополе.

Однако, как уточнил «Агроинвестору» представитель «Росагролизинга», сейчас рассматривается возможность строительства новой верфи на Дальнем Востоке и возведения там всего объема новых балкеров. По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций составит порядка 900 млрд руб. Согласно представленным Крыловским государственным научным центром данным, подтвержденным Центральным научно-исследовательским и проектно- конструкторским институтом морского флота, средняя расчетная стоимость строительства на российских верфях балкера с дедвейтом 40 тыс. т составит в среднем 12,5 млрд руб., с дедвейтом 60 тыс. т — 16,5 млрд руб. По информации российских экспортеров продукции АПК, для обеспечения окупаемости перевозки и конкурентоспособности российского зерна по цене на мировом рынке стоимость судна не должна превышать 5,5 млрд руб. со ставкой по лизингу не более 4–5 % годовых и сроком лизинга до 25 лет, сообщил представитель «Росагролизинга».

Фото: Shutterstock

Также он добавил, что на возведение одного крупнотоннажного судна типа Supramax (дедвейт — 60 тыс. т) потребуется минимум пять лет. «В этом вопросе мы ориентируемся на опыт китайских коллег, который показывает, что реализовать проект возможно за несколько лет, — отметил спикер. — Увы, текущие мощности и технологии не позволяют ускорить процесс производства на отечественных верфях, почти все стапеля заняты строящимися судами гражданского и военного назначения». В то же время в апреле 2023-го ныне первый зампредседателя правительства, а тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что до 2027 года в России в рамках проекта льготного лизинга будет построено около 150 грузовых судов, в том числе танкеров, зерновозов, контейнеровозов, буксиров, сухогрузов и барж. А чуть позже в мае Патрушев заявлял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать уже в конце 2025-го — начале 2026 года.

Одной поддержки недостаточно

«В ближайшие пять лет начала строительства тяжелых балкеров-зерновозов в России не будет, — уверен аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. — Единственная верфь, потенциально способная строить такие суда, — ССК “Звезда” (Приморский край) — загружена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры». В отдаленной перспективе по планам ОСК может быть создана верфь для возведения судов дедвейтом до 120 тыс. т, знает аналитик. В заявленных планах по выпуску судов фигурируют в том числе и балкеры.

О планах построить в течение пяти лет две новые верфи ОСК и полностью реконструировать старые глава ВТБ Андрей Костин сообщал на ПМЭФ в этом году. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов там же про одну из верфей, которую планируется возвести в ДФО, уточнял, что она сможет ежегодно обрабатывать более 200 тыс. т металла и сдавать до 12 крупных судов в год — балкеров, контейнеровозов и наливных танкеров дедвейтом до 120 тыс. т, а также газовозов, способных принимать на борт по 170 тыс. м³ сжиженного газа. С учетом того, что новое предприятие вряд ли будет введено в строй раньше 2030 года, оно не будет задействовано в реализации программы по устранению дефицита критически важной для России судостроительной продукции, рассчитанной на 2024–2027 годы. Следовательно, строить все предусмотренные этими масштабными программами и планами суда придется на уже действующих предприятиях, делала вывод в своей статье газета «Морские вести России». По данным издания, сейчас в России работает порядка 90 верфей, однако их абсолютное большинство ориентировано на средне- и малотоннажное судостроение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ Что будет, если заменить батареи теплым полом: ваше сердце не скажет спасибо, считает ученый из МЭИ

Можно ли отопить дом только теплым полом?

ТехИнсайдер
Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод Сила – в музыке транзисторов. Асинхронный привод

Что помешало поставить асинхронные двигатели на ВЛ80К в роли тяговых?

Наука и техника
Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека Что такое «коллапс модели», чем он угрожает развитию ИИ и человека

Сегодня активно обсуждается «коллапс модели». Насколько это опасно?

ТехИнсайдер
Иван Бунин оправдывается… Иван Бунин оправдывается…

Жизнь в эмиграции всегда не проста, часто эмигрантам приходится объединяться

Дилетант
«Каждый кризис открывает нам новые возможности» «Каждый кризис открывает нам новые возможности»

Людмила Михайлова о плюсах вертикальной интеграции бизнеса и миссии «Черкизово»

Агроинвестор
Как предотвратить самоубийства? 10 вопросов психологу Всероссийской службы доверия Как предотвратить самоубийства? 10 вопросов психологу Всероссийской службы доверия

Психолог службы доверия — о том, как помочь близкому с суицидальными мыслями

СНОБ
«Al кардинально изменит роль химика-исследователя» «Al кардинально изменит роль химика-исследователя»

Почему без искусственного интеллекта не достичь заметных результатов в науке

Наука
Семь симптомов диабета Семь симптомов диабета

На ранних стадиях диабет хорошо лечится, главное – не упустить время!

Здоровье
«Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами «Под рекой»: история женщины, столкнувшейся со своим прошлым и детскими страхами

Глава из романа Аси Демишкевич «Под рекой»

Forbes
Засуха напомнила о сберегающих технологиях Засуха напомнила о сберегающих технологиях

Как проходит внедрение новаторского метода посева без вспашки поля

Монокль
Без воды Без воды

Какие у безводной косметики преимущества и недостатки?

Лиза
Как понять, что у ребенка аутизм: 4 главных симптома Как понять, что у ребенка аутизм: 4 главных симптома

Аутизм у детей: как его диагностируют и какие признаки могут заметить родители?

Psychologies
Ах, какая женщина! Ах, какая женщина!

История жизни и любви Софи Лорен

Лиза
«Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием «Фанера, а как летает!» 3 крутые фишки советского авиалайнера со смешным названием

Минуточку, а где у него каркас, спрашивали эксперты, взглянув на самолет

ТехИнсайдер
Управляющий партнер фонда «ТилТех Капитал» — о том, как угодить инвестору Управляющий партнер фонда «ТилТех Капитал» — о том, как угодить инвестору

Есть ли что-то общее у бизнеса и науки?

РБК
За запой! За запой!

Александр Рогожкин и его поиск ответа на вопрос, как выживать, никого не убивая

Weekend
Независимая генетика Независимая генетика

Как решить проблему технологического отставания в российском АПК

Агроинвестор
«Русагро» переработает рапс в Кузбассе «Русагро» переработает рапс в Кузбассе

На будущем предприятии ГК «Русагро» планируется перерабатывать 1 млн т рапса

Агроинвестор
Сначала на себя Сначала на себя

Как понять, что ты обделяешь самого главного человека в своей жизни

VOICE
Все оттенки мании Все оттенки мании

Откуда берется страстное желание что-то сделать или чем-то обладать?

Psychologies
Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник Дочь Доминика Пелико рассказала о том, как справилась с осознанием, что ее отец — насильник

Как быть детям, чьи родители совершили ужасные вещи?

Psychologies
Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме? Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме?

Считается, что пьяный человек говорит правду и только правду, но так ли это?

ТехИнсайдер
Энергия для жизни Энергия для жизни

Комфортное, уютное и стильное пространство, способствующее релаксации

Идеи Вашего Дома
Жители острова Пасхи смешались с коренными американцами задолго до прибытия европейцев Жители острова Пасхи смешались с коренными американцами задолго до прибытия европейцев

На острове Пасхи не было демографического кризиса в 1600-х годах

N+1
Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь» Ирина Безрукова: «Важно успевать жить свою жизнь»

Ирина Безрукова: секреты ухода за собой и любовь к орхидеям

Здоровье
Все будет сухо. 7 мифов о дезодорантах, в которые пора перестать верить Все будет сухо. 7 мифов о дезодорантах, в которые пора перестать верить

Бытует мнение, что дезодоранты вызывают проблемы со здоровьем. Так ли это?

Лиза
За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом За пригоршню сухого корма. Премьера «Черного пса» — вестерна с азиатским акцентом

Апокалиптичный вестерн, маскирующийся под историю о дружбе человека и собаки

СНОБ
Сырьевое эмбарго: резервы небольшие Сырьевое эмбарго: резервы небольшие

Очевидных кандидатов на контрсанкции на третьем году санкционной войны немного

Монокль
Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов Считавшийся рыбоядным или насекомоядным раннемеловой энанциорнис оказался любителем фруктов

Оказалось, что раннемеловой энанциорнис питался плодами растений

N+1
Открыть в приложении