Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

АгроинвесторHi-Tech

Зерновозы для страны

Создание собственного флота судов для вывоза зерна и оптимизация перевозок по железной дороге могли бы упрочить позиции России на экспортном рынке

Инна Ганенко

Фото: Shutterstock

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж перед отраслью поставлена. Но даже при текущем вывозе экспортеры очень часто сталкиваются с нехваткой вагонов и судов. Одной из главных проблем остаются и высокие тарифы на транспортировку аграрных грузов. И если новые хопперы внутри страны активно строят, крупнотоннажных судов-зерновозов в современной России пока не выпускали. Государство решением проблемы уже озаботилось, поставив задачу наладить подобное производство. Однако эксперты опасаются, что для этого у страны нет ни материалов, ни технологий.

В соответствии с указом президента о национальных целях к 2030 году российский АПК должен нарастить производство на 25 %, а экспорт — в полтора раза к уровню 2021 года. «В частности, объемы зарубежных поставок зерна, по нашим прогнозам, к 2030 году с учетом увеличения урожая должны достичь 80 млн т. Планы очень амбициозные, но я уверен в том, что они выполнимые», — сказал в ходе Всероссийского зернового форума вице-премьер Дмитрий Патрушев, отметив, что перспективы экспорта напрямую будут связаны с возможностями агрологистики.

Он также напомнил, что впервые «достаточно серьезные проблемы» отрасли обнаружились еще в 2017 году, когда было собрано 135 млн т зерна — на тот момент рекордный урожай. «Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», — говорил он. И если за прошедшее время расширить возможности для перевалки удалось почти в 1,5 раза, то сложности с перевозками по железной дороге все еще остаются.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в ходе форума обращал внимание, что железнодорожная инфраструктура активно развивается: появляется больше приспособленных для приема сельхозгрузов станций и зерновых терминалов. Как следует из его презентации, парк вагонов за пять лет увеличился на 40 %, точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53. «Несмотря на все прогнозы, у нас с начала этого года достаточно неплохая позитивная динамика по доставке продукции по железной дороге», — отметил Шило, добавив, что в этом году стоит задача не снижать объемы перевозки зерновых, чему в том числе должны способствовать льготные тарифы.

Правительством уже предложены меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка, подчеркивал Патрушев. К тому же с 2024 года действует круглогодичный льготный железнодорожный тариф на вывоз зерна из Сибири в направлении Северо-Запада. Для Поволжья и Центра с началом сезона навигации альтернативой являются отправки по реке. Для этого в России будут развивать внутренние водные пути и речное судоходство: Минтранс, по словам вице-премьера, уже ведет работу по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, и она продолжится в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система».

Отдельным вызовом в условиях санкций Патрушев назвал создание отечественного сухогрузного флота. «Если строительство судов класса “река — море” уже ведется, то с крупнотоннажным флотом ситуация у нас непростая», — признавал он. В качестве оперативного решения разработаны меры поддержки, параллельно создаются проекты судов дедвейтом от 40 тыс. т до 60 тыс. т по конкурентной цене. «Постепенно мы вместе будем пытаться вырабатывать нужные решения», — сказал Патрушев.

От проекта до строительства — долгий путь

Разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов Минсельхоз инициировал еще в декабре 2022 года. «Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в стране. Актуальность этого вопроса существенно возросла в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. Также уточнялось, что на зерно приходится более трети отечественного агроэкспорта, при этом основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80 %). И в первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. Потребность российских экспортеров ведомство оценивало в 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т.

К реализации проекта была привлечена компания «Росагролизинг», а проектирование первых российских балкеров-зерновозов поручено ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который является ведущим в стране разработчиком в области кораблестроения. По словам гендиректора центра по спецпроектам Дмитрия Новикова, с первого раза получить нужные характеристики не удалось, но проведенная специалистами организации работа позволила оптимизировать результаты и удовлетворить заказчика с точки зрения хода и грузовместимости. «Оптимизация балкеров была направлена на снижение массы корпуса и увеличение дедвейта судов с одновременным обеспечением заданных размерений, осадки и скорости. Это должно уменьшить сроки окупаемости судов. Полученные результаты впечатляют! Дедвейт балкеров составил около 42 тыс. и 65 тыс. т», — рассказывал руководитель сайту Korabel.ru.

Строительство российских судов-зерновозов может вестись в стране по принципу распределенной верфи, сообщал гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, 100 % акций компании, ранее находившихся в федеральной собственности, в октябре 2023-го были переданы в доверительное управление ВТБ) Алексей Рахманов в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году (ПМЭФ2023). «У нас есть как минимум четыре точки, где мы можем строить. У нас есть большой док, в котором мы можем собирать такие большие суда, на юге. У нас есть большой док здесь, в Петербурге. Как минимум будет две или три точки. Никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40–60 тыс. т, у нас нет», — заверял он. Также, по его словам, для строительства зерновозов могут задействовать верфь в Севастополе.

Однако, как уточнил «Агроинвестору» представитель «Росагролизинга», сейчас рассматривается возможность строительства новой верфи на Дальнем Востоке и возведения там всего объема новых балкеров. По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций составит порядка 900 млрд руб. Согласно представленным Крыловским государственным научным центром данным, подтвержденным Центральным научно-исследовательским и проектно- конструкторским институтом морского флота, средняя расчетная стоимость строительства на российских верфях балкера с дедвейтом 40 тыс. т составит в среднем 12,5 млрд руб., с дедвейтом 60 тыс. т — 16,5 млрд руб. По информации российских экспортеров продукции АПК, для обеспечения окупаемости перевозки и конкурентоспособности российского зерна по цене на мировом рынке стоимость судна не должна превышать 5,5 млрд руб. со ставкой по лизингу не более 4–5 % годовых и сроком лизинга до 25 лет, сообщил представитель «Росагролизинга».

Фото: Shutterstock

Также он добавил, что на возведение одного крупнотоннажного судна типа Supramax (дедвейт — 60 тыс. т) потребуется минимум пять лет. «В этом вопросе мы ориентируемся на опыт китайских коллег, который показывает, что реализовать проект возможно за несколько лет, — отметил спикер. — Увы, текущие мощности и технологии не позволяют ускорить процесс производства на отечественных верфях, почти все стапеля заняты строящимися судами гражданского и военного назначения». В то же время в апреле 2023-го ныне первый зампредседателя правительства, а тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что до 2027 года в России в рамках проекта льготного лизинга будет построено около 150 грузовых судов, в том числе танкеров, зерновозов, контейнеровозов, буксиров, сухогрузов и барж. А чуть позже в мае Патрушев заявлял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать уже в конце 2025-го — начале 2026 года.

Одной поддержки недостаточно

«В ближайшие пять лет начала строительства тяжелых балкеров-зерновозов в России не будет, — уверен аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. — Единственная верфь, потенциально способная строить такие суда, — ССК “Звезда” (Приморский край) — загружена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры». В отдаленной перспективе по планам ОСК может быть создана верфь для возведения судов дедвейтом до 120 тыс. т, знает аналитик. В заявленных планах по выпуску судов фигурируют в том числе и балкеры.

О планах построить в течение пяти лет две новые верфи ОСК и полностью реконструировать старые глава ВТБ Андрей Костин сообщал на ПМЭФ в этом году. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов там же про одну из верфей, которую планируется возвести в ДФО, уточнял, что она сможет ежегодно обрабатывать более 200 тыс. т металла и сдавать до 12 крупных судов в год — балкеров, контейнеровозов и наливных танкеров дедвейтом до 120 тыс. т, а также газовозов, способных принимать на борт по 170 тыс. м³ сжиженного газа. С учетом того, что новое предприятие вряд ли будет введено в строй раньше 2030 года, оно не будет задействовано в реализации программы по устранению дефицита критически важной для России судостроительной продукции, рассчитанной на 2024–2027 годы. Следовательно, строить все предусмотренные этими масштабными программами и планами суда придется на уже действующих предприятиях, делала вывод в своей статье газета «Морские вести России». По данным издания, сейчас в России работает порядка 90 верфей, однако их абсолютное большинство ориентировано на средне- и малотоннажное судостроение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Для цифровизации отрасли нужны кадры и инфраструктура Для цифровизации отрасли нужны кадры и инфраструктура

Почему уровень цифровизации в АПК остается невысоким?

Агроинвестор
Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Монокль
«Суперапп» национального масштаба «Суперапп» национального масштаба

В России приступили к созданию национального мессенджера

Монокль
5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек) 5 бытовых приборов, которые потребляют больше всего энергии (и разоряют ваш кошелек)

Какая техника ежемесячно покушается на ваши сбережения

ТехИнсайдер
Следствие вели Следствие вели

Как множество специалистов не смогли выяснить все детали дела Кеннеди?

Дилетант
«За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута «За мной придут ночью». Отрывок из книги Тахира Хамута

Отрывок из книги «За мной придут ночью» — о респрессиях по отношению к уйгурам

СНОБ
Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском Сьюзен Таубес «Развод». Впервые на русском

Отрывок из забытого романа Сьюзен Таубес «Развод»

СНОБ
Сначала на себя Сначала на себя

Как понять, что ты обделяешь самого главного человека в своей жизни

VOICE
В чем поэзия, брат? В чем поэзия, брат?

Борис Рыжий как поэт и как персонаж

Weekend
«Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе «Выбор не в пользу себя»: почему женщины не занимают лидирующих позиций в бизнесе

Почему на самом деле в советах директоров или среди СЕО так мало женщин

Forbes
Нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов: каким был Иван Тургенев Нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов: каким был Иван Тургенев

Иван Тургенев — нежный уголовник, «дедушка» советских диссидентов

СНОБ
В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать В Англии узнали секрет самого сильного человека Земли! Вот что нужно тренировать

Почему так важно развивать мышцы ног?

ТехИнсайдер
Услышать, как тикают часики: зачем москвичек направляют на проверку фертильности Услышать, как тикают часики: зачем москвичек направляют на проверку фертильности

О том, как устроена проверка фертильности и какую вызвала реакцию у экспертов

Forbes
Коты — это жидкость: как этим пушистым животным удается пролезать сквозь узкие щели? Коты — это жидкость: как этим пушистым животным удается пролезать сквозь узкие щели?

Как кошки могут пролезать сквозь узкие щели?

ТехИнсайдер
Почему Ozempic подходит не каждому Почему Ozempic подходит не каждому

Почему Ozempic не может подойти всем, и вопрос вовсе не в высокой стоимости

ТехИнсайдер
Елизавета Базыкина Елизавета Базыкина

24-летняя звезда Театра на Бронной Елизавета Базыкина — артистка новой формации

Собака.ru
Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково

Индивидуальность: что это такое и почему её важно развивать?

Psychologies
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство Фен-шуй для маленькой квартиры или студии: как создать гармоничное пространство

Эти простые советы помогут тебе сделать пространство более гармоничным

VOICE
Оккультизм, сексуальность и заговоры: 5 эзотерических книг из библиотеки Евгения Петросяна и Елены Степаненко Оккультизм, сексуальность и заговоры: 5 эзотерических книг из библиотеки Евгения Петросяна и Елены Степаненко

Книги из коллекции Евгения Петросяна, общей стоимостью в 3 млн рублей

Правила жизни
Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня

С кем по материнской линии связаны неандертальцы из пещеры Стайня?

N+1
Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель

Как устроена область частной космонавтики в нашей стране и что происходит сейчас

ТехИнсайдер
Эффекта ноль Эффекта ноль

4 самые бесполезные косметологические процедуры — мнение врача

Лиза
Стать психологом – как и зачем? Стать психологом – как и зачем?

О подводных камнях псиобразования и о том, кому можно доверять в этом вопросе

Psychologies
Каждому по наклонностям Каждому по наклонностям

Режиссеры и их фирменные напитки

Weekend
Расстройства пищевого поведения привели к тяжелым электролитным нарушениям Расстройства пищевого поведения привели к тяжелым электролитным нарушениям

К чему приводят электролитные нарушения при расстройствах пищевого поведения

N+1
«Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью «Подай знак»: режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц о злоупотреблении властью

Как фильм «Подай знак» привлекает к проблеме гендерного неравенства?

Forbes
Плакун-трава Плакун-трава

Яркий акцент пейзажа, как вызов цветовому постоянству — это зацвёл дербенник!

Наука и жизнь
Знаменитые споры и конфликты писателей Знаменитые споры и конфликты писателей

Литературный мир — арена для самых ярых словесных баталий

Maxim
Цветущая сложность в эпоху тотальной медиатизации: говорят физики Цветущая сложность в эпоху тотальной медиатизации: говорят физики

Какие стратегии медийной самопрезентации используются научными вузами и учеными

Наука
Открыть в приложении