Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

АгроинвесторHi-Tech

Зерновозы для страны

Создание собственного флота судов для вывоза зерна и оптимизация перевозок по железной дороге могли бы упрочить позиции России на экспортном рынке

Инна Ганенко

Фото: Shutterstock

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж перед отраслью поставлена. Но даже при текущем вывозе экспортеры очень часто сталкиваются с нехваткой вагонов и судов. Одной из главных проблем остаются и высокие тарифы на транспортировку аграрных грузов. И если новые хопперы внутри страны активно строят, крупнотоннажных судов-зерновозов в современной России пока не выпускали. Государство решением проблемы уже озаботилось, поставив задачу наладить подобное производство. Однако эксперты опасаются, что для этого у страны нет ни материалов, ни технологий.

В соответствии с указом президента о национальных целях к 2030 году российский АПК должен нарастить производство на 25 %, а экспорт — в полтора раза к уровню 2021 года. «В частности, объемы зарубежных поставок зерна, по нашим прогнозам, к 2030 году с учетом увеличения урожая должны достичь 80 млн т. Планы очень амбициозные, но я уверен в том, что они выполнимые», — сказал в ходе Всероссийского зернового форума вице-премьер Дмитрий Патрушев, отметив, что перспективы экспорта напрямую будут связаны с возможностями агрологистики.

Он также напомнил, что впервые «достаточно серьезные проблемы» отрасли обнаружились еще в 2017 году, когда было собрано 135 млн т зерна — на тот момент рекордный урожай. «Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», — говорил он. И если за прошедшее время расширить возможности для перевалки удалось почти в 1,5 раза, то сложности с перевозками по железной дороге все еще остаются.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в ходе форума обращал внимание, что железнодорожная инфраструктура активно развивается: появляется больше приспособленных для приема сельхозгрузов станций и зерновых терминалов. Как следует из его презентации, парк вагонов за пять лет увеличился на 40 %, точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53. «Несмотря на все прогнозы, у нас с начала этого года достаточно неплохая позитивная динамика по доставке продукции по железной дороге», — отметил Шило, добавив, что в этом году стоит задача не снижать объемы перевозки зерновых, чему в том числе должны способствовать льготные тарифы.

Правительством уже предложены меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка, подчеркивал Патрушев. К тому же с 2024 года действует круглогодичный льготный железнодорожный тариф на вывоз зерна из Сибири в направлении Северо-Запада. Для Поволжья и Центра с началом сезона навигации альтернативой являются отправки по реке. Для этого в России будут развивать внутренние водные пути и речное судоходство: Минтранс, по словам вице-премьера, уже ведет работу по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, и она продолжится в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система».

Отдельным вызовом в условиях санкций Патрушев назвал создание отечественного сухогрузного флота. «Если строительство судов класса “река — море” уже ведется, то с крупнотоннажным флотом ситуация у нас непростая», — признавал он. В качестве оперативного решения разработаны меры поддержки, параллельно создаются проекты судов дедвейтом от 40 тыс. т до 60 тыс. т по конкурентной цене. «Постепенно мы вместе будем пытаться вырабатывать нужные решения», — сказал Патрушев.

От проекта до строительства — долгий путь

Разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов Минсельхоз инициировал еще в декабре 2022 года. «Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в стране. Актуальность этого вопроса существенно возросла в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. Также уточнялось, что на зерно приходится более трети отечественного агроэкспорта, при этом основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80 %). И в первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. Потребность российских экспортеров ведомство оценивало в 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т.

К реализации проекта была привлечена компания «Росагролизинг», а проектирование первых российских балкеров-зерновозов поручено ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который является ведущим в стране разработчиком в области кораблестроения. По словам гендиректора центра по спецпроектам Дмитрия Новикова, с первого раза получить нужные характеристики не удалось, но проведенная специалистами организации работа позволила оптимизировать результаты и удовлетворить заказчика с точки зрения хода и грузовместимости. «Оптимизация балкеров была направлена на снижение массы корпуса и увеличение дедвейта судов с одновременным обеспечением заданных размерений, осадки и скорости. Это должно уменьшить сроки окупаемости судов. Полученные результаты впечатляют! Дедвейт балкеров составил около 42 тыс. и 65 тыс. т», — рассказывал руководитель сайту Korabel.ru.

Строительство российских судов-зерновозов может вестись в стране по принципу распределенной верфи, сообщал гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, 100 % акций компании, ранее находившихся в федеральной собственности, в октябре 2023-го были переданы в доверительное управление ВТБ) Алексей Рахманов в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году (ПМЭФ2023). «У нас есть как минимум четыре точки, где мы можем строить. У нас есть большой док, в котором мы можем собирать такие большие суда, на юге. У нас есть большой док здесь, в Петербурге. Как минимум будет две или три точки. Никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40–60 тыс. т, у нас нет», — заверял он. Также, по его словам, для строительства зерновозов могут задействовать верфь в Севастополе.

Однако, как уточнил «Агроинвестору» представитель «Росагролизинга», сейчас рассматривается возможность строительства новой верфи на Дальнем Востоке и возведения там всего объема новых балкеров. По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций составит порядка 900 млрд руб. Согласно представленным Крыловским государственным научным центром данным, подтвержденным Центральным научно-исследовательским и проектно- конструкторским институтом морского флота, средняя расчетная стоимость строительства на российских верфях балкера с дедвейтом 40 тыс. т составит в среднем 12,5 млрд руб., с дедвейтом 60 тыс. т — 16,5 млрд руб. По информации российских экспортеров продукции АПК, для обеспечения окупаемости перевозки и конкурентоспособности российского зерна по цене на мировом рынке стоимость судна не должна превышать 5,5 млрд руб. со ставкой по лизингу не более 4–5 % годовых и сроком лизинга до 25 лет, сообщил представитель «Росагролизинга».

Фото: Shutterstock

Также он добавил, что на возведение одного крупнотоннажного судна типа Supramax (дедвейт — 60 тыс. т) потребуется минимум пять лет. «В этом вопросе мы ориентируемся на опыт китайских коллег, который показывает, что реализовать проект возможно за несколько лет, — отметил спикер. — Увы, текущие мощности и технологии не позволяют ускорить процесс производства на отечественных верфях, почти все стапеля заняты строящимися судами гражданского и военного назначения». В то же время в апреле 2023-го ныне первый зампредседателя правительства, а тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что до 2027 года в России в рамках проекта льготного лизинга будет построено около 150 грузовых судов, в том числе танкеров, зерновозов, контейнеровозов, буксиров, сухогрузов и барж. А чуть позже в мае Патрушев заявлял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать уже в конце 2025-го — начале 2026 года.

Одной поддержки недостаточно

«В ближайшие пять лет начала строительства тяжелых балкеров-зерновозов в России не будет, — уверен аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. — Единственная верфь, потенциально способная строить такие суда, — ССК “Звезда” (Приморский край) — загружена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры». В отдаленной перспективе по планам ОСК может быть создана верфь для возведения судов дедвейтом до 120 тыс. т, знает аналитик. В заявленных планах по выпуску судов фигурируют в том числе и балкеры.

О планах построить в течение пяти лет две новые верфи ОСК и полностью реконструировать старые глава ВТБ Андрей Костин сообщал на ПМЭФ в этом году. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов там же про одну из верфей, которую планируется возвести в ДФО, уточнял, что она сможет ежегодно обрабатывать более 200 тыс. т металла и сдавать до 12 крупных судов в год — балкеров, контейнеровозов и наливных танкеров дедвейтом до 120 тыс. т, а также газовозов, способных принимать на борт по 170 тыс. м³ сжиженного газа. С учетом того, что новое предприятие вряд ли будет введено в строй раньше 2030 года, оно не будет задействовано в реализации программы по устранению дефицита критически важной для России судостроительной продукции, рассчитанной на 2024–2027 годы. Следовательно, строить все предусмотренные этими масштабными программами и планами суда придется на уже действующих предприятиях, делала вывод в своей статье газета «Морские вести России». По данным издания, сейчас в России работает порядка 90 верфей, однако их абсолютное большинство ориентировано на средне- и малотоннажное судостроение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что может взойти на российско-китайском огороде Что может взойти на российско-китайском огороде

Потенциал сотрудничества России и Китая в сегменте овощей и картофеля

Агроинвестор
АЗС, ТРК, СУГ, КПГ: что все это значит и для чего нужно АЗС, ТРК, СУГ, КПГ: что все это значит и для чего нужно

Как устроена автозаправка и что значат аббревиатуры на вывесках

РБК
Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
С гробом по жизни С гробом по жизни

«Джанго»: один из самых жестоких вестернов в истории

Weekend
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Сбой системы Сбой системы

Как вовремя понять, что ребенка пора вести на прием к специалисту?

Лиза
Человек, изменивший все: как Дон Гарбер превратил МЛС в турнир с доходом в $2 млрд Человек, изменивший все: как Дон Гарбер превратил МЛС в турнир с доходом в $2 млрд

Дон Гарбер и его уникальный дар видеть возможности там, где другие отчаились

Forbes
Человек стал вожаком птичьей стаи и ведет птиц по маршрутам миграции Человек стал вожаком птичьей стаи и ведет птиц по маршрутам миграции

Команда экологов Waldrappteam учит перелетных птиц находить пути миграции

ТехИнсайдер
Фильмы, где актеры сыграли сразу нескольких героев Фильмы, где актеры сыграли сразу нескольких героев

Многоликий артист — редкость, но великий плюс любому фильму

Maxim
Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х Антибайопик о поэте: как фильм о Борисе Рыжем воскрешает еще одну легенду из 90-х

«Рыжий»: несовершенный, но пронзительный антибайопик о поэте Борисе Рыжем

Forbes
Два алтаря для одной жертвы Два алтаря для одной жертвы

Как героиня греческого мифа Ифигения из символа подвига стала символом отчаяния

Weekend
Автомобили Автомобили

Рекорды мощности, внимание к деталям и всеобщая цифровизация лучших автомобилей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Веселье без шумства Веселье без шумства

Как европейское искусство перестало бояться и полюбило вакханалии

Weekend
Как правильно ухаживать за разделочными досками Как правильно ухаживать за разделочными досками

Поддержание досок в идеальном состоянии  — это не просто прихоть «красоты»

ТехИнсайдер
5 лучших ролей Мэгги Смит 5 лучших ролей Мэгги Смит

Вспоминаем самые яркие роли британской актрисы из культовых фильмов

Psychologies
«Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров «Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров

О закулисье «Бриджертонов» и историях актеров, сыгравших самые яркие роли

Караван историй
Загадки русского языка: почему есть лето бабье, но нет мужичьего? Загадки русского языка: почему есть лето бабье, но нет мужичьего?

Почему лето называется именно бабьим?

ТехИнсайдер
Один раз, еще не жена Один раз, еще не жена

Однажды я провел за два года три свадьбы у одной и той же невесты!

Men Today
Женщинам о мужчинах: чего нельзя делать и говорить Женщинам о мужчинах: чего нельзя делать и говорить

О каких особенностях мужского поведения и психики помнить

Psychologies
7 признаков того, что отношения не сложатся 7 признаков того, что отношения не сложатся

Точно ли ваши с партнером взгляды на совместное будущее совпадают?

Psychologies
Сериал «Наследники» наяву: дети Руперта Мердока ведут борьбу за медиаимперию Сериал «Наследники» наяву: дети Руперта Мердока ведут борьбу за медиаимперию

Подробности скандала в духе сериала «Наследники» от HBO

СНОБ
Исследование: как могла развиваться Вселенная до Большого взрыва Исследование: как могла развиваться Вселенная до Большого взрыва

Большой отскок: иная теория возникновения и развития Вселенной

ТехИнсайдер
Атомная энергетика покажет взрывной рост Атомная энергетика покажет взрывной рост

Россия отклоняется от мирового тренда в пользу атомной энергии

Монокль
Найти опору в теле Найти опору в теле

Как с помощью тела сохранить спокойствие и устойчивость

Psychologies
Как мозг регулирует кашель и чихание Как мозг регулирует кашель и чихание

Ученые обнаружили нервные клетки, которые вызывают кашель или чихание у мышей

ТехИнсайдер
Надо радоваться Надо радоваться

Оксана Лаврентьева уверяет: любые кризисы – вовсе не повод предаваться унынию

VOICE
Земля кипящая Земля кипящая

Долина гейзеров на полуострове Камчатка уникальна в мировом масштабе

Лиза
Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов Инженеры строят новую Атлантиду: как мы незаметно оказались на пороге эры подводных городов

Похоже, в текущем десятилетии человечество все же сделает шаг в воду

ТехИнсайдер
Московская телегенция Московская телегенция

Telegram с человеческим лицом

Men Today
Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака Ученые доказали эффективность наночастиц золота при лечении рака

Как ученые доказали результативность наночастиц золота для борьбы с раком

ТехИнсайдер
Открыть в приложении