Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж поставлена

АгроинвесторHi-Tech

Зерновозы для страны

Создание собственного флота судов для вывоза зерна и оптимизация перевозок по железной дороге могли бы упрочить позиции России на экспортном рынке

Инна Ганенко

Фото: Shutterstock

Задача по увеличению объемов поставок сельхозпродукции за рубеж перед отраслью поставлена. Но даже при текущем вывозе экспортеры очень часто сталкиваются с нехваткой вагонов и судов. Одной из главных проблем остаются и высокие тарифы на транспортировку аграрных грузов. И если новые хопперы внутри страны активно строят, крупнотоннажных судов-зерновозов в современной России пока не выпускали. Государство решением проблемы уже озаботилось, поставив задачу наладить подобное производство. Однако эксперты опасаются, что для этого у страны нет ни материалов, ни технологий.

В соответствии с указом президента о национальных целях к 2030 году российский АПК должен нарастить производство на 25 %, а экспорт — в полтора раза к уровню 2021 года. «В частности, объемы зарубежных поставок зерна, по нашим прогнозам, к 2030 году с учетом увеличения урожая должны достичь 80 млн т. Планы очень амбициозные, но я уверен в том, что они выполнимые», — сказал в ходе Всероссийского зернового форума вице-премьер Дмитрий Патрушев, отметив, что перспективы экспорта напрямую будут связаны с возможностями агрологистики.

Он также напомнил, что впервые «достаточно серьезные проблемы» отрасли обнаружились еще в 2017 году, когда было собрано 135 млн т зерна — на тот момент рекордный урожай. «Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», — говорил он. И если за прошедшее время расширить возможности для перевалки удалось почти в 1,5 раза, то сложности с перевозками по железной дороге все еще остаются.

Заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило в ходе форума обращал внимание, что железнодорожная инфраструктура активно развивается: появляется больше приспособленных для приема сельхозгрузов станций и зерновых терминалов. Как следует из его презентации, парк вагонов за пять лет увеличился на 40 %, точек погрузки на станциях отправления стало на 39 больше, а выгрузки на станциях назначения — на 53. «Несмотря на все прогнозы, у нас с начала этого года достаточно неплохая позитивная динамика по доставке продукции по железной дороге», — отметил Шило, добавив, что в этом году стоит задача не снижать объемы перевозки зерновых, чему в том числе должны способствовать льготные тарифы.

Правительством уже предложены меры по стимулированию покупки вагонов-зерновозов участниками рынка, подчеркивал Патрушев. К тому же с 2024 года действует круглогодичный льготный железнодорожный тариф на вывоз зерна из Сибири в направлении Северо-Запада. Для Поволжья и Центра с началом сезона навигации альтернативой являются отправки по реке. Для этого в России будут развивать внутренние водные пути и речное судоходство: Минтранс, по словам вице-премьера, уже ведет работу по устранению лимитирующих участков на внутренних водных путях, и она продолжится в рамках нового национального проекта «Эффективная транспортная система».

Отдельным вызовом в условиях санкций Патрушев назвал создание отечественного сухогрузного флота. «Если строительство судов класса “река — море” уже ведется, то с крупнотоннажным флотом ситуация у нас непростая», — признавал он. В качестве оперативного решения разработаны меры поддержки, параллельно создаются проекты судов дедвейтом от 40 тыс. т до 60 тыс. т по конкурентной цене. «Постепенно мы вместе будем пытаться вырабатывать нужные решения», — сказал Патрушев.

От проекта до строительства — долгий путь

Разработку проектной документации на строительство судов-зерновозов Минсельхоз инициировал еще в декабре 2022 года. «Создание собственного грузового флота для экспорта российского продовольствия является одной из стратегических задач и важным фактором развития агропромышленного комплекса в стране. Актуальность этого вопроса существенно возросла в условиях санкционного давления и отказа многих международных перевозчиков от сотрудничества с Россией», — говорилось в сообщении пресс-службы министерства. Также уточнялось, что на зерно приходится более трети отечественного агроэкспорта, при этом основным способом транспортировки являются именно морские перевозки (более 80 %). И в первую очередь необходимо строительство крупнотоннажных судов для поставок на дальние расстояния. Потребность российских экспортеров ведомство оценивало в 61 зерновоз, из которых 27 грузоподъемностью 40 тыс. т и 34 — на 60 тыс. т.

К реализации проекта была привлечена компания «Росагролизинг», а проектирование первых российских балкеров-зерновозов поручено ФГУП «Крыловский государственный научный центр», который является ведущим в стране разработчиком в области кораблестроения. По словам гендиректора центра по спецпроектам Дмитрия Новикова, с первого раза получить нужные характеристики не удалось, но проведенная специалистами организации работа позволила оптимизировать результаты и удовлетворить заказчика с точки зрения хода и грузовместимости. «Оптимизация балкеров была направлена на снижение массы корпуса и увеличение дедвейта судов с одновременным обеспечением заданных размерений, осадки и скорости. Это должно уменьшить сроки окупаемости судов. Полученные результаты впечатляют! Дедвейт балкеров составил около 42 тыс. и 65 тыс. т», — рассказывал руководитель сайту Korabel.ru.

Строительство российских судов-зерновозов может вестись в стране по принципу распределенной верфи, сообщал гендиректор «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК, 100 % акций компании, ранее находившихся в федеральной собственности, в октябре 2023-го были переданы в доверительное управление ВТБ) Алексей Рахманов в рамках Петербургского международного экономического форума в прошлом году (ПМЭФ2023). «У нас есть как минимум четыре точки, где мы можем строить. У нас есть большой док, в котором мы можем собирать такие большие суда, на юге. У нас есть большой док здесь, в Петербурге. Как минимум будет две или три точки. Никаких препятствий для строительства тех зерновозов, которые у нас просит Минсельхоз, а это 40–60 тыс. т, у нас нет», — заверял он. Также, по его словам, для строительства зерновозов могут задействовать верфь в Севастополе.

Однако, как уточнил «Агроинвестору» представитель «Росагролизинга», сейчас рассматривается возможность строительства новой верфи на Дальнем Востоке и возведения там всего объема новых балкеров. По предварительным подсчетам, общий объем инвестиций составит порядка 900 млрд руб. Согласно представленным Крыловским государственным научным центром данным, подтвержденным Центральным научно-исследовательским и проектно- конструкторским институтом морского флота, средняя расчетная стоимость строительства на российских верфях балкера с дедвейтом 40 тыс. т составит в среднем 12,5 млрд руб., с дедвейтом 60 тыс. т — 16,5 млрд руб. По информации российских экспортеров продукции АПК, для обеспечения окупаемости перевозки и конкурентоспособности российского зерна по цене на мировом рынке стоимость судна не должна превышать 5,5 млрд руб. со ставкой по лизингу не более 4–5 % годовых и сроком лизинга до 25 лет, сообщил представитель «Росагролизинга».

Фото: Shutterstock

Также он добавил, что на возведение одного крупнотоннажного судна типа Supramax (дедвейт — 60 тыс. т) потребуется минимум пять лет. «В этом вопросе мы ориентируемся на опыт китайских коллег, который показывает, что реализовать проект возможно за несколько лет, — отметил спикер. — Увы, текущие мощности и технологии не позволяют ускорить процесс производства на отечественных верфях, почти все стапеля заняты строящимися судами гражданского и военного назначения». В то же время в апреле 2023-го ныне первый зампредседателя правительства, а тогда министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил, что до 2027 года в России в рамках проекта льготного лизинга будет построено около 150 грузовых судов, в том числе танкеров, зерновозов, контейнеровозов, буксиров, сухогрузов и барж. А чуть позже в мае Патрушев заявлял, что первый по новому российскому проекту балкер для перевозки зерна планируется сдать уже в конце 2025-го — начале 2026 года.

Одной поддержки недостаточно

«В ближайшие пять лет начала строительства тяжелых балкеров-зерновозов в России не будет, — уверен аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко. — Единственная верфь, потенциально способная строить такие суда, — ССК “Звезда” (Приморский край) — загружена заказами на нефтяные и СПГ-танкеры». В отдаленной перспективе по планам ОСК может быть создана верфь для возведения судов дедвейтом до 120 тыс. т, знает аналитик. В заявленных планах по выпуску судов фигурируют в том числе и балкеры.

О планах построить в течение пяти лет две новые верфи ОСК и полностью реконструировать старые глава ВТБ Андрей Костин сообщал на ПМЭФ в этом году. Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов там же про одну из верфей, которую планируется возвести в ДФО, уточнял, что она сможет ежегодно обрабатывать более 200 тыс. т металла и сдавать до 12 крупных судов в год — балкеров, контейнеровозов и наливных танкеров дедвейтом до 120 тыс. т, а также газовозов, способных принимать на борт по 170 тыс. м³ сжиженного газа. С учетом того, что новое предприятие вряд ли будет введено в строй раньше 2030 года, оно не будет задействовано в реализации программы по устранению дефицита критически важной для России судостроительной продукции, рассчитанной на 2024–2027 годы. Следовательно, строить все предусмотренные этими масштабными программами и планами суда придется на уже действующих предприятиях, делала вывод в своей статье газета «Морские вести России». По данным издания, сейчас в России работает порядка 90 верфей, однако их абсолютное большинство ориентировано на средне- и малотоннажное судостроение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ак Барс Холдинг» увеличит выпуск яйца в два раза «Ак Барс Холдинг» увеличит выпуск яйца в два раза

«Ак Барс Холдинг» построит еще одну птицефабрику в Татарстане

Агроинвестор
Вторая планета от Солнца Вторая планета от Солнца

Верфь Heesen в июле объявила о продаже 55‑метровой яхты своему давнему клиенту

Y Magazine
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР Налог на бездетность и запрет на самогоноварение: 5 странных законов времен СССР

О 5 самых странных законах, которые советские граждане были обязаны соблюдать

ТехИнсайдер
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях Творческий поток: почему лучшие идеи приходят к нам в самых неожиданных ситуациях

Что такое «блуждание ума» и почему оно помогает найти неожиданные решения

Forbes
Что почитать этой осенью: 5 научно-фантастических книг, которые должны быть в вашем plan to read Что почитать этой осенью: 5 научно-фантастических книг, которые должны быть в вашем plan to read

Подборка книг, которые помогут пробудить креатив и предположить, что нас ждет

ТехИнсайдер
Успеть за 24 часа Успеть за 24 часа

Гид по Москве. Программа-минимум для тех, кто первый раз в столице

Лиза
Каждому по наклонностям Каждому по наклонностям

Режиссеры и их фирменные напитки

Weekend
Сила мысли: можно ли исполнить свои желания, если правильно мечтать Сила мысли: можно ли исполнить свои желания, если правильно мечтать

Почему иногда наши сбывшиеся мечты не оправдывают ожиданий?

VOICE
Вторая личность Вторая личность

Ужасно интересная премьера Haval F7

Автопилот
Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня Генетики выделили ДНК из семи неандертальских зубов из пещеры Стайня

С кем по материнской линии связаны неандертальцы из пещеры Стайня?

N+1
«Я не верю, что существуют тупиковые ситуации» «Я не верю, что существуют тупиковые ситуации»

«Шуйские ситцы» запускает уникальный проект по производству ткани из дерева

Монокль
Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8 Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8

Особенности эвакуационных тягачей

Обозрение армии и флота
Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах Накреативил и устал: что руководители думают о сотрудниках-зумерах

Любовь и ненависть к зумерам: как менеджеры находят с ними общий язык?

Forbes
Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков Как вычислить нарцисса по переписке: 7 тревожных звоночков

Как распознать, что вы переписываетесь с нарциссом? Вот семь признаков

Psychologies
Иван Янковский, самосуд и ельцинская Россия: каким получился сериал «Аутсорс»? Иван Янковский, самосуд и ельцинская Россия: каким получился сериал «Аутсорс»?

О параллелях, смыслах и оглушающем эффекте сериала «Аутсорс»

Правила жизни
Нарядилась Нарядилась

Александра Ребенок — о том, как вырасти в маминых платьях, а потом — из них

Новый очаг
Гений места Гений места

Архыз, Ольхон, Красная Поляна — о любимых маршрутах рассказывают гиды

Новый очаг
Ученые рассказали, как на старение внуков влияет образование дедушек и бабушек Ученые рассказали, как на старение внуков влияет образование дедушек и бабушек

Как образование предков влияет на наше здоровье?

ТехИнсайдер
«Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США» «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Как Рузвельт убедил американцев вступить в Вторую Мировую войну

N+1
Москвич установил камеры в квартире (даже в ванной!), чтобы следить за арендаторшами Москвич установил камеры в квартире (даже в ванной!), чтобы следить за арендаторшами

Почему людям нравится подглядывать за другими: мнение психологов

Psychologies
Инвестиции на автомате Инвестиции на автомате

Как устроены робоэдвайзеры и кому они нужны

Деньги
«Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства «Десять жизней Мариам»: роман о женщине, которая дождалась отмены рабства

Глава из книги «Десять жизней Мариам»

Forbes
Зайти в IT: зачем отраслевые компании выходят на рынок информтехнологий Зайти в IT: зачем отраслевые компании выходят на рынок информтехнологий

Зачем крупные отраслевые игроки решают коммерциализировать свои IT-решения?

Forbes
Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство» Рассказ Дмитрия Захарова из сборника «Механическое вмешательство»

Рассказ, созданный Дмитрием Захаровым и искусственным интеллектом YandexGPT

СНОБ
Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google Сколько стоит ваше время и как лучше говорить «нет»: секреты продуктивности Google

Отрывок из книги «Аптайм. Оптимальный способ управления временем и энергией»

Forbes
Большие перемены Большие перемены

20 фактов, которые должны знать папа и мама первоклассника (и не только)

Men Today
Грозит ли насекомым вымирание? Грозит ли насекомым вымирание?

С насекомыми в Европе не всё благополучно, и вот почему

Наука и жизнь
Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира

ФИФА так и не удалось заключить выгодный контракт на клубный чемпионат мира

Forbes
Открыть в приложении