Будет ли открыт сухопутный экспортный коридор в Китай
Перспективы реализации амбициозного проекта компании НСЗК
Группа компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» и китайская госкорпорация China Chengtong International Investment договорились о сотрудничестве, в рамках которого Россия будет поставлять зерно в Китай на сумму 1,9 трлн руб. В перспективе данная коллаборация позволит нарастить площади под зерновыми в Сибири и на Урале в четыре раза, уверена российская сторона соглашения. Однако эксперты и участники рынка настроены скептично.
Компания «Новый Сухопутный Зерновой Коридор» (НСЗК) и China Chengtong International Investment соглашение о стратегическом сотрудничестве и расширении взаимной торговли подписали в июне в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Стороны договорились о развитии инфраструктуры и увеличении производства зерновых, зернобобовых и масличных агрокультур на территории от Южного Урала до Дальнего Востока, а также о поставках зерна на сумму 1,9 трлн руб. с расчетами в национальных валютах. Кроме этого, участники договора планируют организацию поставок с последующей локализацией производства в России технологического оборудования и сельхозтехники на 150 млрд руб., а также совместные инвестиции в размере 50 млрд руб.
Корпорация China Chengtong, в структуру которой входит China Chengtong International Investment, подчиняется Комиссии по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Компания является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий республики, а также владеет акциями крупных предприятий, признанных в стране и за рубежом. Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.
«Новый Сухопутный Зерновой Коридор» — экспортно ориентированный холдинг, реализующий потенциал Урала, Сибири и Дальнего Востока путем создания высокотехнологичной инфраструктуры и расширения экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока, говорится на сайте группы. Реализация проекта началась в 2011 году. По словам гендиректора головной компании НСЗК Сергея Пушкина, КНР в упомянутом экспортном направлении является самым крупным импортером с объемом ввоза более 100 млн т сельхозпродукции ежегодно. «Китайские партнеры уже несколько лет следили за деятельностью группы, и в итоге после многочисленных переговоров было заключено соглашение, которое обеспечит и торговую сделку для покупки российского зерна, и прямые инвестиции в “Новый Сухопутный Зерновой Коридор”, и поставку оборудования для строительства элеваторов», — отмечал он.
НСЗК уже долгие годы работает над созданием инфраструктуры и механизмов реализации агропотенциала Урала, Сибири и ДФО, который требует активного развития инфраструктуры зерновой логистики, рассказывал Пушкин «Агроинвестору» ранее. Так, компания «Забайкальский зерновой терминал» (ЗЗТ), входящая в НСЗК, ведет строительство семи линейных элеваторов вдоль Транссибирской железной дороги, которые не будут занимать железнодорожные станции. На данный момент два из них, мощностью 200 тыс. т и инвестициями 5 млрд руб. каждый, — на Алтае и в Забайкальском крае — проектируются.
Как заверял топ-менеджер, терминал в Забайкалье должен быть сдан в сентябре. Этот проект призван решить проблему перегрузки зерна: в России и Китае разная ширина железнодорожной колеи. К тому же он может стать крупнейшим в мире специализированным зерновым железнодорожным терминалом. В Алтайском крае элеватор строится в городе Бийске. Комплекс будет включать 20 силосов вместимостью по 7,5 тыс. т и 10 по 5 тыс. т каждый, пять зерносушилок мощностью 50 т в час, лабораторию, устройства приема и отгрузки с железнодорожного и автотранспорта. Ежегодный оборот продукции составит более 500 тыс. т. Все хранимое на элеваторе сырье будет отправляться на «Забайкальский зерновой терминал» для дальнейшего экспорта в КНР. Единовременная отправка сырья с элеватора составит около 5 тыс. т. Также строительство элеваторов НСЗК запланировано в Тюменской и Новосибирской областях. Столь значительные мощности для хранения Пушкин объясняет контрактом с китайскими партнерами: в течение 10 лет отгрузки зерна в КНР должны составить 48 млн т.
Амбициозные планы
В условиях скрытых санкций и ограничений на экспорт зерна подобный проект представляет определенный интерес, отмечает председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Смущает его заявленная мощность, которая многократно превышает объемы производства в регионе, и узкая направленность — экспорт пшеницы в Китай все никак не может наладиться из-за чрезмерно жесткой позиции китайских фитосанитарных властей», — обращает внимание он.
В текущем моменте, с учетом того, что сам экспорт продовольствия из России не под санкциями, а северные территории КНР не испытывают дефицита в зерне, градус актуальности проекта не сильно изменился со времени, когда его масштаб еще не озвучивался, комментирует гендиректор компании «Сиблэнд» (производство зерновых, Новосибирская область) Павел Миклухин. В целом успех планов инвесторов на первом этапе будет зависеть от реализуемой за Уралом политики ценообразования на зерно, поставляемое по сделке между НСЗК и китайской госкорпорацией, считает он. «Увеличение потока на десятилетнем отрезке потребует вложений не только в логистику отгрузок, но и в цепочку поставок зерна непосредственно от производителя, льготного авансирования, централизованного ресурсного обеспечения, кадрового резерва, профессионального агрономического сопровождения, — перечисляет руководитель. — Если что-то из этого списка не заложено в сделку по увеличению таким образом продаж с территории в половину государства, то озвученные планы нереальны».
В благоприятные сезоны в Сибири можно выращивать около 15 млн т зерновых, из которых свободными для дополнительного экспорта из региона остается лишь 500 тыс. т, напоминает Миклухин. Остальное идет на внутреннее потребление и за пределы округа по отлаженным направлениям. «В текущих рыночных ценах на колосовые зерновые контрактные цифры аванса для НСЗК в 1,9 трлн руб. без реализованной концепции увеличения производства тянут для пшеницы из Сибири поставки на три сотни лет вперед», — подсчитал он.
Проект НСЗК по строительству сухопутного зернового коридора очень амбициозный, считает председатель совета директоров компании «Комсомолец» (Забайкальский край) Валерий Нагель. «Но теоретически для нашего региона, который находится на границе с Китаем, он весьма перспективен, и возможность организации прямых договоров с крупными китайскими компаниями по закупке зерновых культур будет огромным плюсом для края», — добавляет он. По крайней мере, сам «Комсомолец», как только появится возможность, готов будет заключать контракты с покупателями из соседней республики. Руководитель уверен, что ЗЗТ мог бы позитивно повлиять на развитие производства зерна в Забайкалье. Особенно с учетом того, что качество местной пшеницы является важным конкурентным преимуществом: в этом регионе выращивается продукция с высоким содержанием протеина и клейковины, подчеркивает Нагель.