Просто о сложном. Что такое ШРУС
Внимание, используется специальная техническая лексика, способная осложнить, а в некоторых случаях полностью блокировать работу мозга неподготовленного читателя.
Полный привод подразумевает, что к каждому колесу подведён крутящий момент. Причём так, чтобы колесо могло двигаться и поворачиваться относительно кузова. Собственно, вращает колёса привод. Когда на экране приборной панели вашего внедорожника возникает анимированная картинка распределения тяги по осям и колёсам, она в точности повторяет реальную систему валов под его днищем. Эти валы – толстые металлические прутки или трубы с шарнирами на концах. Шарнир позволяет передавать вращение под углом: колёса вместе с подвеской ходят вверх-вниз, а передние ещё и поворачиваются на приличный угол.
Первые оковы
- Сначала в мире приводов царили кожаные ремни.
- Такие же, какие использовались в станках. При минимальных скоростях и небольшой мощности моторов это ещё годилось, но как только скорости выросли, популярными стали роликовые цепи с подвижными звеньями, как у мотоциклов.
Трансмиссия в задней части машины заканчивалась обычным мостом, жёстко закреплённым на раме. Вместо колёс к его концам крепились ведущие звёздочки, а к подвешенным на рессорах колёсам – ведомые. На пару задних колёс приходилось два моста – ведущий и подвесочный, а свободное провисание цепей обеспечивало некоторую подвижность последнего. О приводе передних поворотных колёс при такой схеме не могло быть и речи. Впрочем, от неё быстро отказались ввиду громоздкости и ненадёжности и начали придумывать более совершенные.
Кардано и Леонардо
Подумать только, принцип карданной передачи был подробно описан Джироламо Кардано в XVI веке, а впервые его упоминал Леонардо да Винчи! Но одно дело придумать, и совсем другое – воплотить в металле. Первые карданные валы появились на автомобилях уже в первое десятилетие ХХ века. Из всех применяемых сегодня подвижных передач карданная – самая простая. Четыре игольчатых подшипника да крестовина. Но её простота компенсируется одним важным недостатком: малыми рабочими углами. До 12 градусов она крутится более-менее плавно, а вот выше – уже с рывками. Мало кто знает, что и совсем без угловой разницы кардану работать вредно: неподвижные иголки подшипников проделывают в опорных пальцах крестовин канавки, лишая соединение