Конюшни нефтяника, палаты Грозного: малоизвестные места Москвы, которые стоит увидеть
Экоособняк начала XX века, конюшни нефтяного магната, дворец богатейшей семьи России, уникальные монастыри и памятники — рассказываем о малоизвестных местах и зданиях, которые незаслуженно обходят вниманием москвичи и туристы
Особняк Носова
Электрозаводская ул., 12, стр. 1, м. «Электрозаводская»
Здесь работает филиал Российской государственной библиотеки для молодежи. Внутрь можно попасть, записавшись на экскурсию
Главное, что отличает этот здание в стиле модерн от всех остальных, — материал. Деревянные дома к началу XX века в городах уже не строили. Поэтому особняк, похожий на дачный дом, — настоящее чудо. Владельца ткацкой фабрики Василия Носова привлекла идея экологичности постройки: он был убежден, что дерево делает воздух в помещении чистым и дольше сохраняет тепло внутри.
Создание проекта заказали архитектору Льву Кекушеву, который известен по строительству гостиницы «Метрополь» и Ярославскому вокзалу. Два варианта промышленник отверг, а вот третий — в стиле бельгийского модерна — утвердил. Кроме изящной формы, дом мог похвастаться и новшествами инженерных решений: здесь установили котлы для центрального водяного отопления, приточно-вытяжную вентиляцию, канализацию и провели электричество.
Несмотря на то, что в советское время дом нещадно эксплуатировали, в 2008 году исторический фасад и аутентичные интерьеры удалось восстановить. Так, к примеру, в помещении бывшей кухни на полу можно увидеть метлахскую плитку фирмы Villeroy & Boch, на потолках — оригинальные металлические светильники, в комнатах — аутентичные серванты, шкафы, двери с витражными вставками и камины с абрамцевской плиткой.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря
Андроньевская пл., 10, м. «Римская»
Собор действующий, открыт в часы работы Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Историки архитектуры утверждают, что Спасский собор — самый древний на территории Москвы. Точная дата постройки неизвестна, но примерные даты определяют между 1410 и 1427 годом. Для столичной храмовой архитектуры он примечателен еще и тем, что возводился в традиции белокаменных сооружений Владимиро-Суздальской Руси, которых в Москве очень мало.
Несмотря на многочисленные перестройки, храм сохранил крупицы аутентичности внутри. Фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора — южном и северном — напоминание о фресках и росписях Андрея Рублева. Одно это придает постройке ощущение величественной старины.
Аутентичный вид Спасский собор потерял после нашествия Наполеона на Москву. Тогда наслоение подпружных арок, которые держали барабан купола, упразднили, придав первоначально округлой форме храма кубический вид. Приведением к первоначальному облику занялись только после Второй мировой войны, закончив реставрационные работы в начале 1960-х.
Сейчас только по восстановленным деталям можно судить о тонкой работе, которую выполнили зодчие XV века. Специалисты обращают внимание на стрельчатое завершение арок-закромов и щелевидных окон как явный отголосок европейской готики, пришедшей на Русь благодаря балканской архитектуре. Еще одним приветом из Европы можно считать круглый медальон на западном фасаде, напоминающий об окнах-«розах». Раньше в него было вписано изображение Иисуса Христа кисти Андрея Рублева, которое сейчас заменили современной копией.
Конюшни Леона Манташева
Скаковая ул., 3, стр. 1, м. «Динамо»
С 1999 года здание занимает администрация Театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева. Вход внутрь невозможен