Какие новые знания дали человечеству полёты американских астронавтов на Луну?

Наука и жизньНаука

Наука «Аполлонов»

Антон Первушин.

Аппарат серии «Рейнджер» для изучения Луны с траектории падения (NASA, Image № p2888a).

Пятьдесят лет назад, 20 июля 1969 года, на Луну высадились астронавты корабля «Аполлон-11» — Нил Армстронг и Эдвин Олдрин. Событие ожидаемо стало историческим и получило огромный общественно-политический резонанс. Однако триумф технического достижения на долгие годы затмил научное значение экспедиций, реализованных в ходе программы «Сатурн-Аполлон». Какие новые знания дали человечеству полёты американских астронавтов на Луну?

Шаг за шагом

Первым ступив на лунную поверхность, Нил Армстронг произнёс фразу, которая стала знаменитой: «Этот один маленький шаг для человека — один гигантский прыжок для человечества» (That’s one small step for a man, one giant leap for mankind). Астронавт слукавил: в действительности американские учёные, инженеры и пилоты сделали множество «маленьких шагов» перед тем, как совершить «гигантский прыжок» к ближайшему небесному телу.

Лунная программа США была инициирована в качестве ответа на успешные полёты первых советских космических станций серии «Луна», состоявшиеся в течение 1959 года. В западной прессе того времени можно найти полные оптимизма заголовки, некоторые из которых оказались пророческими: «Американцы смогут облететь Луну в следующие десять лет», «Учёные предсказывают, что человек высадится на Луне к 1969 году», «Космической целью США является мирный межпланетный полёт», «Ракетчики обдумывают запуск к Луне», «У США есть шанс первыми доставить человека на Луну» и т. п. Однако средств, выделяемых правительством, явно не хватало на то, чтобы развернуть полноценную подготовку к изучению Луны.

Перелом произошёл после орбитального полёта Юрия Гагарина — даже скептически настроенным политикам стало ясно: США упустили инициативу в космической гонке, что сказывается на их репутации передовой державы мира. 25 мая 1961 года президент Джон Ф. Кеннеди выступил с речью перед сенатом и палатой представителей, пообещав, что до конца десятилетия американец обязательно доберётся до Луны.

Видимая сторона Луны; снимок сделан 21 июля 1969 года с борта космического корабля «Аполлон-11» на расстоянии 18 500 км от поверхности Луны (NASA, AS11-44-6665).

Уверенность президента опиралась не на пустое прожектёрство, а на существующий научно-технический задел. К тому времени космические усилия США были подчинены единой влиятельной организации — Национальному управлению по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Оно занималось созданием линейки мощных ракет-носителей «Титан» (Titan) и «Сатурн» (Saturn), а также вело проекты космических кораблей — одноместного «Меркурия» (Mercury) и двухместного «Джемини» (Gemini).

Разумеется, перед осуществлением пилотируемых экспедиций требовалось провести колоссальную исследовательскую работу. Были задуманы и реализованы три научные программы с использованием межпланетных аппаратов «Рейнджер» (Ranger), «Сервейер» (Surveyor) и «Лунар орбитер» (Lunar Orbiter).

Детальный телеснимок места высадки экспедиции «Аполлона-11» в Море Спокойствия, сделанный американским орбитальным аппаратом LRO (NASA/GSFC/Arizona State University, LROC M175124932R).

Первые попытки запустить небольшие аппараты серии «Рейнджер» завершились крахом: из-за технических сбоев ни одна из пяти миссий не была доведена до получения внятных результатов. Однако после выступления Кеннеди финансирование резко возросло, и специалисты предложили новый аппарат «Рейнджер Блок-3» (Ranger Block 3), который должен был фотографировать поверхность Луны на траектории падения. В период с января 1964-го по март 1965 года в космос отправились четыре «Рейнджера». Все они достигли поверхности Луны, успев передать на Землю 17 267 телеизображений.

Учёные собирались продолжить запуски, но планы пришлось пересмотреть, потому что советские конкуренты вновь вырвались вперёд: 3 февраля 1966 года на лунную поверхность совершила мягкую посадку автоматическая станция «Луна-9». Теперь приоритет получила программа «Сервейер». С мая 1966-го по январь 1968 года были запущены семь посадочных аппаратов этой серии: два из них погибли, но оставшиеся пять совершили мягкие прилунения и передали 87 891 телеизображение окружающей местности. Но, главное, с помощью этих аппаратов была отработана процедура посадки и получены данные о физических характеристиках грунта, освещённости при разной высоте Солнца, тепловых потоках, пиках радиации и т. п.

Аппарат серии «Лунар орбитер» для картографирования Луны (NASA).

Параллельно развивался проект картографирования Луны, который осуществлялся с помощью «Лунар орбитер». С августа 1966-го по август 1967 года в космос отправились пять аппаратов. Каждый из них имел на борту две камеры, со средней и высокой разрешающей способностью, поэтому снимки любого района делались парными. Всего было получено 980 пар снимков, причём особо изучались места будущих высадок.

Пилотируемая астронавтика тоже брала новые рубежи. В период с марта 1965-го по ноябрь 1966 года состоялись десять полётов двухместных кораблей «Джемини», в ходе которых тестировались системы и отрабатывались процедуры, необходимые для осуществления лунных экспедиций. Например, во время полёта «Джемини-3» астронавт Эдвард Уайт совершил первый (после Алексея Леонова) выход в открытый космос, а на «Джемини-8» астронавт Нил Армстронг впервые осуществил орбитальную стыковку корабля с мишенью.

Президент Ричард Никсон приветствует экипаж «Аполлона-11», находящийся в мобильном карантинном боксе; снимок сделан 24 июля 1969 года на борту авианосца «Хорнет» (NASA, S69-21365).

Местом старта лунных экспедиций был выбран район мыса Канаверал во Флориде. Побережье к северу от него и часть острова Мерритт занял созданный в июле 1962 года Центр стартовых операций NASA (в ноябре следующего года его переименовали в Космический центр имени Кеннеди). В мае 1963 года там заложили фундамент гигантского монтажно-испытательного корпуса — здания вертикальной сборки высотой 165 м. В 5 км от него на берегу океана были выстроены два стартовых комплекса — LC-39A и LC-39В для мощных трёхступенчатых ракетносителей «Сатурн-5» (Saturn V).

К началу их лётно-конструкторских испытаний был более или менее готов командно-служебный модуль (Command and Service Module, CSM) нового трёхместного корабля «Аполлон» (Apollo). Первый запуск «Сатурна-5» состоялся 9 ноября 1967 года; на орбиту был доставлен «Аполлон-4» с макетом лунного модуля (Lunar Module, LM). В январе 1968 года в космосе был испытан лунный модуль «Аполлона-5»; в апреле — беспилотный «Аполлон-6». Последний старт из-за сбоя второй ступени едва не закончился аварией, но «Сатурн-5» вытащил корабль, продемонстрировав хорошую живучесть.

Аппарат «Сервейер-3» на поверхности Луны (NASA, AS12-48-7099).

11 октября 1968 года более простой ракетой «Сатурн-1Б» (Saturn IB) был запущен командно-служебный модуль «Аполлона-7» с экипажем из трёх астронавтов. В течение десяти суток они испытывали корабль, проводя сложные манёвры. Теоретически «Аполлон» был готов к экспедиции, однако лунный модуль всё ещё оставался очень «сырым». И тогда специалисты NASA придумали миссию, которая изначально вообще не значилась в планах, — полёт вокруг Луны. 21 декабря 1968 года корабль «Аполлон-8» без лунного модуля, но с экипажем, состоящим из Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса, отправился к соседнему небесному телу. Шестисуточное путешествие прошло сравнительно гладко, став крупнейшим достижением того времени.

Однако перед исторической высадкой на Луну понадобилось осуществить ещё две миссии. В марте 1969 года на «Аполлоне-9» экипаж в составе Джеймса Макдивитта, Дэвида Скотта и Расселла Швайкарта отработал процедуру расстыковки и стыковки модулей корабля на околоземной орбите. В мае то же самое проделали астронавты «Аполлона-10» Томас Стаффорд, Джон Янг и Юджин Сернан — непосредственно над Луной.

Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с космическим кораблём «Аполлон-8» 21 декабря 1968 года (NASA, S68-56050).

16 июля 1969 года был запущен корабль «Аполлон-11». В полёт отправились опытные астронавты Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин Олдрин. 20 июля, в 20:17:40 по времени Гринвича, лунный модуль, получивший красивое название «Орёл» (Eagle), совершил посадку в Море Спокойствия. Астронавты проработали на поверхности совсем недолго: Армстронг — 2 часа 13 минут, Олдрин — 1 час 46 минут. Зато они доставили на Землю качественные фотоснимки, сделанные шведской фотокамерой Hasselblad 500EL, и образцы грунта общей массой 21,4 кг.

После «Аполлона-11» были запланированы ещё девять полётов на Луну, но из-за сокращения финансирования состоялись только шесть из них.

«Аполлон-12» с астронавтами Чарльзом Конрадом, Ричардом Гордоном и Аланом Бином на борту отправился в космос 14 ноября 1969 года. Миссия планировалась как обстоятельная научная экспедиция с двумя выходами на поверхность. 19 ноября Конрад и Бин прилунились на модуле «Неустрашимый» (Intrepid) в Океане Бурь, поблизости от американского аппарата «Сервейер-3», прибывшего туда 20 апреля 1967 года. Миссия прошла безупречно, и через десять суток экипаж «Аполлона-12» вернулся на Землю. Помимо фотоплёнок астронавты привезли 35 кг образцов лунного грунта и горных пород, а также детали «Сервейера-3».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Вторая жизнь Prisma: кто выкупил долю Mail.ru Group в известном фотоприложении Вторая жизнь Prisma: кто выкупил долю Mail.ru Group в известном фотоприложении

История приложения Prisma и планы развития сервиса

Forbes
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Дни 100-летия Баухауса пройдут в «Авиапарке» с 11 по 24 августа Дни 100-летия Баухауса пройдут в «Авиапарке» с 11 по 24 августа

Программа Дней 100-летия Баухауса в «Авиапарке»

Cosmopolitan
Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь Трансформируем транспорт — трансформируем жизнь

Устойчивая тенденция последних лет — развитие общественного транспорта

Наука и жизнь
«После потери зрения было три пути: спиться, закрыться дома или идти дальше. Я выбрал третий» «После потери зрения было три пути: спиться, закрыться дома или идти дальше. Я выбрал третий»

История Константина Балянина, который после потери зрения стал психологом

Psychologies
В лечении рака должен быть совершенно иной подход В лечении рака должен быть совершенно иной подход

Борясь с раком, мы плохо себе представляем, что это такое

Наука и жизнь
Одна вокруг света. Килиманджаро, которая осталась непокоренной Одна вокруг света. Килиманджаро, которая осталась непокоренной

39-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Где купить украшения для мужчины: 12 модных брендов Где купить украшения для мужчины: 12 модных брендов

12 марок, создающих мужские украшения — от минималистичных до массивных

Esquire
Вселенная известная и неизвестная Вселенная известная и неизвестная

Некоторые вопросы об устройстве Вселенной уже имеют ответы

Наука и жизнь
Семья экс-короля Малайзии после развода с россиянкой подобрала ему новую невесту Семья экс-короля Малайзии после развода с россиянкой подобрала ему новую невесту

Причины загадочного расставания малазийского султана с российской моделью

Cosmopolitan
Невеста Аттилы Невеста Аттилы

Если женщина не хочет замуж, то устроить её брак весьма проблематично

Дилетант
Заморская крупа, ставшая национальной русской едой Заморская крупа, ставшая национальной русской едой

Трёхгранные орешки гречихи с незапамятных времён используются человеком в пищу

Наука и жизнь
Семь главных жизненных ценностей Семь главных жизненных ценностей

Что для нас действительно важно и о чем мы забываем в суете?

Psychologies
Алкогений: Шарль Бодлер Алкогений: Шарль Бодлер

Стремление людей к опьянению Бодлер объяснял «жаждой бесконечного»

Maxim
Джесcика Честейн. Хамелеон Джесcика Честейн. Хамелеон

Актриса все время ищет роли, предполагающие полное перевоплощение

Караван историй
Пабы, крабы и пираты: особенности яхтинга в разных регионах Пабы, крабы и пираты: особенности яхтинга в разных регионах

Яхтинг с дождями, холодными ветрами и даже современными пиратами

Forbes
Не пытайся это повторить Не пытайся это повторить

Безобидные, казалось бы, вещи, которые угрожают отношениям

Лиза
Дроны-невидимки: 5 существующих и три перспективных беспилотника Дроны-невидимки: 5 существующих и три перспективных беспилотника

В настоящее время разработкой дронов-невидимок занимаются сразу несколько стран

Популярная механика
Хрупкий возраст Хрупкий возраст

Подростковый период – то еще испытание для отношений между детьми и родителями

Psychologies
Корень зла Корень зла

Эксперты рассказали, почему Марату Башарову так не везет в личной жизни

StarHit
Квентин Тарантино Квентин Тарантино

Действительно ли «Однажды в Голливуде» станет предпоследним фильмом Тарантино?

Maxim
Продукты, которые нас разоряют: как авокадо и матча поработили наши кошельки Продукты, которые нас разоряют: как авокадо и матча поработили наши кошельки

Какие продукты нас разоряют и кто за этим стоит

Forbes
Пожар по приказу Пожар по приказу

Борьба с пожарами велась только на 3,3% площади охваченных огнем лесов

Эксперт
Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху Инвестиции в личность: зачем компаниям человеческий капитал в цифровую эпоху

Промышленная революция, интернет вещей, тотальная роботизация всех сфер жизни

Forbes
«Мы перестаем учить толпу» «Мы перестаем учить толпу»

Александр Ларьяновский — о вызовах, стоящих перед индустрией образования

РБК
В Кремниевой долине появилась компания-«единорог» с равной оплатой труда мужчин и женщин В Кремниевой долине появилась компания-«единорог» с равной оплатой труда мужчин и женщин

Внутренний аудит сервиса Lyft за 2019 год показал удивительные результаты

Forbes
Арт-подход Арт-подход

Как не только погрузиться в искусство, но и успеть отдохнуть в Венеции

Grazia
Валентина Шевченко: «Люди уже не мыслят такими же стереотипами о женщинах в единоборствах, как 20 лет назад» Валентина Шевченко: «Люди уже не мыслят такими же стереотипами о женщинах в единоборствах, как 20 лет назад»

Чемпионка UFC в наилегчайшем весе рассказала GQ о том, как она выбирает соперниц

GQ
Открыть в приложении