Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – силаИстория

Дороги в России. Век восемнадцатый

Михаил Калинин

Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но – на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… <…> А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву (1779―1790)

Хребет транспортной системы старой России1 – как имперских, так и допетровских времен – это реки. На них стоят многие древние города: Ладога, Новгород, Владимир, Москва. В XVIII веке появился СанктПетербург. Туда нужно было возить лес, хлеб и другие важные ресурсы. Снабжали новую столицу этим добром по-старому: водой, соединив каналами крупные реки Центра и Северо-Запада России (Волгу, Цну, Мсту, Молоку, Неву). Так сложились крупные водные транспортные системы нашей страны: Вышневолоцкая, Мариинская, Тихвинская. И только к концу XIX века, когда Россия будет переживать железнодорожный бум, в ее транспортной жизни начинают играть все более заметную роль сухопутные дороги – но не гужевые, а «чугуночные».

1 В настоящей статье мы не будем рассматривать дороги Сибири, которые активно развивались в XVIII веке. О сибирских дорогах: Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт. Новосибирск, 2004.

Федеральные тракты

Вместе с этим еще в допетровское время в России сложилась сеть крупных сухопутных дорог, ключевым центром которых была Москва. Пересечение в Москве важных дорог: из Киева и Чернигова в Ростов, Владимир и Переяславль-Залесский, было, по наблюдению В. О. Ключевского, важным фактором возвышения Москвы. Стала ли бы Москва Римом (пусть и Третьим), если бы в нее не вели «все дороги»?

Первая почтовая станция в Подмосковье

К началу XVIII века от Москвы расходилась сеть крупных трактов, на которых была организована ямская гоньба – система транспортной и почтовой службы, существовавшая в России с конца XV века. Ямские тракты можно назвать «федеральными трассами» своего времени. В известных географических справочниках XVII века – книге Большому чертежу, Повёрстной книге, приведен их перечень (название дорог приведено по именам первых ямских станций от Москвы, названных в Повёрстной книге):

1) Троицкая: от Москвы к Троице-Сергиевой лавре, дальше к Переславлю-Залесскому, Ростову Великому, Ярославлю и дальше на северо-восток. Любопытно, что именно эта дорога пронумерована в Повёрстной книге под № 1 – полагаю, она была особо значима и в духовном (дорога важных богомолий в Троицу, Кирилло-Белозерский монастырь), и в экономическом отношении (ключевые торговые пути, которые шли через Ярославль и Вологду).

2) Владимирская (она же – Стремянка): от Москвы через Юрьев‑ Польский на Суздаль и Владимир и дальше на восток, к Нижнему Новгороду и Казани.

3) Коломенская: от Москвы к Коломне и Переславлю-Рязанскому (будущей Рязани) и дальше на юго-восток, к Воронежу.

4) Серпуховская: от Москвы к Серпухову и Туле и дальше на юг, к Орлу, Курску и Белгороду.

5) Калужская: от Москвы к Калуге и дальше на юго-запад, к Киеву.

6) Волоколамская: от Москвы к Волоколамску и дальше на запад-северо-запад, к Торопцу и Великим Лукам.

7) Звенигородская: от Москвы к Звенигороду, Можайску и дальше на запад, к Смоленску.

8) Клинская: от Москвы к Клину и дальше на северо-запад, к Твери и Великому Новгороду.

9) Дмитровская: от Москвы к Дмитрову и дальше на север, к Кашину, Угличу и Бежецку.

Мы не зря назвали «федеральными трактами» перечисленные выше дороги: трассы ряда современных магистралей (например, М‑8 «Холмогоры», М‑10 «Россия») совпадают с направлениями старых русских ямских трактов. Вместе с этим, дорожная сеть России XVII века не исчерпывалась ямскими трактами – подобно тому, как не исчерпывается федеральными трассами дорожная сеть России современной. И старые тракты, и новые шоссе суть артерии, от которых расходятся сосуды и капилляры: сеть местных и проселочных дорог.

Ямщицкая станция. XIX век

Дорожная повинность

Исторически в России сухопутные дороги строили и чинили местные жители. Они отбывали натуральную (то есть работали бесплатно или почти бесплатно) дорожную повинность. В XVIII веке эта повинность сохранялась. В ситуации, когда подавляющая часть расходов российской казны шла на военные нужды (по подсчетам С. М. Троицкого, в 1725 году – около 70%), иначе быть и не могло. Отметим, что привлечение крестьян к строительству и ремонту дорог не было сугубо российской практикой. Натуральная дорожная повинность существовала в Англии, Франции, Швеции. За состояние ремонтируемых местными обывателями дорог отвечали местные власти. Делать это, как гласил регламент Камер-коллегии, они должны были так: «в чьих селех и деревнях мосты в худом состоянии находятся тех сел жителей, чьи бы они ни были, строить и починивать принуждать, а особливо в такие времена, когда крестьяном работной поры не бывает». Как работала дорожная повинность на практике? Легко ли было призвать на работу крестьян?

Село Городня на МосковскоНовгородской дороге. Рисунок из альбома барона Августина фон Мейербера, 1661—1662 годы

Как на практике функционировала натуральная дорожная повинность, показывают нам документы дорожных канцелярий XVIII века, отложившиеся в фондах Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Среди них – отчет о ремонте дороги от Санкт-Петербурга до Олонца за 1742 год. Началом дорожного ремонта послужило предписание, которое получили из Новгородской губернии воеводы Новой Ладоги и Олонца. Им предписывалось «мосты и переправы починить и в порядок привести к будущей весне, для прохождения по ним будущей весной полков». Это обычная российская практика того времени: чинить дороги накануне прохождения по ним войск. В свою очередь воеводы поручили организацию дорожного ремонта отставным офицерам из дворян (всего 21 человек), каждому из которых воеводский рассыльщик приносил указ.

Местные власти обратились к отставным офицерам не от хорошей жизни. Принято считать (думаю, не без помощи русской классики XIX века), что в царской России было очень много чиновников. На самом деле, это совсем не так. По наблюдениям Л. Ф. Писарьковой, даже к концу XVIII века в России насчитывалось порядка 30 000 чиновников при населении страны в 37,5 миллионов человек (в тот же период во Франции, для сравнения, на 26 миллионов жителей страны приходилось 90 000 чиновников). Следовательно, едва ли в обеих воеводских канцеляриях нашелся бы 21 государственный служащий. Кроме того, офицер, пусть и отставной – человек военный, а крестьян, не получавших за отбывание повинности денег, нужно было заставлять работать. Любопытно, что и для дворян-офицеров подобная государственная служба была повинностью. Они должны были высылать в Новую Ладогу и Олонец подписки о том, что получили указы и обязуются исполнить их под угрозой штрафа. Занятно, что, по меньшей мере, двое из них – дворяне Кушелев и Сабуров – «учинились преслушны и подписок не дали».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Портал в прошлое Портал в прошлое

Как выглядели туристические точки больше ста лет назад – путешествие во времени

Вокруг света
В одно касание В одно касание

Как малоинвазивные методики стали проводниками бодипозитива и антиэйджа

Собака.ru
Капитан Южного океана Капитан Южного океана

История великого путешественника и первооткрывателя Джеймса Кука

Знание – сила
Токсичная родня Токсичная родня

Как распознать токсичных родственников и что с ними делать

Лиза
Цветок по имени Настя Цветок по имени Настя

Об эмоциональном выгорании родителей, ухаживающих за неизлечимо больным ребенком

СНОБ
... а вместо сердца пламенный... ротор! ... а вместо сердца пламенный... ротор!

Почему роторным двигателям не удалось завоевать мир?

Зеркало Мира
Сколько стоит адаптироваться к климату Сколько стоит адаптироваться к климату

Изменения погодных условий как один из драйверов инвестиций в перспективе

Агроинвестор
Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя Коврик не понадобится: 5 простых упражнений для пресса, которые можно делать стоя

Не любишь скручиванию и планку? Есть другие варианты для прокачки пресса!

VOICE
На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду На вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира: что она скрывает и сдается ли в аренду

Кому были нужны апартаменты на вершине Эйфелевой башни?

ТехИнсайдер
7 неочевидных признаков того, что вас не уважают 7 неочевидных признаков того, что вас не уважают

Признаки того, что ваши слова не имеют никакого веса для других людей

Maxim
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и техника
Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия» Зажгите искру любви! Вот почему отношениям нужна «романтическая ностальгия»

Как воспоминания о хороших временах могут углубить вашу связь с партнером

ТехИнсайдер
Творец Творец

«Копия». Серия рассказов Саши Николаенко

Grazia
«Немой учитель» «Немой учитель»

Тысячелетняя история книги: от глиняных табличек до электронных ридеров

Зеркало Мира
Сбитый гонщик Сбитый гонщик

«Феррари»: разочаровывающий долгострой Майкла Манна

Weekend
Изучаем состав Изучаем состав

5 ингредиентов в составе зубной пасты, которые на самом деле опасны

Лиза
Доход, защищенный в грунте Доход, защищенный в грунте

Инвестиционная привлекательность тепличного овощеводства России в 2023 году

Агроинвестор
«Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики «Смерть — всего лишь иллюзия»: объяснение с точки зрения физики

Различие между прошлым, настоящим и будущим — лишь упрямая непреходящая иллюзия

Psychologies
Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT» Рубен Ениколопов: «В вопросах на миллиарды долларов нельзя консультироваться с ChatGPT»

Рубен Ениколопов: сможет ли Россия в одиночку совершить технологический рывок

РБК
Чудеса случаются! Чудеса случаются!

Истории о сказочных сюрпризах и зимних чудесах, которые преподнесла героям жизнь

Лиза
Чайная дорога России Чайная дорога России

Где проходил когда-то Великий чайный путь и шли караваны лошадей и верблюдов

Знание – сила
Кто починит ДНК — перевернет мир Кто починит ДНК — перевернет мир

Генетики уже несколько лет умеют редактировать поломки в ДНК

Наука
Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует Повзрослел или разлюбил: почему муж вас больше не ревнует

Стоит ли беспокоиться, если ревности в отношениях нет вообще?

Psychologies
Привидения Дома Кранкенгагена Привидения Дома Кранкенгагена

Дом Кранкенгагена известен в Петербурге всем, чья страсть — привидения

СНОБ
Сильно бездействующие лекарства Сильно бездействующие лекарства

Отказ частных аптек от работы с сильнодействующими препаратами создает проблемы

Монокль
Спутник Echostar–24 Спутник Echostar–24

Был осуществлен пуск ракеты-носителя Falcon Heavy со спутником EchoStar–24

Наука и техника
Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года Роковая пощечина Берии: почему советская актриса Евгения Гаркуша ушла из жизни в 33 года

Смерть актрисы Евгении Гаркуши загадочна

VOICE
3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет 3 серьезных минуса блестящего маникюра с втиркой — самого модного нейл-дизайна последних лет

Что не так с блестящим маникюром с втиркой?

VOICE
Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты Хореограф Кацура Кан: Не ведитесь на европейское чувство красоты

Интервью с японским хореографом и мастером буто Кацурой Кан

СНОБ
Герой нашего времени Герой нашего времени

M-Hero в сугробах Кольского полуострова

Автопилот
Открыть в приложении