... а вместо сердца пламенный... ротор!
Когда-то, лет… -цать тому назад, автомобилисты считали за удачу, если им удавалось стать счастливыми обладателями авто с роторным двигателем. Потому что ротор – это скорость и мощь, компактность и отсутствие лишних деталей. Почему же роторным двигателям при столь перспективных характеристиках пока не удалось завоевать мир? Попробуем разобраться

Для начала объясним, как работает обычный поршневый двигатель. Если совсем просто, то горящая смесь воздуха и горючего в его цилиндрах обеспечивает в нем возвратно-поступательное движение поршней, которое преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.
В роторно-поршневом двигателе все несколько по-иному. Внешне ротор напоминает треугольник с выпуклыми сторонами (он, собственно, по-другому и называется треугольником Рело), вращается в полости корпуса (его еще именуют статором, картером или просто секцией) на эксцентрическом валу. Внутри ротора происходит весь рабочий цикл – пуск, сжатие, воспламенение, рабочий ход, выпуск. Цикл такой же, как и поршневом двигателе, однако на этом сходство и заканчивается. Потому что в роторнопоршневом моторе никаких цилиндров нет: все такты происходят в камере, которая постоянно меняет объем благодаря неподвижным стенкам корпуса, постоянно соприкасающимся с вершинами движущегося ротора.

Двигатель механически сбалансирован: исключительно вращательное движение и поршня-ротора, и эксцентрического вала уменьшает число движущихся деталей, а значит, сокращается и число трущихся пар, источников шума и вибрации.
Отсутствует в роторно-поршневом двигателе и привычный механизм газораспределения. Впускные и выпускные отверстия («окна») открываются и закрываются самим вращающимся ротором. То есть отпадает необходимость и в клапанах, а вместе с ними – в приводном ремне, распредвалах, коромыслах, пружинах клапанов…
А еще ротор очень компактный – в 1,5–2 раза меньше поршневого безнаддувного мотора аналогичной мощности.

Если говорить о недостатках этого двигателя, то главные из них – высокий расход масла и бензина, малый ресурс двигателя, вред для экологии – выбросы с большой долей несгоревших углеводородов токсичны.
Но эту концепцию с врожденными слабыми местами, тем не менее, решили совершенствовать. Казалось, перспективы огромны, а сложности решаемы.
Мотор будущего

со своим детищем.
mlodytechnik.pl
Роторно-поршневой двигатель иногда называют «ванкелем» – по имени одного из его создателей. Рассказывают, что Феликс Ванкель придумал его, когда был старшеклассником, чертежи разработал в 1924 году, сразу после окончания школы, а в 1927-м открыл свою мастерскую, где впервые собрал двигатель с вращающимися поршнями. Но прежде чем изобретение попало, куда ему и следовало – под капот, прошло больше 30 лет. Двигатель Винкеля стал ключевой фишкой одной из моделей немецкой компании NSU, которая изначально планировала оснастить им мотоцикл. Однако человек предполагает, а Бог располагает. Так что стоит ли удивляться, что в 1960 году автомобиль, который носил имя NSU Spider, был представлен на суд специалистов на конференции конструктов. Специалисты, изучив заявленные характеристики новинки, вначале были настроены скептически: мощность двигателя Ванкеля была всего 54 л.с. Однако узнав, что 700-килограммовая «малютка» разгоняется до 100 км/ч за 14,7 секунды, а максимальная ее скорость – 150 км/ч, сменили скептицизм на заинтересованность.