Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историйЗнаменитости

Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Беседовала Наталья Николайчик. 2017 год

Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь», 1956 год. Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

«Папа очень болезненно переживал расставание и развод с моей мамой. В последнем письме, которое он написал ей, была фраза: «Расстаться с тобой — все равно что содрать с себя кожу». Они были очень близкими людьми, друзьями, единомышленниками. Но так получилось, что жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь», — говорит дочь Эльдара Рязанова.

Эльдар Рязанов прожил со своей первой женой Зоей Фоминой почти 30 лет, а потом каждый из них пошел своей дорогой. И все же именно с Зоей Рязанов стал тем, кем он стал. Ольга Эльдаровна Рязанова и Дмитрий Трояновский (ее сын и, соответственно, внук режиссера) поделились своими воспоминаниями о нем. А еще показали некоторые письма, которые Эльдар Александрович писал своей первой жене...

— Эльдар Александрович с Зоей Петровной, насколько я знаю, познакомились, еще учась во ВГИКе...

Дмитрий: Да, в 1944 году они оба поступили на курс Григория Козинцева. Причем бабушка была любимой ученицей мастера, а дед — нет. После первого курса Козинцев его вообще хотел отчислить, ссылаясь на то, что Рязанов слишком молод для режиссера. На что дедушка со свойственной ему иронией ответил: «Год назад я был еще моложе, вы могли заметить это еще тогда». В институт ведь он поступил в 16 лет, окончив школу экстерном.

Так как в то время в СССР был период «малокартинья» и получить работу в художественном кино было нереально, дедушка и бабушка оба выбрали документалистику. У них был один дипломный документальный фильм на двоих — «Они учатся в Москве», за который поставили отлично. Они вместе сняли еще один фильм — «Твои книжки». Вот только в отличие от деда бабушка на всю жизнь осталась в документальном кино. Она была одним из режиссеров, снявших советско-американский сериал «Великая Отечественная» (в мировом прокате он назывался «Неизвестная война». — Прим. ред.), за который даже получила Ленинскую премию. У дедушки, кстати, такой премии не было.

— Я знаю, остались письма, которые они друг другу писали...

Ольга: Они начали писать друг другу, еще учась в институте, в 1947 году, когда порознь проходили практику на «Ленфильме». Эти письма пропитаны эротикой. Папа просто умирал от любви, сначала не очень еще разделенной. И все эти чувства изливал на бумагу. Ему тогда было двадцать. Маме — на три года больше. Я прочитала письма родителей, когда их обоих уже не было в живых. И у меня осталось очень много вопросов, на которые я теперь уже вряд ли найду ответ — не у кого спросить. Например, есть несколько писем, написанных уже после моего рождения, в которых они обсуждают, какое имя дать сыну. Папа пишет: «Давай придумывать имена будущему сыну, которого сделаем сразу после моего возвращения». Но сына по какой-то причине не случилось. Видимо, они передумали, поскольку оба очень много работали. Через семь лет после знакомства и через год после того, как они поженились, родилась я. Мной занималась бабушка, а родители вкалывали. Во время работы на студии кинохроники папа очень много ездил по стране, снимая документальное кино. И из экспедиций писал маме нежные, наполненные любовью письма, длинные и подробные, в которых он очень живо и с большой иронией описывал свою кочевую жизнь. Вот несколько отрывков. Например, с Дальнего Востока.

«Петропавловск — прелестный городок. Мы живем в нем очень весело, свой отдых проводим крайне занимательно: до боли в мозгах играем в домино и карты, учимся играть в преферанс. По количеству и безобразию пьянства этот город не имеет себе равных. Это совершенно непередаваемая экзотика. Чтобы снять план города, где должны пройти люди, нужно пуд соли съесть. Среди пьяного ободранного сброда найти приличных людей почти невозможно. Моя режиссура здесь заключается именно в этом».

Эльдар Рязанов, Камчатка, 1952 год. Фото: из архива О. Рязановой

«У нас в группе сейчас сумасшедший дом, и вот почему: я купил гитару. Все учатся, выхватывают гитару из рук друг у друга и, несмотря на то что дела чаще плохи, наша жизнь идет под непрерывные переборы струн и пение с утра до 2—3 часов ночи. Это просто ад, в котором я играю наиболее ужасную роль, т. к. совсем не умею играть, а учусь, терзая уши всей группы...»

«На «Алеуте» совершенно страшная вонища от разделываемых тухлых китов, дышать совершенно невозможно, и некуда от этого запаха скрыться. Весь корабль в грязи: в копоти, крови, сале, мясе. Поднимаешься по штормтрапу на борт и уже весь грязный черт-те в чем. Такова моя жизнь в искусстве, моя родная. За время этих путешествий у меня набралось порядочное количество денег — рублей 600—700, которые я не трачу. Я хочу по приезде в Москву купить маленькую пишущую машинку. Обязательно. А также ФЭД. Очень жалко, что у меня с собой нет фотоаппарата. Можно было бы снять массу интересных снимков. Мы с Аркадием собираемся написать пару статей в местную газету об островах. Если поместят, то количество финансов еще увеличится. Дочку поцелуй за меня много-много раз и приучай ее к мысли, что где-то в природе у нее существует отец, который осенью приедет. Крепко, накрепко целую тебя вдоль и поперек, обнимаю.

Твой Элик».

«На плавучем крабозаводе вместо спирта, которого нет на кораблях, употребляют одеколон, и вокруг завода в море плавают флаконы с разноцветными пробками. Редкостное зрелище. Как там бабы ругаются матом и вообще разговаривают, я еще нигде не слышал. Крабов мы там ели до упаду и больше уже не в силах были на них смотреть. <...> Как наш доченок-эльдаренок? Не забывай покупать книги, ударь по Чехову до конца. <...>

P. S. Море мне осточертело. Я уже стал чемпионом по лазанию по штормтрапу и по морскому козлу в домино. В карты не играю совершенно, пью редко, а что такое женщины, вообще себе не представляю. Забыл окончательно!»

Эльдар Рязанов на плавучем крабозаводе, Камчатка, 1952 год. Фото: из архива О. Рязановой

— Похоже, все его документальные съемки были связаны с морем...

Дмитрий: Это неудивительно. Дед рассказывал, что в детстве хотел быть писателем, а потом решил, что нужно поднабраться опыта, и подал документы в одесскую мореходку. Шла война, на свое письмо он так и не получил ответа... И тогда подал документы вместе с одноклассником, который тоже окончил школу экстерном, во ВГИК. Так что режиссером дедушка стал случайно. А морских приключений все-таки хлебнул. Помню, как он в одном из писем описывал свое плавание на китобойной флотилии. Признавался: «Охватывает такой азарт, так хочется убить кита, становишься таким кровожадным, что просто ужас!» Ну это, наверное, в нем говорила его любовь к произведениям Джека Лондона, Фенимора Купера, Жюля Верна. Видимо, он испытывал тот же охотничий азарт, что герои этих произведений.

— Кстати, насчет книг. Что значит «ударь по Чехову до конца»?

Ольга: Папа в письмах постоянно напоминал маме, чтобы она не забывала выкупать очередные тома издававшихся собраний сочинений: Бальзака, Чехова... Папа был фанатом книг. Подсадил его на это Сергей Эйзенштейн. Два года во ВГИКе тот преподавал у них режиссуру. Пришел в 1946 году, а в 1948-м уже умер. Но за это короткое время Эйзенштейн успел оказать огромное влияние на студентов. Отцу повезло больше многих — у них с Сергеем Михайловичем зародилась теплая дружба. Папа часто бывал у него дома. Именно Эйзенштейн привил ему страсть к книгам. И, когда была возможность и деньги, отец тут же покупал собрания сочинений, альбомы художников и даже детские книги, когда меня еще не было в проекте. Он и сам постоянно что-то писал. Пробовал себя и в журналистике — как раз во время тех своих морских путешествий. Вот что он рассказывает маме об этом:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки» Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки»

Большое интервью с Татьяной Васильевой

Коллекция. Караван историй
В одно касание В одно касание

Как малоинвазивные методики стали проводниками бодипозитива и антиэйджа

Собака.ru
Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером» Елена Цыплакова: «Моя Зося из «Школьного вальса» стала для некоторых зрительниц примером»

В театре про меня сказали: «Наглая! Все киношники наглые»

Караван историй
На полных оборотах На полных оборотах

Как разогнать метаболизм, чтобы быстрее похудеть

Лиза
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
Александра Ребенок Александра Ребенок

Александра Ребенок берется за очень странные дела в сериале «Сны Алисы»

Собака.ru
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
В 1952 году на Лондон опустился «великий смог» и убил 12 000 человек: что это было В 1952 году на Лондон опустился «великий смог» и убил 12 000 человек: что это было

Знаете ли вы, что «великий смог» в Лондоне убил 12 000 человек?

ТехИнсайдер
10 звезд-мужчин, у кого было больше всех половых партнерш 10 звезд-мужчин, у кого было больше всех половых партнерш

Верить рассказам этих секс-гигантов или нет — решайте сами!

Maxim
«О самом лютом из владык» «О самом лютом из владык»

В том, что Влад Дракул был реальной исторической личностью, сомнений нет

Дилетант
Режиссер Александр Прошкин. Счастливый случай Режиссер Александр Прошкин. Счастливый случай

Режиссер Александр Прошкин — о творческом пути и о работе над своими фильмами

Коллекция. Караван историй
Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза Передел Европы. Часть II. Хирургия без наркоза

Тирольская трагедия и ошибка Вудро Вильсона

Знание – сила
Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем Изучают детскую анимацию, картины и тренды в TikTok: как институт Pantone выбирает «цвет года» и зачем

«Тот, кто управляет цветом, управляет миром»

VC.RU
Традиции русской мысли о развитии и пространстве Традиции русской мысли о развитии и пространстве

Почему для российской урбанистики важно понимать, что есть живое

Монокль
Дороги в России. Век восемнадцатый Дороги в России. Век восемнадцатый

Из чего и как сложилась сеть крупных сухопутных дорог в России

Знание – сила
Инструкция для скромниц Инструкция для скромниц

О том, как без стеснения обсуждать интимные фантазии с партнером

Лиза
Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели Как правильно позировать, чтобы отлично получаться на фото: мастер-класс от фотографа и модели

Как сделать снимки стильными и гармоничными?

VOICE
Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент» Елена Карпенко: «Самым главным по-прежнему остается контент»

О конкуренции традиционного ТВ и онлайн-платформ

РБК
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана Почему не стоит судить о размере смартфона по диагонали его экрана

Диагональ экрана смартфона ничего не говорит о его реальных размерах

CHIP
Борис Порфирьев, Александр Широв: «Решить климатические проблемы в лоб невозможно» Борис Порфирьев, Александр Широв: «Решить климатические проблемы в лоб невозможно»

Как и кем формируется глобальная климатическая повестка

Монокль
Очень мутные дела Очень мутные дела

«Сны Алисы»: проблемы подростков в условиях паранормального русского Севера

Weekend
За пределами Фрейда: как на самом деле работает психоанализ За пределами Фрейда: как на самом деле работает психоанализ

Как психоанализ работает и с какой целью люди приходят в психоаналитику?

Psychologies
Археологи нашли древнейшие в Северной Африке следы человеческих ног Археологи нашли древнейшие в Северной Африке следы человеческих ног

Древнейшие отпечатки ног людей, которые когда-либо находили в Северной Африке

N+1
Оперативная память. День Победы и его цифровые образы Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – сила
«Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками «Лучше пока погодить»: писатель Носов о том, нужно ли называть родителей предками

Отрывок из книги Николая Носова «Иронические юморески. Кванты смеха»

Forbes
72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять 72 года Александру Сокурову: 5 фильмов, без которых этого режиссера невозможно представить, еще труднее — понять

О пяти картинах из фильмографии Сокурова, которые уж точно необходимо увидеть

Правила жизни
Раз и готово Раз и готово

Как за один сеанс стереть морщины, созвездия капилляров и постройнеть

Собака.ru
Слово плохиша Слово плохиша

«Ловкий Плут»: спин-офф Диккенса

Weekend
Лидеры и мнения Лидеры и мнения

Как за 25 лет изменились телевидение и люди, которые его создают?

Правила жизни
Открыть в приложении