Жирафы взвесили шансы и выбрали нужный контейнер
Маленький мозг не помешал им помыслить статистически
Жирафы из зоопарка Барселоны сумели оценить вероятности. Ученые из Барселонского университета предлагали им выбрать один из двух контейнеров — в одном было больше любимой жирафами моркови, а в другом — нелюбимого кабачка. Но жирафы должны были оценивать не абсолютное количество кусочков, а относительное. И в трех испытаниях с разным соотношением еды в контейнерах они справились, пишут исследователи в Scientific Reports.
Мы — люди — можем сравнивать вероятности, оценивать риски и выбирать наиболее предпочтительный и выгодный вариант. Хотя и не всегда это делаем. По всей видимости, мы учимся мыслить статистически еще в детстве. Одни исследователи полагают (1, 2), что дети начинают оценивать вероятности только с пяти—семи лет, другие — обнаруживают такую способность и у 20-месячных детей.
Выяснить, способно ли животное к статистическим рассуждениям, не так просто. Обычно им предлагают выбор между контейнерами с едой, в которых разное количество любимой и нелюбимой еды и разное их соотношение. Но даже если животные успешно выбирают правильный контейнер, исследователям необходимо исключить более простые объяснения: выбор контейнера с большим количеством любимой еды «на глаз» или такое же избегание контейнера, где больше — нелюбимой. Сравнивать вероятности могут шимпанзе и другие человекообразные обезьяны, макаки-резусы (Macaca fascicularis) и птицы кеа (Nestor notabilis). Серые попугаи (Psittacus erithacus) и голуби (Columba livia) тоже демонстрировали нечто подобное.
И приматы, и птицы кеа, и попугаи имеют достаточно большой мозг по отношению к телу — из-за этого исследователи задаются вопросом, необходим ли большой мозг для появления и развития сложных статистических навыков. Альваро Кайкойя (Alvaro L. Caicoya) из Барселонского университета с коллегами решил проверить, могут ли жирафы мыслить статистически. Мозг жирафов довольно маленький относительно большого тела, однако они хорошо решают когнитивные задачи на различение количества, память и постоянство объекта.