Автогонки как обкаточный полигон для технических новинок

Популярная механикаАвто

Зеркало заднего вида и другие изобретения, пришедшие из автогонок

Эрл Свифт

0:00 /
1319.831

В начале века на любые автогонки смотрели, с одной стороны, как на спортивное мероприятие, а с другой – как на обкаточный полигон для технических новинок. Так и знаменитую гонку Indy 500 американский предприниматель Карл Фишер задумывал в первую очередь в качестве испытательной площадки, где можно было бы демонстрировать новые автомобили и идеи, опробовать свежие технические решения, повышающие надежность, скорость и мощность машины.

1Зеркало заднего вида

В конце мая 1911 года на тренировках перед самой первой гонкой Indy 500 (хотя не первой на трассе в Индианаполисе) гонщик Рэй Харроун появился на очень странном автомобиле. Его Marmon Wasp был… одноместным. До сих пор почти все — за редчайшими исключениями — американские гоночные автомобили предусматривали второе посадочное место: его занимал механик, который мог при необходимости произвести быстрый ремонт прямо на трассе и, что немаловажно, выполнял функцию штурмана, комментируя гонщику ситуацию на трассе.

Автомобиль Харроуна Marmon Wasp за счет компоновки был легче и значительно маневреннее конкурентов. Прочие пилоты стали жаловаться на то, что без механика-штурмана Харроун будет «слеп» и опасен для обгоняющих его машин.

1911. Marmon Wasp Рэя Харроуна. Говорят, что идею зеркала заднего вида Харроун позаимствовал у какого-то извозчика, установившего подобное устройство на свой конный экипаж.

Пилот-конструктор не растерялся и укрепил на капоте прямоугольное зеркало на стальных опорах — и его допустили к старту. Харроун, пусть и не без труда, выиграл ту самую, первую гонку 30 мая 1911 года. Зеркало ему совершенно не помогло, так как страшно тряслось во время заезда — но «тренд» был подхвачен, и уже к 1915 году «зеркалоскоп», как назвали изобретение Харроуна, стал популярным автомобильным аксессуаром. Кстати, с точки зрения аэродинамики Marmon Wasp стал одной из первых попыток снизить лобовое сопротивление.

2Конструкция шины

На первых порах автомобили ездили на резиново-тканевых шинах. В качестве ткани чаще всего использовалось толстое хлопковое полотно. Это было не слишком удачным решением, поскольку ткань не обеспечивала должной прочности боковин покрышки, а из-за внутреннего трения в шине выделялось слишком много тепла. За пару кругов давление в шине могло подскочить в два раза, а лишний круг мог привести к взрыву покрышки.

К 1920-м годам ситуация поменялась: появились шины, армированные не подложкой с тканевым переплетением, а кордом из отдельных скрученных волокон. Пряди пересекались между собой без соприкосновения: между ними прокладывался еще один слой резины. В результате шина получалась прочнее, эластичнее и, соответственно, нагревалась значительно меньше.

Колесные диски: с гоночной трассы — на дороги общего пользования

В 1925 году компания Firestone продемонстрировала на Indy 500 шину низкого давления. Она обеспечивала большее пятно контакта с дорогой, а значит, и лучшее сцепление. Давление в шине вместо обычных по тем временам 3,5 атм было снижено до двух. В результате автомобили стало меньше трясти на неровностях дороги, они стали более устойчивыми и управляемыми. Скорости резко возросли, так что новые «мягкие» шины быстро завоевали потребительский авторынок.

Широкие низкопрофильные шины, которые сегодня ставят на многие спорткары, тоже родились на гонках (как в Европе, так и в США) в 1960-х годах. Компании Goodyear и Firestone размещали свои мобильные лаборатории непосредственно рядом с гоночной трассой; средние скорости на трассе выросли за несколько лет на 30 км/ч, так что шинникам пришлось делать более узкие и прочные боковины при более широкой беговой дорожке. Вскоре такие пропорции прижились и на серийных машинах.

3Колесные диски из магниевых сплавов

Во время Второй мировой войны гонщик и инженер Тед Хэлибрэнд работал в компании Douglas Aircraft. Впоследствии он применил свой опыт в сфере автогонок, разработав первые образцы того, что позже станет его брендом: колесные диски из алюминиево-магниевого сплава. Джордж Робсон, победитель Indy500 1946 года, стал «живой рекламой» разработки Хэлибрэнда, и вплоть до 1963 года «магниевые колеса» доминировали практически во всех автомобильных гонках Америки. Магний в сплаве с алюминием и цинком позволил делать прочные и легкие диски, которые на жаргоне автомобилистов получили прозвище mags (от «магний»). Современные диски для низкопрофильной резины по своим формам восходят к оригинальным «Халибрандам». Стоит отметить, что появление «мэгов» в первую очередь было обусловлено очень низким качеством покрытия американских автодромов. В Европе, где уже давно использовались высококачественные бетон и асфальт, прекрасно работали и спицованные колеса.

Переднеприводной болид Blue Crown Specials «засветился» в гонке 1947 года. Дебютант Билл Холланд завоевал на ней поул и лидировал, пока совершенно сознательно не пропустил вперед Мори Роуза, своего напарника по команде, полагая, что тот отстает на круг. В результате Роуз победил, а Холланд пришел вторым. Отыгрался он два года спустя, выиграл Indy 500 1949 года.

4Облегченные детали двигателя

Покинув фирму, носящую его имя, Луи Шевроле основал новую компанию Frontenac Motor Co. Она специализировалась исключительно на гоночных автомобилях; инженеры Frontenac разработали целое семейство успешных машин, впервые применив в их конструкции алюминиевые блоки цилиндров и другие оригинальные технические решения. Правда, единственной победой Frontenac в Indy 500 стала гонка 1921 года, выигранная Томми Милтоном. Но зато в 1923 году пилотесса Лора Корум пришла пятой на «Форде Т»! Да-да, на той самой «Жестянке Лиззи», но только с облегченной головкой блока цилиндров от Frontenac (справедливости ради заметим, что годом позже Лора совместно с Джо Бойером все-таки выиграла Indy 500). Впоследствии Луи Шевроле и его компаньон Корнелиус Ван Ранст изготовляли изобиловавшие алюминиевыми деталями двигатели Frontenac для весьма серьезных клиентов, например для Stutz.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Человек на радиоуправлении Человек на радиоуправлении

Нейроинтерфейсами начали заниматься в российской «Моторике»

ТехИнсайдер
От 60 и выше. Почему не стоит ждать укрепления рубля к доллару От 60 и выше. Почему не стоит ждать укрепления рубля к доллару

На фоне высокой цены нефти рубль выглядит недооцененным

Forbes
7 особенностей людей, которые эффективно разрешают споры 7 особенностей людей, которые эффективно разрешают споры

Что отличает тех, кто спорит правильно

Psychologies
Лучшие кроссовки мая 2018 Лучшие кроссовки мая 2018

«Конверсы» Вирджила Абло и джинсовые «вэнсы»

Esquire
BMW X1: младший брат BMW X1: младший брат

В семействе баварских кроссоверов Х1 считается младшеньким

АвтоМир
Истории призраков, или Как создать один из лучших хорроров последних лет Истории призраков, или Как создать один из лучших хорроров последних лет

Как театральная постановка «Истории призраков» стала пробирающим хоррором

Playboy
Николай Чудотворец Николай Чудотворец

Николай Цискаридзе рассказал Ксении Соловьёвой об адажио с Владимиром Путиным

Tatler
Девочка с севера Девочка с севера

Актриса Светлана Устинова нежится в постели, вспоминая детство у моря

Esquire
От Нонны Мордюковой до Ольги Бузовой: самые болезненные разводы российских звезд От Нонны Мордюковой до Ольги Бузовой: самые болезненные разводы российских звезд

18 историй любви знаменитостей, чье расставание было пропитано  предательствами

Cosmopolitan
Выдающийся профиль Выдающийся профиль

Блогеры и диджитал-гуру рассказывают, как заработать свой первый миллион

Glamour
Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа Женщины-русалки: корейские ныряльщицы хэнё и их тяжелая работа

Южнокорейский остров Чеджу знаменит своим необычным промыслом

Cosmopolitan
Бомбы, которые не взрываются: что такое виркатор Бомбы, которые не взрываются: что такое виркатор

«ПМ» уже не раз писала об электромагнитном оружии

Популярная механика
Катерина Мурашова: Почему дети болеют Катерина Мурашова: Почему дети болеют

Почему некоторые дети постоянно болеют и как этого избежать

СНОБ
Как Чуи встретил Соло: обзор нового фильма вселенной “Звездных войн” (без спойлеров) Как Чуи встретил Соло: обзор нового фильма вселенной “Звездных войн” (без спойлеров)

Единственный спойлер: вас ждет поразительный фильм.

Esquire
Веселые и находчивые Веселые и находчивые

Интервью с Антоном и Мариной Лирник

OK!
Центробежность Центробежность

Гид по местам Москвы, куда редко ступает нога человека (а зря)

Esquire
Машина времени Машина времени

Самое прекрасное в Нижнем Новгороде — скрывающиеся за фасадами переулки и дома

Quattroruote
Святое место Святое место

Геройский град в низовьях Волги

Quattroruote
А зори здесь странные... А зори здесь странные...

Мы собрали галерею абсолютно документальных фотографий различной магии

Maxim
10 самых ожидаемых фильмов Каннского кинофестиваля 10 самых ожидаемых фильмов Каннского кинофестиваля

8 мая откроется 71-й Каннский кинофестиваль

Esquire
Если любовь требует усилий, разве она настоящая? Если любовь требует усилий, разве она настоящая?

Конфликты в отношениях заставляют задуматься, подходим ли мы друг другу

Psychologies
Алкогений: Питер О’Тул Алкогений: Питер О’Тул

Питер О’Тул, ирландский бунтарь с шальными глазами и лицом пьяного ангела

Maxim
«Мама, я твоя дочь, обрати на меня внимание!» «Мама, я твоя дочь, обрати на меня внимание!»

Ире было 22 года, когда умерла ее старшая сестра Вика

Psychologies
Неизвестное о загадочном: как японцы воздушными шарами американцев бомбили Неизвестное о загадочном: как японцы воздушными шарами американцев бомбили

План на грани гениальности и маразма

Maxim
Парфкуратор Парфкуратор

Фредерик Маль об искусстве, коллекционировании и кризисе нишевой парфюмерии

The Rake
Без паники. Что случилось со счетами россиян в банках Кипра Без паники. Что случилось со счетами россиян в банках Кипра

О ситуации с банковскими счетами россиян

Forbes
В поисках вдохновения В поисках вдохновения

Вдохновение нужно нам и в повседневной жизни

Psychologies
Самые дикие и смешные ошибки в Тотальном диктанте-2018! Самые дикие и смешные ошибки в Тотальном диктанте-2018!

«Окуренные домики» и другие милые нелепости, встреченные в текстах

Maxim
Моего ума дело Моего ума дело

Звезды-бизнесмены

StarHit
Корея без Путина: чем закончится встреча лидеров КНДР и США Корея без Путина: чем закончится встреча лидеров КНДР и США

Северная Корея боится утратить независимость, отказавшись от ядерного оружия

Forbes
Открыть в приложении