Манифест

kiozk originalsСобытия

Женщины и власть

Манифест

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведёт популярный блог в Твиттере. Автор книг-бестселлеров «Помпеи», «Цивилизации» и «SPQR: История древнего Рима».

0:00 /
1990.4

В книге «Женщины и власть» (2017-ый год) Мэри Бирд рассказывает истории женщин у власти, причём делает это с присущей ей ироничным остроумием и эрудицией. Самый известный антиковед Англии не только пересказывает события античного периода, но и показывает нам, как они повлияли на мир сегодняшний. Автор исследует культурные корни мужского шовинизма и дискредитации женских голосов и задаётся вопросом: а не пора ли, собственно говоря, пересмотреть саму идею и концепцию власти?

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Женщины и власть» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Казалось бы, отношение к женщине как к «хранительнице домашнего очага» и матери-наседке давно в прошлом. В современном мире женщины работают не меньше (а иногда и больше, с учетом домашнего труда), чем мужчины. Правда, чем выше уровень карьерной лестницы, тем меньше на нём встречается женщин-руководительниц. При этом противники феминизма обычно используют «железный» аргумент «Чего вы хотите, вы и так всего добились!». Разве? Судите сами: пренебрежительное отношение к женщине, которая «полезла» в политику, науку, да и просто в «серьёзное мужское обсуждение» всё еще не редкость, а в некоторых странах – скорее правило. О каком равенстве можно говорить, когда женских голосов по-прежнему не слышно, а любую, кто посмела «открыть рот», первым делом назовут «страшной, глупой, крикливой истеричкой» и остальными уничижительными выражениями. Средневековые (а вернее, античные) представления о женщине как о низшем существе, не имеющем права участвовать в серьезных дискуссиях, всё еще живы в нашем обществе. И если мы хотим идти вперед, нужно покончить с устаревшими стереотипами и наконец послушать, что хотят сказать женщины. 

Узнайте о том, насколько глубоко укоренён сексизм и как с ним бороться

В ноябре 2016-го года Хилари Клинтон потерпела поражение на выборах президента Соединенных Штатов. Когда впоследствии избирателей опрашивали, по какой причине они не проголосовали за Хиллари, те часто отвечали в духе «она не выглядит как президент». Одновременно с этим соперники Клинтон распространяли слухи о ее, якобы, плохом здоровье и о том, что она, мол, «не потянет эту должность физически».

Многие досадовали на такое отношение к Хиллари Клинтон – оно казалось ее сторонникам несправедливым и обидным. К сожалению, как считает Мэри Бирд, подобное восприятие женщин, претендующих на влиятельные должности в обществе, уходит своими корнями во времена глубокой античности.

Как демонстрирует Бирд, проблема даже не в том, что мы не привыкли видеть женщин у власти, а в том, что сами наши догматические представления о том, что значит быть «мужчиной» или «женщиной», или что значит «пребывать у власти», мало изменились за последние столетия.

Но эта книга – не горестная жалоба и не атака на мужчин. Автор книги, призывая к демонтажу структур, дающих привилегии мужчинам, отстаивает законное место женщин в общественном поле и в публичном дискурсе и хочет вдохновить читателя на пересмотр представлений о том, что такое «власть». 

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему женщины-политики предпочитают женские брючные костюмы;
  • как авторы древнегреческих комедий представляли себе Афины под властью женщин;
  • и на что именно обиделся президент Дональд Трамп, увидев сатирическое изображение своего пресс-секретаря.

В античные времена для греков и римлян образ женщины у власти был смехотворен или возмутителен

Античные миры Древней Греции и Древнего Рима сегодня кажутся нам чем-то далёким, но их влияние, несомненно, пронизывает современное западное общество снизу доверху. Под тонким слоем современности несложно увидеть, что даже сейчас в основе множества культурных институтов лежат всё те же античные представления – особенно те, которые касаются роли женщины в обществе.

Взять, к примеру, культурные традиции древних греков – в частности, театральные драматические постановки в Афинах. В них довольно часто можно увидеть женские персонажи у власти.

Но при этом такие женщины были представлены в отнюдь не положительном свете. В этих драмах женщины часто изображались в виде уродливых мужеподобных существ, узурпировавших власть вопреки заведённому порядку, согласно которому власть по праву принадлежит мужчинам. Кроме того, в древнегреческих драмах такая узурпация власти женщинами часто заканчивается трагически – это отражало восприятие женщин в культуре того времени и «оправдывало» их исключение из сферы политики.

Возьмём трагедию «Агамемнон» древнегреческого драматурга Эсхила, представленную в 458-м году до нашей эры. Ее действие происходит во время Троянской войны. По сюжету царь Агамемнон отправляется на битву, оставляя свою жену Клитемнестру править вместо него. Это решение вышло царю боком: после возвращения Агамемнона Клитемнестра убивает его, когда тот принимает ванну. «Естественный» патриархальный порядок восстанавливается лишь после того, как Клитемнестру свергают с трона, а затем и убивают собственные дети.

В Древней Греции женщины не только не рассматривались в качестве легитимных правителей, более того – греки считали, что, держа в своих руках бразды правления, женщины явно идут против своей сути, теряя саму женственность.

Вернемся к Клитемнестре. Описывая ее, Эсхил намеренно употребляет «мужские» прилагательные типа androboulon. Это слово переводится примерно как «с мужскими намерениями» или «думающий как мужчина».

В качестве контрпримера часто приводят Афину – богиню войны, покровительницу города Афины. Мол, вот вам положительный пример могущественной женщины. Но если приглядеться, этот женский образ тоже противоречив. Во-первых, древние греки считали войну исключительно мужским делом. Во-вторых, Афина традиционно считается девственницей, а значит, ее образ вряд ли вписывается в роль, обычно ассоциируемую с женщинами, в задачу которых входило рожать новых граждан.

На самом деле, с точки зрения греков, Афина едва ли вообще могла считаться женщиной!

Женщины, активно участвующие в политике, сталкиваются с враждебным отношением к себе с античных времён

«Заткнись!» – Эти грубые слова, брошенные женщине в публичном пространстве или в домашней обстановке, всегда звучат резко – как удар хлыста. 

И, как показывает история, к ним часто прибегают с древнейших времен, чтобы «поставить женщину на место».

В одном из величайших и самых ранних произведений античной литературы – в «Одиссее» Гомера – мы уже можем прочитать о том, как женщине приказывают, фактически, «заткнуться». 

Важным сюжетом в «Одиссее» является взросление сына Одиссея и Пенелопы – Телемаха, превращающегося из ребенка в мужчину. Однажды у дома Пенелопы появляется некий бард, поющий о трудностях, с которыми приходится сталкиваться Одиссею и греческой армии при возвращении из Трои.  Очевидно, страдая, Пенелопа просит его спеть какую-нибудь другую песнь, менее мрачную и не столь терзающую сердце. Услышав это, Телемах приказывает своей матери покинуть комнату и «идти к себе».  При этом, что немаловажно, он указывает ей вернуться к ткацкому стану и прялке, произнеся при этом: «Говорить же – не женское дело, а дело мужей».

«Одиссея» – далеко не единственное античное произведение, в котором женщин «ставят на место» и призывают не допускать их к активному участию в политике.

Давайте посмотрим на комедию Аристофана «Женщины в народном собрании» (392-ой год до нашей эры). В этом произведении автор высмеивает идею о том, что женщины будто бы могут эффективно управлять городом-государством.

Автор комедии веселит зрителей, показывая им, как женщины даже не могут перестроить свою речь и начать говорить так, как приличествует в публичной сфере. Вместо этого они продолжают без умолку тараторить о сексе!

Или взять, к примеру, мифологический эпос Овидия «Метаморфозы». В произведении присутствуют женские персонажи, у которых отобрали дар речи.  Например, Юпитер превращает Ио в корову, способную только мычать, а нимфу по имени эхо наказывают тем, что обрекают ее лишь на вечное повторение слов других.

Всё это доказывает, что уже в античной культуре на женщин, высказывающихся публично, смотрели косо. Такое «противоестественное» поведение не одобрялось. 

Женские голоса подавлялись, поскольку ораторство считалось мужским делом

В Древней Греции и Древнем Риме у женщин не было прав, присущих мужчинам. Например, женщинам не разрешали голосовать. Это означало, что у них, в отличие от мужчин, не было стимула участвовать в политической жизни. Более того, женщин не только не допускали в политику – само ораторское искусство считалось чисто мужским делом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Книга шифров Книга шифров

Наука шифрования: от Древнего Египта до квантовой криптографии

kiozk originals
Как туннельное мышление мешает нам выбраться из бедности и что такое «саморазрушающееся пророчество» Как туннельное мышление мешает нам выбраться из бедности и что такое «саморазрушающееся пророчество»

Отрывок из книги Дэна Хиза «На шаг впереди»

Inc.
История мира в шести стаканах История мира в шести стаканах

Как ваши любимые напитки изменили мир

kiozk originals
«Чуть ли не заградительный барьер»: как закон о маркировке навредил бизнесу модных брендов и породил новый рынок «Чуть ли не заградительный барьер»: как закон о маркировке навредил бизнесу модных брендов и породил новый рынок

Как маркировка товаров усложнила жизнь российским брендам одежды и обуви

Forbes
Человечество Человечество

Обнадеживающая история

kiozk originals
Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора

122-я серия о путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Мексика

Forbes
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Слово – защите Слово – защите

Интервью с активистками Аленой Поповой и Анной Ривиной

Harper's Bazaar
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
9 способов оставаться активными для тех, кто не любит спорт 9 способов оставаться активными для тех, кто не любит спорт

Если вы не любите ходить на спорт, то спорт может прийти к вам

Psychologies
Расизм в науке Расизм в науке

Книга «Превосходство» прослеживает пусть истории науки о расах

kiozk originals
Исследование: как наш мозг воспринимает инструменты и контролирует руки Исследование: как наш мозг воспринимает инструменты и контролирует руки

Понимание того, как мозг контролирует действия, важно для разработки протезов

Популярная механика
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
Звезды до и после пластики: преображения Самойловой, Хилькевич и других красоток Звезды до и после пластики: преображения Самойловой, Хилькевич и других красоток

Артистки похвастались работой хирургов

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Букет возможностей Букет возможностей

Использование трав и цветов в приготовлении еды — тренд в кулинарии не новый

Bones
Как читать книги Как читать книги

Руководство по чтению великих произведений

kiozk originals
«Вынь палец изо рта!»: что надо знать о детских вредных привычках «Вынь палец изо рта!»: что надо знать о детских вредных привычках

Как отучить ребенка от вредных привычек? Рассказывает детский психолог

Psychologies
Тонкое искусство пофигизма Тонкое искусство пофигизма

Парадоксальный способ жить счастливо

kiozk originals
«Самый дорогой развод»: суд в Англии разрешил бывшей жене Потанина подать новый иск о разделе имущества «Самый дорогой развод»: суд в Англии разрешил бывшей жене Потанина подать новый иск о разделе имущества

Миллиардеру Владимиру Потанину грозит самый дорогой раздел имущества

Forbes
Пластичность мозга Пластичность мозга

Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции мозга

kiozk originals
Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль

Конфликт, о котором российская общественность на самом деле ничего не знает

СНОБ
Еще поучусь: 5 признаков синдрома самозванца и как с ними бороться Еще поучусь: 5 признаков синдрома самозванца и как с ними бороться

Как бороться с «самозванцем» и можно ли выиграть с ним борьбу?

Psychologies
6 легковушек, сделанных производителями грузовиков 6 легковушек, сделанных производителями грузовиков

Представьте себе малолитражку Kenworth или, скажем, КамАЗ!

Популярная механика
Цифровой рубль. Что это и зачем он нужен Цифровой рубль. Что это и зачем он нужен

Чем цифровая валюта отличается от безналичной оплаты?

Inc.
Любовник в шкафу и подруга под кроватью: странные истории измен Любовник в шкафу и подруга под кроватью: странные истории измен

Истории об измене выглядят в реальности гораздо страшнее, чем в анекдотах

Psychologies
Революция сна Революция сна

Как менять свою жизнь ночь за ночью

kiozk originals
Изменения древних путей через Таврские горы связали с усилением Хеттской державы Изменения древних путей через Таврские горы связали с усилением Хеттской державы

Как изменялась система путей Хеттского царства эпохи позднего бронзового века

N+1
Не хочу бояться Не хочу бояться

Девушка, которую искалечил бывший муж, – о том, как научиться жить с протезом

Домашний Очаг
«Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику? «Вредные привычки» лица: зачем нужно контролировать мимику?

Почему необходимо контролировать лицо и как это делать

Psychologies
Открыть в приложении