Главные проекты, созданные в Третьяковке под руководством Зельфиры Трегуловой

ForbesКультура

Зельфира Трегулова: главные выставки и итоги работы в Третьяковской галерее

9 февраля Министерство культуры не продлило контракт с директором Третьяковской галереи, Зельфирой Трегуловой, руководившей музеем 8 лет, с 2015 года. Forbes Woman вспоминает главные проекты, созданные в музее под руководством Трегуловой, когда стратегией Третьяковки стало «возвеличивание русского искусства»

Яна Жиляева

Яэль Бартана, Crisis — Crysis — Crycis. Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)

В кресле директора Третьяковки Зельфира Трегулова сменила Ирину Лебедеву, многолетнего сотрудника галереи. Нового директора коллективу представлял лично тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Зельфира Трегулова была хорошо известна в музейном мире, возглавляла государственное объединение РОСИЗО, но для Третьяковки была «чужим» человеком. Однако за очень короткое время стало ясно, что это был правильный выбор. Менеджерские, фандрайзинговые качества в ситуации сокращения госфинансирования, умение договариваться с коллекционерами, меценатами и спонсорами (помог опыт стажировки в начале 1990-х в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке) у Трегуловой сочетались с профессиональными музейными знаниями. В 2019 году Третьяковка основала свой эндаумент-фонд. Первый взнос в 100 млн рублей внес Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина.

«Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство», — говорила Зельфира Трегулова о роли директора музея.

Роль Третьяковской галереи в современной истории директор определила так: «Мы пишем своими выставками новую историю отечественного искусства». Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея провела ребрендинг, увеличила выставочные площади, расширив пространство на Крымском валу за счет Западного крыла, разморозила стройку нового здания на Кадашевской набережной и изменила концепцию музея, сделав его одним из центров московской городской жизни.

Изменив взгляд на роль музея, Трегулова и Третьяковка предложили посмотреть под другим углом на личность основателя галереи Павла Третьякова и его брата Сергея. Так был создан музей, посвященный Третьяковым, и пересмотрена история создания коллекции. И автор исследования о Третьякове Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века, и директор музея подчеркивали: Павел Третьяков покупал современное искусство, часто осознавая, что не сможет показать его в пространстве галереи. Он считал своей миссией создать репрезентативную коллекцию русского искусства своего времени. Трегулова призывала «оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы».

Продолжая логику основателя, директор музея особенное внимание уделяла развитию музейной коллекции, пополнению ее современным искусством. При отсутствии бюджетных средств на покупку новых работ была сделана ставка на дары коллекционеров и художников. В 2017-м, который был объявлен Третьяковкой годом дарений, собрание музея пополнилось 1936 произведениями, включая масштабное полотно Эрика Булатова «Картина и зрители».

Кроме того, Третьяковка стала показывать русское искусство в контексте западно-европейского: «Этот контекст был важен всегда. Недаром одной из самых прорывных выставок начала 1970-х годов стала выставка портрета в ГМИИ им. Пушкина, где этюд портрета Жанны Самари висел рядом с «Девочкой с персиками» Серова», — рассказывала Зельфира Трегулова Forbes. Такие сопоставления, по ее мнению, идут на пользу русскому искусству: «Если в 1972 году Жанна Самари «побила» «Девочку с персиками», то на нашей последней выставке — я имею в виду, конечно, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — русская школа продемонстрировала свое невероятное качество. Увидев мир, мы смотрим уже другими глазами на собственное искусство. Это очень интересное изменение фокуса зрения».

Следуя этой логике, в 2017 году Трегулова предоставила площади музея на Крымском валу для выставки основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства, которую курировала директор токийского музея современного искусства Юко Хасэгава. В тот момент основатель Биеннале, куратор Иосиф Бакштейн, который проводил выставку в Москве с 2005 года, продал бренд Юлии Музыкантской, приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице Министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C. Ее отношения с художественным сообществом ознаменовались скандалами: вопросы технического обеспечения выставок превращались в нерешаемый квест, художникам не выплачивались ни гонорары, ни деньги на производство работ. Тем не менее следующая биеннале прошла в Третьяковке в 2019 году.

Биеннале 2022 года, которая монтировалась в Западном крыле Новой Третьяковки, решением Министерства культуры была отменена за несколько дней до открытия. Как выяснил Forbes Life, между галереей и организаторами биеннале возникли разногласия, касающиеся хозяйственно-технических аспектов монтажа — установки музейного климата, аренды электрощитка, использования шинопроводов и светильников. Позже Третьяковская галерея обвинила организаторов биеннале в том, что они не закончили монтаж в срок, и сообщила об обрушении потолочных конструкций на площадке. Организаторы утверждали, что успели завершить работы и что соглашение с галереей не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Кроме того, возникли взаимные претензии, касающиеся содержания выставки. В письмах, направленных на имя заместителя директора Третьяковки, Музыкантская писала, что галерея заинтересована в открытии биеннале, «учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР». А в пресс-релизе Минкульта позже говорилось, что открытие было отменено по причине «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». Связанный с биеннале скандал стал одним из самых громких в российском художественном сообществе в 2022 году.

Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея четырежды становилась лауреатом премии The Art Newspaper Russia. В 2022 году Третьяковка была признана лучшим музеем года. Как лаконично выразился художник Борис Орлов, музей проводит «пересмотр истории русского искусства в сторону его возвеличивания».

Forbes Woman вспоминает 15 крупных проектов, определивших основные тенденции развития Третьяковской галереи.

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год
Сергей Бобылев / ТАСС

За три с лишним месяца работы ретроспективу Валентина Серова посетили 485 000 зрителей — рекорд Третьяковки нового времени.

Зельфира Трегулова подключилась к подготовке выставки на ее последних этапах и изменила сценарий экспозиции. В интервью Forbes она рассказывала: «Целью было создать внутреннюю открытость экспозиции и эффект, который вызывал бы возглас «Ах!» у каждого, кто зайдет. И то, что мы сделали, сработало».

На выставку приезжал президент Владимир Путин, давний знакомый Зельфиры Трегуловой. В 2000 и 2005 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Путин открывал выставки, которые курировала Трегулова, — «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова» и «Россия!», организованную Фондом Владимира Потанина.

Большие монографические выставки стали фирменным знаком Третьяковки. За Серовым последовали ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Ларионова, Репина, Куинджи, Поленова, Врубеля. «Каждый выставочный хит галереи меняет представление о художнике», — отмечала The Art Newspaper Russia.

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год
Alexander Zemlianichenko / AP / TASS

Первая большая выставка, подготовленная Зельфирой Трегуловой в статусе директора Третьяковки и ее командой.

Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев был официальным художником советской эпохи, получал награды и занимал различные посты. Его «Поднимающий знамя» в советское время входил во все школьные хрестоматии. Зрелищно и эффектно, по-плакатному выстроены композиции работ, обращающихся к темам войны, революции, героического труда. Их герои буквально «не щадя живота своего», усилием воли и ценой своих жизней преодолевают, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Как писали критики, Коржева, похоже, никогда не интересовали ни молодость, ни изящество, ни красота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
Все, что делает наш мир лучше Все, что делает наш мир лучше

Новые технологии радикально изменят наш стиль жизни, заботу о себе

Men Today
Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности Загадки Иеремии Позье: как в Эрмитаже реставрируют исторические драгоценности

Из чего состоят реставрационные процессы в Эрмитаже и кто за них в ответе

Forbes
Король внедорожников. Стоит ли покупать подержанный Range Rover? Король внедорожников. Стоит ли покупать подержанный Range Rover?

Ни один автомобиль так не зависит от правильного обслуживания, как Range Rover

4x4 Club
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
5 незаезженных фильмов о настоящей любви 5 незаезженных фильмов о настоящей любви

Неожиданные фильмы о любви, которых нет в традиционных списках лавстори

Psychologies
Как избавиться от постакне: 8 способов и советы косметолога Как избавиться от постакне: 8 способов и советы косметолога

Как избавиться от постакне доступными способами?

РБК
12 лучших эпизодов великого сериала «Коломбо» 12 лучших эпизодов великого сериала «Коломбо»

Мы оставляем тебе улики и подсказки, с чего начинать смотреть сериал

Maxim
История одной песни: «Dancing Queen» ABBA, 1976 История одной песни: «Dancing Queen» ABBA, 1976

За эту песню ABBA Советский Союз 12 лет расплачивался овощами с нефтью

Maxim
Взаимодействие людей в группах, подчиняется законам спиновых стекол Взаимодействие людей в группах, подчиняется законам спиновых стекол

Взаимодействие людей в социальных сетях можно описать уравнением спиновых стекол

ТехИнсайдер
Как правильно вмешаться в ссору близких и нужно ли вообще это делать? Как правильно вмешаться в ссору близких и нужно ли вообще это делать?

Если два близких тебе человека поссорились, лучше всего как можно быстрее бежать

VOICE
«Жёсткий откат на десять лет назад» или «пятилетка за два года»: три истории от айтишников, уехавших работать в Берлин «Жёсткий откат на десять лет назад» или «пятилетка за два года»: три истории от айтишников, уехавших работать в Берлин

О легализации и бюрократии, а также поиске жилья, быте и ИТ-сфере в Германии

VC.RU
Чуть не съела акула: звезды, которые едва не погибли в самых опасных ситуациях Чуть не съела акула: звезды, которые едва не погибли в самых опасных ситуациях

Этим звездам повезло выжить, хотя они были на волосок от смерти

VOICE
Как устроен новейший спиральный ветрогенератор: быстрее, проще, дешевле Как устроен новейший спиральный ветрогенератор: быстрее, проще, дешевле

Компания Keystone Tower Systems может снизить стоимость ветрогенераторов

ТехИнсайдер
Слава богу, ты вернулся: знаменитости, чья карьера возродилась Слава богу, ты вернулся: знаменитости, чья карьера возродилась

Артисты, доказавшие, что при желании и упорстве можно вернуть себе славу

Правила жизни
Грабли-бумс Грабли-бумс

Что заставляет нас идти проторенными тропами в отношениях?

Лиза
«Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь «Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь

Что такое ресентимент, что лежит в его основе и как от него избавиться?

Psychologies
Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке Бот знает: как устроены языковые модели и к чему ведет конкуренция на этом рынке

Из чего состоят разговорные боты и чего ждать от многообещающих новинок?

Forbes
Netflix-исповедь: Памела Андерсон о том, как стала заложницей своего образа Netflix-исповедь: Памела Андерсон о том, как стала заложницей своего образа

Как актриса и модель Памела Андерсон стала жертвой собственной привлекательности

Forbes
Отпустите меня! Отпустите меня!

Что делать, когда партнер хочет провести отдельно выходные или отпуск?

Добрые советы
Разонравился! Разонравился!

Как вернуть в магазин товар без брака, если он просто разонравился

Лиза
Как сблизиться с партнером: 4 простых шага — попробуйте в отношениях Как сблизиться с партнером: 4 простых шага — попробуйте в отношениях

Несколько шагов, которые помогут сделать ваш союз сильнее

Psychologies
Строим Школу будущего | Building the School of the Future Строим Школу будущего | Building the School of the Future

Как правильно вложить импакт-инвестиции в образовательный проект

Позитивные изменения
Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok Дом — полная чаша: как образ домохозяйки менялся в кино и в итоге пришел в TikTok

Как образ домохозяйки менялся на экране и почему не выдержал проверку временем

Forbes
День счастья День счастья

“Какой день вы можете назвать самым счастливым в своей жизни?”

Men Today
Владимир Меньшов: что осталось за кадром фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» Владимир Меньшов: что осталось за кадром фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби»

И я тоже довольно быстро оказался в изоляции после «Москва слезам не верит»

Караван историй
«Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ: вселенная Анатолия Зверева

Открылась выставка картин легенды московского художественного мира шестидесятых

Эксперт
Узнайте несколько советов от людей, которые прожили больше 100 лет! Узнайте несколько советов от людей, которые прожили больше 100 лет!

В чем секрет долгожительства и счастливого существования на протяжении века?

ТехИнсайдер
«Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя «Не давайте отношениям с абьюзером второго шанса»: история одного расставания, рассказанная год спустя

Если мы прощаем абьюзера, то даем второй шанс продолжению насилия

Psychologies
Две твердыни Две твердыни

Дымы отечества с патриотичной продукцией из Ульяновска

Автопилот
Открыть в приложении