Текстовое сообщество
Тима Радя: поэзия на улице
Команда екатеринбургского художника Тимы Ради (р. 1988) за тринадцать лет творческой деятельности стала одним из наиболее оригинальных явлений в российском уличном искусстве, с равным успехом играя на нескольких полях, легальном и нелегальном, поэтическом и политическом.
Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.
В октябре 2010 года самый длинный мост Екатеринбурга, Макаровский, превратился в самое большое произведение современного искусства в общественном пространстве: под определенным углом зрения вдруг стало видно, что вся конструкция с массивными арочными пролетами, соединяющими берега Городского пруда, покоится на огромных костяшках домино. Оказалось, группа уличных художников на протяжении нескольких ночей красила плоские бетонные опоры моста, так что они уподобились игральным костям,— в итоге вышла визуальная метафора, поэма о тяжести и хрупкости, иллюзия, идеально вписанная в городскую среду. Несколькими месяцами ранее в Петербурге группа «Война» изобразила гигантский фаллос на разводящемся Литейном мосту, показав сакраментальный символ труженикам Большого дома на Литейном проспекте, каковая акция прославила арт-активистов на весь мир. Взвесив все за и против, екатеринбургская администрация благоразумно решила, что художества на устоях Макаровского моста не подрывают устоев государства,— домино, которое моментально сделалось важной городской достопримечательностью, осталось на своем месте, самозваных муралистов, которым по закону грозил штраф, оставили в покое. В индустриальном городе-гиганте начинался бум уличного искусства: на смену фестивалю «Длинные истории Екатеринбурга», отдавшему бесконечные бетонные заборы в распоряжение художников, спешил фестиваль «Стенограффия», в воздухе носилась идея брендировать мегаполис как «столицу российского стрит-арта». «Твой ход» был одной из первых работ Тимы Ради и своего рода манифестом: в природе нет ничего вечного и незыблемого, опоры любого моста когда-нибудь сложатся, как домино, во власти человека менять ход вещей. Понять этот поэтический жест в политическом смысле было сложнее, чем остроумно-хулиганский жест «Войны» в Петербурге.
Команда, выступающая под именем Тима Радя, сложилась в Екатеринбурге в 2010 году; о ее создателе, идеологе и художественном руководителе, Тимофее (Тиме) Раде, известно лишь, что он — философ по образованию. Впрочем, не только по образованию, но и по отношению к слову, пространству и времени, по видению истории и политики. По немецко-романтической тоске по необъятному — многие его работы обращены к «звездному небу надо мной». Стрит-арт вообще склонен к философии, и эта улично-партизанская философия обыкновенно сводится к несколько упрощенной дуалистической картине мира, где деньги и капитализм — зло, а свобода и анархия — добро. Картина мира Тимы Ради сложнее, как и способ существования в системе искусства, допускающий сотрудничество с институциями, но требующий вечно ускользать от контроля: большинство художественных интервенций в городской среде делалось на свой страх и риск, без всякой внешней поддержки; некоторые создавались для биеннале, фестиваля, арт-резиденции или музея; средства, полученные от продажи фотографий старых работ (он к тому же талантливый фотограф), шли на новые независимые проекты. И хотя сохранность произведений в общественных пространствах во многом зависит от того, были они сделаны легально или нелегально, самовольный «Твой ход» жил относительно долго и счастливо дожил до капитальной реконструкции Макаровского моста.