Как предприниматели из Тульской области запустили производство итальянских сыров

ForbesБизнес

Траты на буррату: как итальянский сыр из Новомосковска появился в федеральных сетях

Елена Горелова

Фото Валерия Нистратова для Forbes

Чтобы запустить массовое производство итальянских сыров, предпринимателям из Тульской области потребовалось 100 млн рублей. Сначала они попробовали выпускать твердые сыры, но для их выдержки не хватило помещения — небольшой завод разместился в здании детской молочной кухни в Новомосковске. Тогда партнеры сфокусировались на буррате и моцарелле. Эта стратегия сработала: довольно быстро им удалось пробиться во многие федеральные сети: «ВкусВилл», «Перекресток», «Глобус», «Магнит», «О’Кей». Сейчас компания «Россини» выпускает ежемесячно 40–45 т продукции, в 2021 году она заработала, по данным СПАРК, более 260 млн рублей выручки и 34 млн рублей прибыли.

Здание рядом со старым молокозаводом в Новомосковске украшает баннер со слоганом «Итальянские сыры ручной работы, созданные в России — от Маурицио Россини» и фото бородатого итальянца в поварской шапочке. Раньше Новомосковск был известен разве что химкомбинатом и заводом Procter & Gamble, а в 2016 году здесь появилась сыроварня с потомственным итальянским сыроделом.

«Буррату я научился делать в пять лет, когда помогал отцу, это было домашнее производство», — рассказывает Forbes Маурицио Россини, главный технолог и совладелец компании «Россини». Родился он в Апулии, работал на сыроварне в Италии. В 2012 году ему предложили контракт на заводе в Ефремове, он должен был помочь запустить производство сыра. С тех пор итальянец обосновался в Тульской области, он женат на русской девушке, с которой вместе работал, у них двое детей.

Тульские сыровары

После введения в 2014 году эмбарго на ввоз продуктов из Европы в Россию отечественные предприниматели занялись импортозамещением. За 2015 год в стране было произведено 581 315 т сыра, что на 18% больше, чем в 2014-м, как подсчитали в Alto Consulting Group. В 2022 году, по данным Молочного союза России, производство отечественных сыров составило 650 000–660 000 т.

Поработав по найму, Маурицио в 2015 году решил открыть собственную сыроварню. Вместе с несколькими предпринимателями он пытался создать ее сначала в Тверской области, но запустить реальное производство удалось в Новомосковске. В будни Маурицио работал на заводе в Ефремове, а в выходные — в компании, которую назвали его фамилией — «Россини».

Однако у сыроделов возникли проблемы с финансированием и организацией бизнеса. «И тогда они пришли ко мне с предложением инвестировать в дело 8 млн рублей», — вспоминает тульский бизнесмен Александр Хе. У него в тот момент появились свободные средства, вырученные от продажи доли в сельскохозяйственном бизнесе в Тамбовской области, предприниматель поверил в идею и решил вложиться в проект. «Правда, с тех пор 8 млн превратились в 80 млн рублей», — замечает Хе. Он говорит, что история с санкциями стала для него главной мотивацией: надо было учиться делать свой российский сыр «без химии».

В 2017 году в дело вошел еще один инвестор, знакомый Александра Хе из строительного бизнеса Павел Жиленко: он взял на себя решение управленческих вопросов и развитие производства. Совокупные вложения партнеров с тех пор составили около 100 млн рублей. Сейчас 51% ООО «Россини» принадлежит Александру Хе, Павел Жиленко владеет долей 43%, у Маурицио Россини — 6%.

Павел Жиленко, проработав много лет в строительном бизнесе, решил взять на себя управление сыроварней. (Фото Валерия Нистратова для Forbes)

Налаживать продажи позвали туляка Андрея Чаброва, который раньше был дистрибьютором молочных продуктов Danone. Чабров создал торговый дом «Россини» и занялся продвижением бренда. «Это сейчас производителей мягких сыров в России больше сотни, а когда мы начинали, слово «буррата» мало кто знал. Меня спрашивали: это как-то связано с Буратино?» — смеется Чабров, управляющий партнер ТД «Россини».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении