«Стихотворения» Юрия Одарченко
Новые книги: выбор Игоря Гулина
Первая книга Юрия Одарченко в России вышла в начале 2000-х. К этому времени основной канон русского зарубежья был уже опубликован; казалось, что остаются только в разной мере любопытные маргиналии. Одарченко к ним не относился. Эта небольшая книжка выглядела катастрофическим эпилогом ко всей эмигрантской поэзии. При первом прочтении ее легковесная жуть едва ли не перевешивала интеллигентное отчаяние Ходасевича, Иванова и прочих старших авторов. В отличие от того сборника, в новое собрание не входит проза Одарченко, зато здесь есть большое количество никогда не публиковавшихся стихов, а также подробная биография поэта, написанная Владимиром Орловым.
У Одарченко была нетипичная для эмигранта, поначалу на редкость благополучная биография. Отец, видный чиновник царского министерства финансов, сумел вывезти часть состояния и обеспечить детям образование. Сам Одарченко легко нашел себе дело: сначала основал стекольную мастерскую, затем стал успешным художником по тканям. Он был дважды женат, и оба раза довольно счастливо. Было несколько страшно любимых детей. У него было две проблемы: он очень много пил и много думал о чертях. К сорока годам черти и алкоголь (не без участия мировой войны) разрушили его карьеру, семью и здоровье. Тогда же он стал писателем.
Литературным благодетелем Одарченко стал другой знаменитый чертовидец, Алексей Ремизов. Он начинал публиковаться с прозы, во многом к Ремизову близкой,— морочной, замешанной на фольклоре, талантливой, но не потрясающей. Чуть позже Одарченко стал читать новым литературным знакомым свои стихи. В 1949 году вышла его единственная прижизненная книжка, сборник «Денек».
Это были стихи изящно неловкие, крайне культурные и обескураживающе наивные, улыбающиеся сквозь нестерпимый ужас. «Денек» был похож на сборник заупокойных считалочек, маленькое кладбище, заполненное мертвыми слониками, петушками, Васеньками и Пашеньками и, конечно, населенное разной нечистью.