Военная история как история поражения человечества

WeekendИстория

Слова и вещи Холодной войны

«Многократное уничтожение» в Дрездене: военная история как история поражения человечества

Текст: Анна Толстова

Плакат «Действия солдат при атомном взрыве», ФРГ, 1960. Фото: MHM / Andrea Ulke

В Военно-историческом музее Дрездена открыта выставка «Многократное уничтожение. Армия, техника, культура в Холодной войне», предлагающая посмотреть на прошлое как на актуальное, а актуальное увидеть с археологической дистанции.

«В дронах нет ничего нового» — первым, что вы прочтете на выставке, станут слова знаменитого американского военного журналиста Хэнсона Болдуина, сказанные в самом начале Холодной войны. Цитата из статьи Болдуина, опубликованной в The New York Times 25 августа 1946 года, прилагается к первому экспонату, невзрачному сероватому беспилотнику тех же времен с невзрачной сероватой бомбой под брюхом. Рядом будет бомба поэффектнее, точнее — помятая и местами проржавевшая оболочка от бомбы: B43, американская авиационная ядерная, производившаяся с конца 1950-х, хранившаяся в американских бункерах на западногерманской территории на случай ядерной войны и, по счастью, никогда не использовавшаяся в боевых условиях. Дроны и тактическое ядерное оружие — конечно, эта выставка, как и множество других выставок о Холодной войне, открытых за последние полтора года по всему миру, говоря о прошлом, имеет в виду настоящее. Но поскольку дрезденский Военно-исторический музей бундесвера — совершенно особенный, не столько военный, сколько радикально антивоенный музей, то и выставка у него получилась не такая, как все остальные.

Американская кассетная бомба BLU-3, в обиходе «Ананас», взорванная во Вьетнаме, 1960-е. Фото: Bundeswehr / Graf
Фото: Bundeswehr / Pilz

Дрезденский музей, подобно многим музеям военного профиля в разных странах, расположен в здании арсенала. Помпезное неоренессансное палаццо было композиционным и смысловым центром целого района Дрездена — Альбертштадта, военного городка, построенного после франко-прусской войны на деньги побежденных: французы тогда заплатили огромную контрибуцию, военная победа была за Пруссией, моральная — за Францией, которой сочувствовало полмира, к тому же позднее в триумфе прусского милитаризма стали видеть исток обеих мировых войн следующего столетия. Первая оружейная экспозиция появилась в арсенале в конце XIX века, потом музей многократно менялся, расширялся, переделывался, закрывался и вновь открывался, отражая в своей жизни и судьбе все перипетии большой германской истории, в 1990 году перешел в ведение министерства обороны объединенной Германии, а осенью 2011-го открылся в нынешнем виде, перестроенный Даниэлем Либескиндом — выбор архитектора, которому Еврейский музей в Берлине составил репутацию главного деконструктора немецких исторических травм, был по-снайперски точен. Либескинд нанес деконструктивистский удар по неоренессансной гармонии: классический фасад разрезан колоссальным клином из стекла и металла, словно тело раненого — осколком снаряда. Экспрессивный архитектурный образ готовит зрителя к тому, что это не столько военный, сколько художественный музей — не в смысле эстетизации войны и не потому, что в экспозициях много искусства, уполномоченного комментировать материал и гуманизировать предмет. Хотя искусства действительно много — музей, например, приобрел две работы украинского художника Никиты Кадана: в 2014 году — «Процедурную комнату», серию сувенирных тарелок, на которых в протокольном стиле медицинских пособий изображены сцены полицейских пыток, а в 2023-м — «Гостомельскую скульптуру», знамя, сделанное из покореженного кровельного железа разбомбленного здания в Гостомеле.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старость за работой Старость за работой

«Хаяо Миядзаки и птица»: идеальный комментарий к «Мальчику и птице»

Weekend
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Революция как массовый психоз? Революция как массовый психоз?

Учёный или шарлатан? Как разбирали труды Чижевского в 1940 году

Дилетант
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Сохранить и приумножить Сохранить и приумножить

Как музеи с гражданами спасали ее культурное наследие во время войны

Вокруг света
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино От школьника-романтика до пелевинского героя: лучшие роли Михаила Ефремова в российском кино

Вспоминаем культовых персонажей актера Михаила Ефремова

Правила жизни
Постельный режим Постельный режим

Мифы о сексе, которые пора забыть

Лиза
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Самое древнее чувство Самое древнее чувство

Как у животных представлено чувства обоняния и вкуса

Наука и жизнь
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
«Меняются материалы, а круг образов всегда один» «Меняются материалы, а круг образов всегда один»

Художник Борис Кочейшвили — о том, что рай — это состояние

Weekend
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов Антисмартфоны и цифровые детокс-устройства: как tech-индустрия зарабатывает на нашей усталости от экранов

Гаджеты, которые помогут вернуть контроль над своим временем

Inc.
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
Открыть в приложении