Что смотреть на фестивале «Послание к человеку»
Выбор Алексея Артамонова и Наи Гусевой
С 18 по 27 октября в Санкт-Петербурге пройдет 34-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку», самый авторитетный смотр документального, экспериментального и авторского игрового кино в России. Программным директором фестиваля с этого года стал киновед Михаил Ратгауз, председателем отборочной комиссии — главред «Сеанса» и постоянный автор Weekend Василий Степанов, а визуальный образ «Посланию» в этом году подарил Рустам Хамдамов — его 80-летию будет посвящен специальный показ. Рассказываем о самых интересных фильмах фестиваля.
Международный конкурс
«Боганклох»
Бен Риверс, 2024
Один из самых именитых режиссеров в полнометражном документальном конкурсе фестиваля — британец Бен Риверс. В «Боганклохе» (название местности в горах Шотландии) он уже в третий раз возвращается к Джейку Уильямсу, бородатому отшельнику, много лет выстраивающему свою циклическую жизнь вдали от цивилизации. Впервые Риверс снял его в 2006-м для своей короткометражки «Это моя земля», затем — в полнометражном дебюте «Два года в море» в 2011-м, самом своем известном и доступном фильме (Риверс — режиссер экспериментального кино, работающий с непростыми формами и темами), и вот еще раз вернулся к нему в 2024-м. Снова черно-белая пленка 16 мм, снова ручная проявка и отсутствие явного нарратива: режиссер фокусируется не столько на обстоятельствах жизни Джейка, сколько на другом течении времени его существования — как он сам говорит, «рисуя слабо меняющуюся жизнь в радикально меняющемся мире». «Боганклох» — медитация не только на тему отшельничества в очередном уолденском лесу, но и — на контрасте — предложение подумать о том, что происходит с миром, его окружающим.
Национальный конкурс
«Текст заявки к фильму»
Даша Лихая, 2024
В национальный конкурс «Послания к человеку» с небольшим фильмом возвращается Даша Лихая — с показа в этой программе ее первой работы «27А» в 2021 году начался ее профессиональный маршрут. С тех пор она сняла несколько картин, поучаствовавших в том числе в престижных зарубежных фестивалях, закрепивших за ней статус одной из самых самобытных молодых режиссерок. Лихая смело и свободно работает с маргинальными областями визуального — изображениями из Google Street View, распадающимися на пиксели окошками Zoom’а, найденными в интернете изображениями, лоу-файными цифровыми камерами. При этом все вышеперечисленное оказывается материалом для рассказа крайне личных историй, добавляя интимности и приближая к приватной жизни зрителей. Так и в новой картине: телефонный разговор с возлюбленным, в ходе которого Лихая читает текст заявки к фильму, сопровождается изображениями из интернета и личного архива. Соединение не связанных между собой, на первый взгляд, вещей становится способом поэтического разговора о чем-то еще — том, что между строк и между изображений.
«Невеста»
Инна Омельченко, 2024
Еще один фильм национального конкурса — «Невеста» Инны Омельченко, чьи «Бумажные звезды» (2016), скромный док про одну смену в пионерлагере, стал безусловным хитом Школы Марины Разбежкиной. После дебюта Омельченко ушла в декрет и возвращается с фильмом о природе материнства (по признанию режиссерки, она вдохновлялась исследованиями о женщинах в русской деревне фольклористки и антропологини Светланы Адоньевой). Традиции и устои передаются по наследству — камера Инны Омельченко снова возвращается в лето, но оно уже взрослое: две сестры приехали в родительский дом, к маме с папой и бабушке. Портрет многопоколенной семьи, где от матери к матери передается не то чтоб знание, а растерянность перед жизнью. Омельченко исследует эту растерянность, этот дрожащий в летнем зное женский мир (мужчина здесь один, и он все время путается, как нелепый пес, у всех под ногами). Обрядовые действия тут словно бы утрачивают магическую свою силу, они утоплены в быт — просто иногда нужно выйти в поле да нарвать цветов на венки. Которые из символа полноты жизни в любую секунду могут стать похоронными: несмотря на залитую солнцем картинку, по фильму разлиты напряжение и тревога. Женский взгляд на мир, который замер в шаге от катастрофы.
Программа «Российское молодое. Продолжение»
«Такой именно день»
Клавдия Коршунова, 2024
Главная премьера программы «Российское молодое» — дебютная короткометражка актрисы Клавдии Коршуновой, игравшей у Александра Миндадзе, Николая Хомерики, Шарунаса Бартаса и других звезд авторской режиссуры, а недавно закончившей режиссерскую мастерскую Алексея Попогребского. «Такой именно день» — день овуляции, а главная героиня, которую играет Ольга Ломоносова, отчаянно хочет забеременеть («часики тикают»). Ее супруг (ожидаемый и все равно великолепный Алексей Розин) не воспринимает это желание всерьез, предпочитая в «такой именно день» напиться на юбилее друга. В результате ссоры в машине их дороги расходятся, и героиня, промерзнув насквозь, оказывается уже в другой машине, один на один с незнакомым мужчиной. «Такой именно день» нужно скорее слушать, чем смотреть,— диалоги, выверенные и точные, здесь важнее действий. А русская зима, которая по сценарию необходима сюжету,— это еще и замерший, как остановившаяся беременность, мир, в котором перемены, как хорошие, так и плохие, обусловлены алкоголем: он становится триггером скандала, но и замерзшие ноги незнакомый водитель будет протирать героине водкой.