12 фильмов ММКФ. Выбор Weekend
22 апреля стартует 43-й Московский международный кинофестиваль — первый крупный российский киносмотр, который возвращается к традиционному формату проведения после пандемии. В программе ММКФ более 200 фильмов, из которых Андрей Карташов, Алексей Филиппов и Константин Шавловский выбрали самые интересные
Чрево моря
Агусти Вильяронга
Международный конкурс
В основном конкурсе ММКФ — новая работа Агусти Вильяронги, одного из важнейших испанских режиссеров последних десятилетий. Склонность этого автора к макабрическим сюжетам привела к тому, что широкой международной известности он не получил: самой известной работой Вильяронги остается его полнометражный дебют «За стеклом» 1987 года, способный вызвать не меньший шок, чем «Груз 200» Балабанова. В «Чреве моря» Вильяронга обращается к реальному историческому событию — крушению французского фрегата «Медуза» у сенегальского берега в 1816 году. Экипаж судна построил плот для эвакуации, но он оказался перегружен и достичь берега самостоятельно не удалось; после двух недель в открытом море из 150 человек на плоту выжило 15. Трагедия известна благодаря картине Теодора Жерико — одному из ключевых произведений живописи романтизма. Для Вильяронги же крушение «Медузы» — сюжет экстремальной антропологии. Если Жерико запечатлел момент отчаяния, то испанец разворачивает историю того, что ему предшествовало,— превращения человека в животное под действием чрезвычайных обстоятельств.
Случайность и догадка
Рюсукэ Хамагути
«Восемь с половиной»
Японский минималист Рюсукэ Хамагути снял фильм о невозможных отношениях — три «моральные истории», как выразился бы французский классик Эрик Ромер, на которого Хамагути прямо ссылается в интервью. Героиня первой новеллы узнает, что ее подруга и бывший бойфренд начали роман, и мы видим разные варианты развития событий этой ситуации. Во второй части студентка пытается соблазнить профессора, читая ему вслух эротические сцены из его же романа. Героиня третьей истории случайно встречает на улице свою одноклассницу и бывшую возлюбленную — но та ли это женщина? «Случайность и догадка» — фильм о прихотях судьбы, в котором возможность контролировать свою жизнь может оказаться иллюзией. Картина участвовала в конкурсе Берлинского кинофестиваля, где получила Гранпри жюри.
Паркет
Александр Миндадзе
«Восемь с половиной»
Где-то в отеле в Восточной Европе на юбилее танцевального клуба встречаются трое немолодых людей: потрепанный франт по прозвищу Какаду (Анджей Хыра), его бывшие жена (Евгения Додина) и любовница (Агата Кулеша). Они должны исполнить свой некогда легендарный номер, попутно выясняя отношения и пытаясь повернуть время вспять. Александр Миндадзе — один из самых последовательных авторов русского кино. Вместе с Вадимом Абдрашитовым они много лет фиксировали сбои, неполадки и экзистенциальные кризисы советской машины. Расставшись с режиссером-соавтором, Миндадзе в одиночку продолжил исследования причин и последствий метафизической катастрофы, подыскивая ей аналогии в отечественной истории и, казалось, удаляясь все дальше от современности. В «Паркете» — лапидарном и камерном — Миндадзе возвращается в наши дни и наконец описывает, что нас всех ждет дальше.
Яблоки
Христос Нику
«Эйфория изоляции»
Фильмов о разнообразных эпидемиях снято уже немало, но никогда еще эта тема не звучала так остро. В полнометражном дебюте Христоса Нику жители Афин из-за загадочной болезни массово теряют память. Героя «Яблок» Ариса амнезия настигает в автобусе — он не помнит, куда и откуда ехал, как не помнит и кто он сам такой. В рамках экспериментального проекта Арису предлагают начать жизнь заново, создав себе другую личность. Что же остается от человека, который лишился прошлого? На этот вопрос, который сгодился бы для философского труда или античного мифа (вспоминается история о корабле Тесея), Нику отвечает средствами «странной волны» греческого кино. Вслед за своим учителем Йоргосом Лантимосом (у которого Нику работал вторым режиссером на «Клыке») постановщик «Яблок» предлагает абстрактную фантастическую ситуацию и по ней изучает проявления человеческого.