Вот что бывает, когда встаешь пьяным за штурвал: кто виноват в гибели советской подлодки С-178
С момента окончания Великой Отечественной Россия не вела вoйн на море. Но несмотря на мирное время можно наскрести не менее двух десятков катастроф с участием подлодок, информация о трагедиях которых долгое время хранилась под грифом "Секретно".
К великому сожалению, о подводной лодке С-178 и ее экипаже сегодня приходится не без грусти говорить только в прошедшем времени. Вот уже более 40 лет назад подлодка трагически затонула в результате столкновения с рефрижератором недалеко от Владивостока, похоронив в холодном грунте морского дна 32 моряка. А еще 26 членов экипажа трое суток боролись за жизнь на глубине 32 метров. И все, что связано с гибелью С-178, включая уголовное дело, было засекречено на 25 лет.
Столкновение неизбежно
21 октября 1981 года дизельная подлодка С-178 возвращалась в надводном положении с плановых учений в Японском море. Часть офицеров вместе с командиром подлодки Валерием Маранго поднялись на мостик рубки. "Вон, на горизонте уже виднеется родной Владивосток!" Никто в тот момент еще не догадывался, что сойти на берег всему экипажу уже не суждено. Что за темный силуэт на фоне земли? Маранго отдал команду осветить приближающееся "НЛО" прожектором, чтобы понять, стоит оно или движется. Увидев большой корабль на ходу, он сразу дал команду "права на борт". Но не хватило буквально 10 секунд, чтобы унести корму. Столкновение неизбежно. Махина в миг протаранила шестой моторный отсек, наградив подлодку пробоиной порядка 8 кв.м. Семь человек, находившиеся на мостике, включая капитана Валерия Маранго, оказались за бортом. Несколько секунд и вода заполнила шестой, пятый и четвертый отсеки подлодки. 18 человек, находившиеся там, погибли практически сразу, не успев задраить люки. Именно они продлили жизни остальному экипажу на несколько дней. Лодка затонула на глубине 32 метров.