Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг светаСобытия

Сила есть

Когда Джордж Лукас, изобретая спецэффекты для фантастического фильма, создавал одну из самых успешных кинофраншиз в истории, без магии, вероятно, не обошлось

Текст Мария Медянкина

Джордж Лукас и шагоход AT-AT из «Эпизода V: Империя наносит ответный удар». 1980 год

Джордж Лукас всегда мечтал снять космооперу, но когда в 1970-е годы молодой режиссер предлагал голливудским киностудиям наброски сценария «Звездных войн», ему отказывали одна за другой. Не только потому, что фантастический фильм такого рода казался несвоевременным. Для воплощения эпической задумки требовались по-настоящему впечатляющие визуальные эффекты. Публика была уже в те годы взыскательной к их качеству, а технологий, чтобы это качество обеспечить, существовало мало, стоили они дорого. Когда Лукасу решила дать шанс киностудия XX Century Fox, режиссеру пришлось основать собственную компанию по производству визуальных эффектов, Industrial Light and Magic, поскольку студия распустила все отделы, специализировавшиеся на них. Часть сотрудников ILM никогда прежде не работала в кино; многие технологии пришлось изобретать и опробовать прямо в процессе, с трудом укладываясь во внушительный для того времени бюджет, выросший с 8 до 11 миллионов долларов. Съемки выбивались из графика, актеры не верили в успех проекта, считая, что играют в низкопробном кино. Однако фильм, вышедший на экраны 25 мая 1977 года, имел бешеный успех. Люди за несколько дней занимали очередь за билетами; фирма, производившая сувенирную продукцию к нему, не справлялась с количеством заказов. Первый фильм «Звездных войн», впоследствии получивший название «Эпизод IV: Новая надежда», был награжден семью «Оскарами». Картина установила рекорд по сборам, что позволило Лукасу сдержать данное самому себе обещание снять целую трилогию. И тогда режиссер, уже в роли исполнительного продюсера, и его команда продолжили отчаянные эксперименты на съемочной площадке.

Пространство: В далекой галактике

В 1970-е уже существовала технология хромакей, когда сцены снимались в студии на однотонном фоне, а потом совмещались с нужным изображением с помощью оптического принтера, сочетавшего функции камеры и проектора. Фон мог быть синим или зеленым; первый тогда использовался чаще, на нем снимали и оригинальную трилогию «Звездных войн». Что было революцией Лукаса и сотрудников ILM, так это разработка компьютерной технологии motion control, «контроля движения». Суть ее в том, чтобы запрограммировать камеру много раз повторять одно и то же движение с той же скоростью. Процессор для этого сотрудникам пришлось собирать самим: как выразился один из них в интервью, в те времена «компьютер нельзя было взять и купить в магазине». Статичные модели космических кораблей снимали в разнообразных ракурсах, создавая иллюзию полета, более правдоподобную, чем если бы двигалась не камера, а объект. К тому же стало возможно качественно совмещать в кадре снятые по отдельности предметы. Экспериментальная технология оправдала себя; motion control со временем стал использоваться повсеместно.

Модели кораблей представляли собой сложные конструкции с подвижными деталями. Некоторые из них дистанционно подрывались на съемках. Небесные тела для сцены погони в астероидном поле в «Эпизоде V» делали из пенопласта, обмазанного гипсом. Говорят, что среди них «затесалась» и обыкновенная картофелина.

1. Макет Звезды смерти на съемочной площадке 2. Макет астероида

Техника: Корабли и шагоходы

На производстве первой трилогии специалисты по созданию макетов трудились как целая фабрика. Для киновоплощения «Тысячелетнего сокола», корабля контрабандистов Хана Соло и Чубакки, например, требовалось сделать уменьшенные макеты, большой, занимавший один из павильонов в студии, а также декорацию-кабину, внутри которой снимали актеров. Эту кабину в ходе съемок полета «Сокола» собственноручно раскачивал Джордж Лукас. В лобовое стекло корабля актеры видели синий экран хромакея, на который потом накладывалось написанное красками реалистичное изображение Звезды смерти — космической крепости, уничтожавшей целые планеты. Объемные макеты Звезды смерти для фильма тоже сделали — и уменьшенный, и макет поверхности площадью в несколько квадратных метров. Последний частично взрывали в сценах налета повстанческих кораблей. Поврежденные фрагменты чинили, снимали дубли.

Так снимали сцену погони на спидербайках из «Эпизода VI»

В сцене из первого фильма, когда воин из межгалактического ордена рыцарей-джедаев Оби-Ван Кеноби пытается отключить луч, притягивающий корабль героев к Звезде смерти, кажется, что персонаж находится на краю глубокой пропасти. Между тем декорация, на которой стоял актер Алек Гиннесс, была лишь немного приподнята над полом, а бездонную шахту нарисовали вручную на стекле, чтобы придать глубины. Потом сцены с Оби-Ваном наложили на изображение шахты и получили эффектный эпизод.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дружественные виды Дружественные виды

Вся жизнь — борьба, но есть в ней место и для сотрудничества

Вокруг света
7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра 7 фильмов, которые заставили людей убегать из кинотеатра

А вам когда-нибудь приходилось выбегать из кинотеатра

РБК
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
6 невинных привычек, которые раздражают окружающих (пора с ними попрощаться) 6 невинных привычек, которые раздражают окружающих (пора с ними попрощаться)

Эти вредные привычки кажутся невинными, но раздражают окружающих

Playboy
Дети пустыни Дети пустыни

Кровные узы пустынников-берберов

Вокруг света
О, где же ты, брат? О, где же ты, брат?

Джеймсу Миддлтону неудобно перед сестрами, что он работает скелетом в шкафу

Tatler
Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее Папа Микки-Мауса: 7 мифов об Уолте Диснее

Создатель «счастливейшего места на земле» и первый замороженный человек

Вокруг света
Зачем крупные модные Дома сотрудничают со спортивными брендами Зачем крупные модные Дома сотрудничают со спортивными брендами

Несколько лет назад кроссовки стали новыми it-аксессуарами

GQ
Новогодние приключения Новогодние приключения

Зимние праздники - прекрасное время для путешествий на автомобиле всей семьей

Вокруг света
Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками

Мы стремимся к одиночеству в процессе потребления

Forbes
У Христа за пазухой У Христа за пазухой

Как живет самая большая община амишей в Америке

Вокруг света
Сила ничегонеделанья Сила ничегонеделанья

Время в нашем мире стало дефицитным товаром: большинству его не хватает

Psychologies
На немецко-немецкой границе На немецко-немецкой границе

Берлинская стена - символ разделения Германии - рухнет под натиском перемен

Вокруг света
Реферативная практика: как стоматология высокого уровня становится доступнее Реферативная практика: как стоматология высокого уровня становится доступнее

Принципы и финансовая сторона реферативной практики в стоматологии

РБК
9 мифов об Альберте Эйнштейне 9 мифов об Альберте Эйнштейне

Правда и мифы о создателе теории относительности

Вокруг света
Памятка на зиму: как выбрать пуховик Памятка на зиму: как выбрать пуховик

Что нужно учесть и на что обратить внимание при выборе пуховика

Esquire
Короли Севера Короли Севера

«Вокруг света» собрал полотно из рассказов жителей и гостей столицы Заполярья

Вокруг света
Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны

Типы свободных отношений и кому они могут подойти

Cosmopolitan
Места силы: 6 улетных точек на Земле Места силы: 6 улетных точек на Земле

Чтобы очутиться на чужой планете, совсем не обязательно покидать нашу

Вокруг света
Анна Михалкова: «Нет никакой трагедии в том, чтобы остаться одному» Анна Михалкова: «Нет никакой трагедии в том, чтобы остаться одному»

В прокат выходит фильм Анны Пармас «Давай разведемся»

GQ
Десерт для патриота Десерт для патриота

В Америке тыквенный пирог в день благодарения — символ национальной идентичности

Вокруг света
Елки-моталки Елки-моталки

84% россиян считают Новый год главным праздником

Добрые советы
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Хищные скорпионницы мелового периода Хищные скорпионницы мелового периода

Результаты новой экспедиции на Хасуртый для сбора ископаемых насекомых

Наука и жизнь
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
«Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни «Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни

Музыка и бизнес-проекты Нипси продолжают работать и после его смерти

Forbes
Головное предприятие Головное предприятие

Лондонский Lock & Co. Hatters — старейший шляпный магазин в мире

Вокруг света
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
А может, перерастет? А может, перерастет?

Педиатр отвечает на самые волнующие вопросы родителей об аденоидах

Лиза
Открыть в приложении