Незаметно «черная пятница» превратилась в нечестный инструмент маркетологов

ForbesОбщество

75% фейка: как не стать жертвой фальшивых скидок в «черную пятницу»

Незаметно для потребителей «черная пятница» превратилась из самой большой распродажи в году в не всегда честный инструмент маркетологов. Завораживающие покупателей скидки «до 80%» часто ненастоящие — товары в обычное время стоят столько же или даже дешевле. Что делать, чтобы избежать обмана?

Ильмира Гайсина

gettyimages-1185040642.jpg__1574954588__18078.jpg
«Черная пятница»

«У мужа День рождения в первых числах декабря, решила [в «черную пятницу»] в подарок ему купить четвертую плойку (игровая консоль PlayStation 4 — прим. Forbes)», — рассказывала на одном из форумов жертва выдуманных скидок под ником Evgeche4ka. В итоге она приобрела приставку за 25 990 рублей, а через несколько дней обнаружила, что такая же модель в том же магазине стоит 20 990 рублей безо всяких скидок. «Ах вы ж маркетологи сраные!!! Ну ладно еще цены перед акцией накрутить, а потом якобы скинуть. Но это уже вообще наглость!» — возмущалась разочарованная покупательница. История закончилась хэппи-эндом: придя в магазин с чеком, Evgeche4ka получила обратно 5000 рублей.

Но так везет далеко не всем: на уловки маркетологов попадаются тысячи человек, даже не подозревая, что им продают товар дороже, чем он стоит обычно. Как «черная пятница» превратилась из массовой распродажи в массовый обман покупателей и что делать, чтобы не попасться на крючок мнимых скидок?

Предновогодняя лихорадка

«Черной» называют последнюю пятницу ноября — в этот день по всему миру проводятся распродажи со скидками до 90%. Традиция зародилась в США в 60-х годах ХХ века, а в Россию пришла десять лет назад. С годами ноябрьская распродажа становится все популярней. По результатам совместного исследования «Яндекс.Маркета» и агентства GfK Rus, о «черной пятнице» знают 97% всех онлайн-покупателей. Два из трех россиян, по данным «1С-Битрикс», будут покупать товары в распродажу-2019, хотя еще в прошлом году 60% респондентов не планировали ничего приобретать.

«Размер реальной скидки может составлять от 5 до 15%. Все, что выше, — скорее всего, маркетинговый ход»

По мнению Елены Кузнецовой, руководителя категорийного отдела «Яндекс.Маркет», есть две главные причины, почему «черная пятница» так популярна: «Во-первых, наступающие новогодние праздники — многие хотят заранее купить подарки близким, чтобы не делать это в конце декабря, когда нужных товаров может и не быть, а доставка нередко опаздывает. Кроме того, возникает необходимость в сезонных товарах — теплых вещах или товарах для зимних видов спорта».

Чтобы заработать на массовом ажиотаже, продавцы нередко прибегают к завуалированному обману. Дмитрий Рябинин, руководитель портала Hi-Tech Mail.ru, занимается в том числе выявлением недобросовестных продавцов и собрал целую коллекцию фейковых скидок. То экшн-камеру за несколько недель до распродаж в интернет-магазине предлагают купить за 22 190 рублей, а к «черной пятнице» появляется новый ценник — 29 544 рубля с зачеркнутой «старой» ценой 41 999 рублей. То стиральную машину за две недели до распродажи продавали за 24 990 рублей, а к «черной пятнице» она «подешевела» до 28 799 рублей. Встречаются казусы и у офлайн-ритейлеров — 1 кг говядины продается по 899 рублей при зачеркнутой цене 899 рублей.

В прошлом году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), «черная пятница» принесла онлайн-ритейлерам 17,4 млрд рублей. Артем Соколов, президент АКИТ, ожидает, что в этом году показатели будут не ниже. По данным «1С-Битрикс», 38% россиян планируют потратить до 5000 рублей, 27% — до 10 000, остальные — большие суммы.

По данным «Яндекс.Маркета», наибольшим спросом в 2018-м пользовались телевизоры — в день распродажи пользовательский спрос вырос более чем в 1,5 раза по сравнению со спросом в первой половине ноября. Мелкой бытовой техникой интересовались в день распродажи на 31% чаще, рост спроса на ноутбуки составил около 27%. В этом году, по данным «1С-Битрикс», половина покупателей делает ставку на электронику, гаджеты и бытовую технику. На втором месте — одежда, обувь и аксессуары (37%), на третьем — путешествия, авиабилеты (5%).

Синдром упущенной выгоды

По словам Елены Кузнецовой из «Яндекс.Маркета», фейковые скидки действительно встречаются, но и реальные тоже существуют — средний дисконт при покупках в «черную пятницу» составляет 30-40%, а товары из категории «одежда, обувь и аксессуары» можно купить дешевле и на 70%. С реальными высокими скидками может продаваться неликвидный или сезонный товар — например, одежда и обувь, — а также штучные экземпляры, с которыми покупатели приобретут сопутствующие товары по полной стоимости или с символической скидкой, говорит Дмитрий Рябинин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию Новая классика: какое будущее ждет музыкальную индустрию

Главные тренды современной музыкальной индустрии

Forbes
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Как развить в себе лидерские качества и стать лидером в коллективе: полезный гайд Как развить в себе лидерские качества и стать лидером в коллективе: полезный гайд

Какими качествами, умениями и компетенциями должен обладать лидер

Playboy
6 мифов о сексе, которые подрывают отношения 6 мифов о сексе, которые подрывают отношения

Самые популярные мифы, касающиеся секса

Psychologies
Александра Урсуляк: «Три дня на пляже – и я снова красотка» Александра Урсуляк: «Три дня на пляже – и я снова красотка»

Звезда сериала «Хорошая жена» о том, почему мечтает сбежать из дома

StarHit
Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист» Федор Бондарчук: «Я по-прежнему идеалист»

Федор Бондарчук – о молодом Голливуде, диджитал-детоксе и восстании машин

Cosmopolitan
Один за всех и все за одного Один за всех и все за одного

Группа MBAND в этом году отмечает 5-летие

OK!
В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой? В шаге от «Матрицы». Когда чип в голову станет обычной покупкой?

Михаил Лебедев — о ближайшем будущем взамодействия мозга и кибернетики

Forbes
Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы Пятый элемент. Физики обнаружили неведомую силу природы

Возможно, в физике скоро появится пятое фундаментальное взаимодействие

СНОБ
«Мама, я это не ем!»: пищевая неофобия у детей «Мама, я это не ем!»: пищевая неофобия у детей

Как убедить ребенка попробовать новое?

Psychologies
Трудности перевода: как британский профессор бизнес-этики 30 лет наблюдает за русскими предпринимателями Трудности перевода: как британский профессор бизнес-этики 30 лет наблюдает за русскими предпринимателями

Британский профессор Том Роулинс переехал в Россию почти 30 лет назад

Forbes
Кому от комбучи жить хорошо: как чайный гриб захватил мировой рынок Кому от комбучи жить хорошо: как чайный гриб захватил мировой рынок

Уродливый гриб в банке неожиданно захватил мир

Forbes
Все дело в зеркалах Все дело в зеркалах

Что такое зеркальные нейроны и чем им обязано человечество

Огонёк
Это не любовь, а созависимость: как распознать нездоровые отношения и выбраться Это не любовь, а созависимость: как распознать нездоровые отношения и выбраться

Созависимость, или зависимые отношения, — это особое состояние психики

Cosmopolitan
Тренировки для лица: фейс-фитнес Тренировки для лица: фейс-фитнес

Укрепи овал и подтяни проблемные зоны всего за несколько минут в день

Cosmopolitan
«Странные» люди: искусство быть «белой вороной» «Странные» люди: искусство быть «белой вороной»

Многие люди не чувствуют, что принадлежат к каким-то компаниям и сообществам

Psychologies
GAC GS8. Хороший автомобиль, но не для бездорожья GAC GS8. Хороший автомобиль, но не для бездорожья

Минивэн в форме кроссовера – новый модный мировой тренд для больших семей

4x4 Club
Сезонные решения Сезонные решения

Самое время оказать организму комплексную поддержку

Худеем правильно
Затерянный во времени: один из самых загадочных автомобилей XX века Затерянный во времени: один из самых загадочных автомобилей XX века

Delorean DMC-12 остается одним из самых загадочных автомобилей XX века

Популярная механика
Геймер — не диагноз! Геймер — не диагноз!

Если подросток увлечен компьютерными играми, это не повод тащить его к психиатру

Psychologies
Живет такой мальчик Живет такой мальчик

Малыш Екатерины Мезеновой появился на свет с редкой и опасной мутацией

StarHit
Алиса Таежная: Всем сестрам по серьгам Алиса Таежная: Всем сестрам по серьгам

Алиса Таежная уже несколько лет проводит своп-вечеринки

РБК
Альбина Мотор Альбина Мотор

Кто создал «Музей борщевика» и помог уличным художникам попасть на сцену БДТ?

Собака.ru
Клубни судьбы Клубни судьбы

Тарталетки с бататом — этого вы точно не готовили

Огонёк
В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом В России поймали вихри Абрикосова нанопроводом

Что такое абрикосовские вихри и как их обнаружить?

Популярная механика
Наркотики, буллинг, несчастная любовь: судьба певицы Деми Ловато Наркотики, буллинг, несчастная любовь: судьба певицы Деми Ловато

За 27 лет Деми Ловато пережила очень многое, но теперь ее жизнь налаживается!

Cosmopolitan
Доплата за красоту: как приятная внешность влияет на успех в карьере и бизнесе Доплата за красоту: как приятная внешность влияет на успех в карьере и бизнесе

Как превратить внешность в конкурентное преимущество?

Forbes
«Марафон желаний»: возможно ли делать успешное коммерческое женское кино в России «Марафон желаний»: возможно ли делать успешное коммерческое женское кино в России

Разговор с режиссером комедии "Марафон желаний" Екатериной Кононенко

Forbes
Я хочу, чтобы меня любили Я хочу, чтобы меня любили

Быть любимыми – это условие выживания, потому что любовь – не просто чувство

Psychologies
Открыть в приложении