Можно ли вытащить россиян из азиатских тюрем

Русский репортерРепортаж

«Мертвая» статья для курьера поневоле

Можно ли вытащить россиян из азиатских тюрем

Текст : Антон Резниченко

Первое слушание в суде состоялось лишь через 1,5 года с момента задержания Кирдюшкина в аэропорту Манилы

Москвич Юрий Кирдюшкин провел три года в СИЗО на Филиппинах. Его обвиняли в транспортировке крупной партии кокаина, грозило пожизненное заключение; сам он утверждает, что его подставили, использовали вслепую. 26 сентября этого года Кирдюшкин стал первым русским «курьером поневоле», которому удалось выйти на свободу. Теперь он вместе с единомышленниками намерен вернуть домой других россиян, которые попали в азиатские тюрьмы по тому же сценарию.

Первое слушание в суде состоялось через полтора года после того, как тебя задержали в аэропорту Манилы. Еще через полтора ты вышел на свободу. Как считаешь, что сыграло главную роль в освобождении?

Я пришел к выводу, что все зависит от судьи. Не от законов, не от конституции, а от судьи — от конкретного человека. А это исключительно дело случая.

Неужели только от судьи? Было ли что-то ключевое, благодаря чему тебя оправдали?

Я называю все своими именами: без Божьего промысла здесь не обошлось, конечно, но и человеческий фактор сыграл свою роль. Прокурор, который работает в суде, увидел, что дело уже долго болтается. Он сказал, что ему достаточно двоих свидетелей: того, кто обыскивал, и понятого. Первый не мог вспомнить, как выглядел мой багаж, не мог сказать, где произошла инвентаризация, уклонялся от четкого ответа. Адвокат спросил его, как выглядела сумка до начала обыска. Он признал: сумка была вскрыта. Второму свидетелю в день ареста позвонил друг, попросил приехать в аэропорт и поставить подпись на бумажке. Он как понятой должен был присутствовать от начала до конца на всех процедурах, но его только подпись пригласили поставить. Этот фактор очень помог, и дальше уже я давал свои показания.

Кроме тебя в азиатские тюрьмы по аналогичному сценарию попали и другие россияне. Как считаешь, почему только твоя история получила резонанс? Например, про Анастасию Новопашину, которая по-прежнему находится в СИЗО на Филиппинах, практически ничего не известно.

После моего ареста мы подняли всех друзей: кто чем занимается. Нашлись знакомые журналисты, которые сразу об этом написали. Мой друг Саша Бойков, кандидат юридических наук, принял эту историю на личный счет и стал делать все возможное, чтобы помочь. Он понимал, что если будет ходить и просить за одного меня, то шансов помочь мало. Но если соберет аналогичные истории — шансы увеличатся. Саша прилетал ко мне на Филиппины, снимал показания с меня и Насти Новопашиной. Летал в Таиланд, общался с Сергеем Лелековым, который уже в колонии строгого режима, — с него снял показания. Пообщался с родственниками других ребят.

То есть все истории людей собрал он?

Да. Именно он пытался объяснить, что все мы жертвы одной и той же группировки. Вместе с Татьяной Москальковой (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. — «РР») составил прошение о помиловании Сергея Лелекова на имя короля Таиланда. Правда, пока это ни к чему не привело.

Русские своих не сдают

На Филиппинах с тобой взаимодействовал российский консул. Как скоро он на тебя вышел?

Меня арестовали в аэропорту, я просил, чтобы дали связаться с консулом. Они суетились, сказали, дадут с ним поговорить, когда меня оформят. Процесс занял почти двое суток. Это время меня держали в аэропорту, возили на всякие освидетельствования, лаборатории, тесты, сдавали анализы — все чисто. В итоге на следующую ночь меня привели в СИЗО. Там я снова требовал, чтобы дали связаться с консулом, сказал, что иначе начну бить тревогу.

Он приехал на четвертый или пятый день после ареста. Хотя многие СМИ уже об этом написали, и даже в Москве люди знали, что я арестован.

Предлагал ли консул юридическую помощь, и как действовала дипмиссия в течение этих трех лет?

Он не торопился найти мне адвоката. Хотя время терять было нельзя. С момента поступления дела в суд дается десять дней, чтобы вернуть его на доследование в прокуратуру.

Но консул сказал: единственное, чем он может помочь, — это предоставить список рекомендованных адвокатов. А у меня нет ни связи, ни хрена! Поэтому помощи от дипломатической миссии на Филиппинах не было никакой, как в начале, так и до самого моего освобождения.

В дальнейшем, когда дело было между судом и прокуратурой, наше консульство имело все возможности, чтобы выйти на сотрудничество с правоохранителями, настоять на международном расследовании. Вместо этого следовали отговорки в духе: «Мы не вправе в это вмешиваться. На адвоката денег перевести тоже не можем, извини. Можем только морально поддержать».

Неужели консульство все это время было пассивным?

Не хочу говорить только негативное, но они сделали на 100% меньше того, что могли. Только через два года, когда началось рассмотрение дела в суде, они стали хотя бы присутствовать. Посол написал мне и Насте Новопашиной рекомендательные письма, чтобы нас освободили под залог.

Но, знаешь, какой был посыл в самом первом комментарии посольства РФ для СМИ о моем задержании? Примерно такой: «Мы надеемся, что Юрий Кирдюшкин осознает всю тяжесть преступления, которое он совершил».

Пробовал ли кто-то из близких повлиять на твое дело через МИД?

Саша Бойков обращался в МИД и Администрацию Президента. Но получал ответы, что это вопрос для МВД. А там в свою очередь говорили, что на территории РФ преступление не было совершено. Неважно, что жертвы — русские граждане: дела о контрабанде наркотиков в России возбудить не могут, поскольку наркотики российскую границу не пересекали. А статья о торговле людьми, под которую подпадает мой случай, у нас является «мертвой».

Сказали, могут только проверить информацию о людях, которые вовлекли нас в эти дела. Но если даже те придут и признаются, их не выдадут другому государству, потому что в России закон такой: своих граждан мы никому не выдаем.

В сумке Юрия было обнаружено 6,366 кг кокаина в сухом виде и 1,87 литра в жидком — в бутылках из-под «сиропа от кашля». Всего около 8,2 кг наркотика

Путь домой

Ты вместе с другом, московским адвокатом Александром Бойковым, чтобы проще было заниматься твоим делом и делами других ребят, создал общественную организацию «Путь домой». Есть ли у нее будущее?

Мы с Сашей занимаемся этим вместе. Он взял на себя юридические вопросы общественного движения и его подопечных. А я буду исполняющей движущей силой. Потому что я на свободе и по своему опыту знаю: мы сможем помочь другим.

Пока у нас есть сайт и группа на «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)». Планируем дальше привлекать внимание к проблеме «курьеров поневоле», добиваться максимального вовлечения государства в их дела, возвращения всех несправедливо обвиненных и осужденных домой. Будем собирать деньги для помощи им — ведь не у всех есть средства на юристов, на билеты для родственников, которые не видели их уже много месяцев или лет, на решение бытовых проблем в тюрьме.

С чего начнете, есть ли план?

Сформируем обращения в российские органы, возможно, будем добиваться законодательных инициатив. В частности, пробуждения статьи о работорговле (127.1 УК РФ. — «РР»). Чтобы люди понимали: вовлечение в преступную деятельность должно караться, не только если это работорговля, секс-рабство или продажа на органы, но и если это понуждение к участию в наркотрафике. Сегодня эта статья у нас не работает. Саша уже формирует ряд предложений и поправок к действующему кодексу. Это одно направление — юридическая работа.

Второе направление — информационная поддержка по каждому россиянину в отдельности. Мы готовим ряд обращений с тем, чтобы понять масштаб проблемы, оценить хотя бы примерное количество пострадавших от торговли людьми. Мы будем делать все, чтобы эта проблема получала максимальное освещение — и в СМИ, и нашими силами.

Какой будет твой вклад в работу «Пути домой»?

Я собираюсь искать способы организационной, правовой и материальной помощи таким же, как я. Мой случай — первый из известных широкой публике случаев доказательства невиновности «слепого мула», его оправдания и возвращения в Россию.

Средство от депрессии

Напомни еще раз, как получилось, что ты согласился на это «путешествие»?

Мой друг Иван Мирошниченко написал мне из Таиланда. Сказал, у его знакомых там есть ретрит-центр, где они занимаются реабилитацией людей после депрессий. Им нужно было средство народной медицины на основе кактуса Сан-Педро, которое мне предложили доставить в Таиланд из Перу. Билеты за их счет. Насколько успел узнать, кактус этот легален по всему миру.

Но я был настроен очень скептически и сначала отказался. Затем подумал, что потенциально мне может это быть интересно. На тот момент я работал на научно-производственном предприятии, которое выпускает продукцию, рассчитанную на развивающиеся страны. Я понимал, что такое путешествие поможет мне найти клиентов. В итоге сам себя переубедил и написал Ване, что потенциально готов полететь, прислал копию своего паспорта.

Ты получил от женщины с ребенком пищевые продукты в цельной магазинной упаковке, а на следующий день — две бутылки сиропа от кашля. Никакого порошка из цветков кактуса Сан-Педро в посылке не оказалось. Разве это не странно, тебя это не смутило?

То, что смущало в процессе, меня не останавливало. Это ключевой момент. Я такой человек: если что-то взял на себя — доведу это до конца. Таких людей, как я, очень много, — которые пытаются кому-то что-то доказать: типа я мужик, слово держу. Это называется отсутствие импульс-контроля: согласиться на то, с чем на самом деле ты внутренне не согласен. Есть сомнения, но ты боишься о них говорить, потому что люди могут посчитать тебя ненадежным: мужик так не поступает. А в итоге своими импульсивными решениями роешь себе могилу. Нужно над этим работать: не бояться менять свое решение, действовать по интуиции. Мне интуиция говорила, что не нужно никуда лететь. Я ее не слушал.

Когда мы выкладывали материалы про тебя, проскальзывали комментарии такого рода: мол, сам виноват. Людям кажется, что мужчина с высшим образованием не мог повестись на такую авантюру — значит, что-то тут нечисто: знал, на что идет.

Да, я видел в комментариях к публикациям обо мне: «гореть в аду барыгам, сам […]» и так далее. Люди не понимают, что такое может и с ними произойти.

Барак одного из корпусов СИЗО, где был Юрий, рассчитан на 280 заключенных, однако людей там в десять раз больше: спать 1 приходится по очереди

Эксплуатация человека

Комментарий адвоката Александра Бойкова

— В России нет правоприменительной практики по статье 127.1 УК в части эксплуатации человека. По ней привлекают исключительно за организацию проституции. Но на самом деле эта статья может применяться гораздо шире. Она появилась в силу того, что Россия подписала протокол против торговли людьми, который включает в себя и использование людей обманом, вслепую — точно в таких же случаях, как с Кирдюшкиным. Взять для примера статью об экстремизме. Сейчас чуть ли не каждый следственный отдел считает своим долгом хотя бы раз в год кого-то по ней привлечь, потому что у всех есть определенная статистика: надо отрабатывать все преступления. А десять лет назад эта статья, так же как сейчас 127.1, не работала. Новая практика применения 127.1 за 16 лет существования статьи у нас так и не сложилась

Фотографии: из личного архива Юрия Кирдюшкина (2)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Вячеславу Фатину, президенту Союза реставраторов России 7 вопросов Вячеславу Фатину, президенту Союза реставраторов России

О помощи России в реставрации Нотр-Дам-де-Пари

Русский репортер
Полный пенсион: как петербурженка открыла сеть бесплатных кафе для пожилых людей Полный пенсион: как петербурженка открыла сеть бесплатных кафе для пожилых людей

Из проекта «Чешский домик» Александры Синяк выросла сеть благотворительных кафе

Forbes
От войны до войны От войны до войны

В каких условиях была выстроена советская медицина

Дилетант
Зачем женские бренды запускают мужские линейки одежды сегодня Зачем женские бренды запускают мужские линейки одежды сегодня

Нужно ли миру еще больше новой одежды?

GQ
Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба Ученый не от Бога. Как российский историк превратился в душегуба

Реконструировали события из жизни Сира, чтобы выяснить, что привело к трагедии

Русский репортер
Как бороться с эмоциональным выгоранием? Как бороться с эмоциональным выгоранием?

Каждый работяга жалуется на эмоциональное выгорание

GQ
Египет создал биржу с российским зерном Египет создал биржу с российским зерном

Важный шаг в переводе нашей внешней торговли на национальную валюту

Эксперт
Таблетка от одиночества: можно ли забыть о горе с помощью лекарств Таблетка от одиночества: можно ли забыть о горе с помощью лекарств

Исследовательница ищет лекарство, которое избавит людей от тяжести одиночества

Популярная механика
«Работа идет на уровне отдельных атомов» «Работа идет на уровне отдельных атомов»

Компьютеростроение на пороге новой эры

Огонёк
Вячеслав Муругов Вячеслав Муругов

Генеральный директор телеканала СТС о службе на границе и первой шутке для КВН

Robb Report
Мама и ребенок: чьи эмоции важнее? Мама и ребенок: чьи эмоции важнее?

Чьи эмоции стоит учитывать в первую очередь — наши собственные или наших детей

Psychologies
Фредди Крюгер и клоун из «Оно»: как выглядят актеры из ужастиков в жизни Фредди Крюгер и клоун из «Оно»: как выглядят актеры из ужастиков в жизни

Под маской кровожадных монстров обычно скрываются очень симпатичные люди

Cosmopolitan
Друга бросила девушка? 6 подсказок, как именно его поддержать Друга бросила девушка? 6 подсказок, как именно его поддержать

Пора помочь твоему другу вернуться в строй!

Playboy
Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог

С рождения нас преследуют навязанные нормы, с возрастом они становятся жестче

Cosmopolitan
Гусь хрустальный Гусь хрустальный

Куратор Нина Гомиашвили делится новогодними рецептами

Tatler
«Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни «Марафон продолжается»: почему после смерти рэпер Нипси Хассл начал зарабатывать больше, чем при жизни

Музыка и бизнес-проекты Нипси продолжают работать и после его смерти

Forbes
Групповые занятия в фитнес-клубе: основные виды тренировок Групповые занятия в фитнес-клубе: основные виды тренировок

Узнай, какими бывают групповые тренировки, и выбери то, что тебе по душе

Cosmopolitan
Мне нужны дети, а не квартира Мне нужны дети, а не квартира

Как формализм опеки порождает нечеловеческие страдания

Русский репортер
«Добрый поступок»: Фонд «ГАЛЧОНОК» «Добрый поступок»: Фонд «ГАЛЧОНОК»

Как добро стало частью повседневной жизни четырех женщин

Glamour
«Мне интересно со святыми» «Мне интересно со святыми»

Разговор с Леонидом Огородновым, автором методики «агиодрама»

Psychologies
«Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя «Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя

В каждом из нас живет мститель, который просыпается, когда нас обижают

Psychologies
Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям» Лариса Лужина: «Обращусь я к друзьям»

Лариса Лужина отпраздновала юбилей в Доме кино

Караван историй
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

НАТО на грани нервного срыва

Огонёк
Как я перенесла инсульт в 24 года: откровенный рассказ от первого лица Как я перенесла инсульт в 24 года: откровенный рассказ от первого лица

Всё чаще нарушение мозгового кровообращения происходит до 50 лет

Cosmopolitan
Мартин Скорсезе Мартин Скорсезе

Правила жизни Мартина Скорсезе

Esquire
Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога» Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога»

Владимир Ташлыков о секретах съемок и неожиданных подарках поклонниц

StarHit
Колеса, ноги, крючки и лапы: как и на чем соревнуются на льду Байкала Колеса, ноги, крючки и лапы: как и на чем соревнуются на льду Байкала

Зимой лед Байкала становится местом для проведения спортивных мероприятий

Популярная механика
Интервью: художник Рагнар Кьяртанссон — о Михаиле Шуфутинском, Антоне Чехове и о том, почему Россия похожа на мемуары Казановы Интервью: художник Рагнар Кьяртанссон — о Михаиле Шуфутинском, Антоне Чехове и о том, почему Россия похожа на мемуары Казановы

Рагнар рассказывает, чем Исландия отличается от России

Esquire
Альбина Мотор Альбина Мотор

Кто создал «Музей борщевика» и помог уличным художникам попасть на сцену БДТ?

Собака.ru
Компания, которая увела россиян с барахолок: как сеть Familia пережила кризисы и стала стоить под $1 млрд Компания, которая увела россиян с барахолок: как сеть Familia пережила кризисы и стала стоить под $1 млрд

Familia — крупнейшая в России компания в сегменте off-price

Forbes
Открыть в приложении