Проповедник
«Отец массового туризма» Томас Кук всего лишь хотел, чтобы как можно больше соотечественников бросили пить. А в итоге бывший баптистский проповедник, оказавшийся гениальным менеджером, встал у истоков новой мировой индустрии
Есть
За границей
Контора
Кука.
Если
Вас
Одолеет
Скука
И вы захотите
Увидеть мир —
Остров Таити,
Париж и Памир, —
Кук
Для вас
В одну минуту
На корабле
Приготовит каюту,
Или прикажет
Подать самолет,
Или верблюда
За вами
Пришлет,
Даст вам
Комнату
В лучшем отеле,
Теплую ванну
И завтрак в постели.
Горы и недра,
Север и юг,
Пальмы и кедры
Покажет вам Кук.
С. Маршак. Мистер Твистер
Томас Кук ускорил шаг. В спину ему неслись площадные ругательства. Преследователь нагнулся, вытащил из лежавшей на обочине груды лошадиных костей экземпляр потяжелее и метнул молодому человеку в голову. Удар пришелся в шею. Томас упал. Торопливо поднялся, развернулся к нападавшему и пошел на него. Подействовало: обидчик бросился наутек.
Активисту местного Общества трезвости к подобным коллизиям было не привыкать. На улицах городка Маркет-Харборо, графство Лестершир, где Томас поселился с семьей, подвыпившие хулиганы не раз угрожали ему, а порой даже наведывались к дому и швыряли в окна осколки кирпичей. В 1830-е годы по всей Британии развернулась общественная кампания по борьбе с пьянством. Активисты ездили по городам с лекциями о вреде алкоголя, раздражая тех, кто пил не от хорошей жизни. Вечер в кабаке за кружкой сидра или джина для многих рабочих стал привычным видом досуга, а также способом забыть о фабричной рутине и вечной бедности. В рядах представителей среднего класса немало было тех, кто злоупотреблял спиртным в качестве социальных напитков. Томас Кук, в прошлом баптистский проповедник, намеревался если не искоренить это зло, то хотя бы отвратить от него как можно больше людей.
Лестершир: есть идея
Июньским днем 1841 года Кук шел пешком 15 миль до Лестера, где должен был состояться съезд Общества трезвости. Мерно постукивая посохом в такт шагам, активист, по обыкновению, размышлял, как бы привлечь в ряды убежденных трезвенников побольше народу. Нужно расширять людям кругозор, но не все хотят учиться. В своей небольшой типографии Томас печатал брошюры о пользе трезвости и распространял их в городе; сотрудничал с вечерней школой для рабочих; устраивал лекции и пикники, но этого казалось мало. Чтобы вытащить людей из пабов, надо дать им настоящий праздник без алкоголя, рассуждал он. Нужно нечто запоминающееся, способное привлечь всеобщее внимание. И тут Кука осенило: а что если приурочить к съезду Общества трезвости массовую экскурсию на… поезде? Добравшись до Лестера, он поделился этой идеей с собравшимися, и другие активисты ее одобрили.
Кук родился в первое десятилетие XIX века, когда инженер Ричард Тревитик построил и испытал свое изобретение — рельсовый паровоз. В 1825 году начали ходить поезда по первой в Британии и в мире железной дороге общественного пользования для парового транспорта — сорокакилометровому пути между Дарлингтоном и Стоктоном. В 1841-м сеть железных дорог в стране протянулась в общей сложности на 2857 километров, однако многие люди все еще воспринимали поезда как невероятное техническое новшество (так, королева Виктория изумлялась впервые в жизни увиденному паровозу в год восшествия на престол, в 1837-м). Некоторые относились к ним с опаской: например, бытовало поверье, что езда по железной дороге вызывает приступы безумия, так как перемещение на большой скорости вредно для мозга. Другие — с интересом. Для жаждущих новых впечатлений британцев железнодорожные компании и другие организации начали устраивать «демонстрационные экскурсии»: в назначенный день сотни пассажиров отправлялись из одного города в другой и обратно, иногда — по случаю определенного события. Например, в 1840 году больше тысячи зевак прибыли на экскурсионных поездах из Уэйдбриджа в Бодмин, чтобы посмотреть на казнь знаменитых убийц. Эту идею и взял на вооружение Томас Кук, приурочив увеселительное путешествие из Лестера к ежеквартальному съезду Общества трезвости в Лафборо.
Руководство компании «Железные дороги центральных графств», заинтересованное в рекламе путешествий на поездах, охотно предоставило транспорт. Кук напечатал афиши и объявления. Записаться мог любой желающий. Билеты туда-обратно продавались со скидкой и стоили один шиллинг для взрослых, для детей — полцены (притом что средняя недельная зарплата работника хлопковой фабрики составляла 10 шиллингов 6 пенсов, по данным историка Сьюзан Мейджор). Кук тщательно продумал каждый этап путешествия, а не только отправку группы и ее возвращение, как тогда обычно делали организаторы экскурсий на поездах.