Вон из класса
Устали от карантинной неразберихи? Не понимаете, как будет работать школа этой осенью? Возможно, аутскулинг, или внешкольное обучение, — ваш вариант.
Она любила шить костюмы и заниматься ремеслами, а когда подросла, устанавливала камеру на заднем дворе и снималась в собственных мини-фильмах», — гласит первая полная биография Билли Айлиш. И ни слова о школе. Родители певицы хотели предоставить детям максимальную свободу и учили их на дому. Что не помешало Билли сдать выпускные экзамены.
Сегодня опыт Билли и ее брата Финнеаса, тоже музыканта, получил официальное название — аутскулинг. И с каждым годом этими тропами, в обход традиционной школьной системы образования, идут тысячи детей. В школе они сдают только аттестацию (раз в месяц, три месяца или раз в год — все обсуждаемо), а основное обучение проходят дома — самостоятельно, с помощью дистанционной школы, или с репетиторами, в том графике и с той нагрузкой, какую определят родители. «Есть дети, которые вне школы расцветают. Видимо, их не отвлекает шумный класс или какие‑то конфликты. А есть дети, которым, наоборот, важен телесный контакт, взгляд глаза в глаза. Все очень индивидуально, — говорит Марина Рагозина, соавтор проекта-агрегатора «Просто учиться», который собирает питерские школы, предлагающие альтернативное образование, от семейных клубов и организаций допобразования (без лицензии) до частных лицензированных школ. — Если мы говорим о семейной форме обучения, то ответственность за образовательный процесс берет на себя семья. А дистанционное обучение — это очно-заочный либо заочный формат, который вам предлагает частная школа. При этом если вы работаете со школой, то аттестацию проводит она сама. Если ребенок учится дома или в семейном клубе, то родителям нужно найти, где проходить аттестацию».
Уроки карантина
Год назад, по данным Центра исследований современного детства ВШЭ, детей, которые учатся вне школы, было 26 тысяч, причем их количество удвоилось за предыдущие несколько лет. «После весеннего форс-мажора многие частные школы также начинают анонсировать онлайн-поддержку школьников — как отдельное предложение, — говорит Марина Рагозина. — И похоже, в ближайший учебный год количество детей-хоумскулеров заметно увеличится, карантин заставил всех родителей погрузиться в школьные проблемы, и все больше семей готовы попробовать новый формат».
До коронавируса основными причинами перехода на учебу вне школы, по мнению Марианны Алборовой, преподавателя истории и доцента кафедры юриспруденции Университета Правительства Москвы, были, «во‑первых, ухудшение качества образования в школе после проведения оптимизации и объединения лучших лицеев со слабыми школами. Во‑вторых, численная перегрузка: учитель физически не успевает проанализировать знания всех 25–30 человек в классе. В‑третьих, постоянное повышение требований, бесконечные проверки знаний и тестирования, которые приводят к перегрузкам и ухудшению здоровья детей. Для сравнения: большинство детей на семейном обучении (46 %) тратят на занятия от двух до четырех часов в день, а примерно треть — и того меньше. И еще один аргумент — отсутствие дома буллинга и других форм ущемления личности».