Просто Мария
Стиль Марии-Антуанетты, последней королевы Франции и первой в истории it girl, царит на подиумах. Ольга Михайловская — о роли ее личности в истории моды.
В мировую историю она вошла как фигура трагическая, а в историю моды — как первая икона стиля. Высокие прически, репсовые ленты, шнурованные корсеты, пышные рукава, глубокие декольте, оборки и банты, переливающийся атлас и тончайшее кружево, нежные оттенки розового и голубого в женственных коллекциях Valentino, Rochas, Fendi и Gucci вполне в порядке вещей, а вот у Рианны для спортивной марки Puma — скорее сенсация. Все это — хорошо узнаваемые приметы вернувшегося в моду стиля Марии-Антуанетты, королевы Франции, чья жизнь закончилась на гильотине.
Интересно, что стиль этот, который нам сейчас кажется торжественным и роскошным, был по сути модной забавой девочки-подростка. Сегодня, глядя на парадные портреты королевы Франции Марии-Антуанетты, красивой женщины с пудренными кудрями, начесанными в высокую прическу, статной красавицы с серьезным задумчивым взглядом, невозможно представить, что ее, принцессу австрийскую, выдали замуж за наследника французского престола, будущего Людовика XVI, пятнадцатилетней девочкой, что королевой она стала в девятнадцать, а в тридцать восемь уже погибла от рук революционеров. Но за эти двадцать лет она прожила увлекательную жизнь, оставив после себя неизгладимый и очень красивый след.
При помпезном и чопорном дворе французского короля Мария-Антуанетта казалась чудачкой. Слишком живая, слишком веселая, слишком настоящая. Она бесконечно устраивала праздники и маскарады, спектакли и музыкальные вечера. Несложно представить, что она чувствовала себя неуютно в рамках неоправданно жесткого этикета, в окружении напыщенной свиты. Все эти занятия явно отвлекали ее от не слишком счастливого брака, и не последнюю роль в ее повседневных занятиях играла мода.
Портниха, ставшая подружкой, Роза Бертен, вошла в историю моды как первый кутюрье. Известно, что именно она придумывала вместе со своей высокопоставленной клиенткой ее непривычно новые для консервативного французского двора наряды. Она стала первым в истории селебрити-дизайнером, создав себе имя и капитал именно на успешном сотрудничестве с королевой-модницей.