Отрывок из книги «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа»

ForbesКультура

Вернуть награбленное: почему Эрмитаж не отдает сокровища музеям Германии

В издательстве «Слово» выходит книга «Культура как скандал. Из истории Эрмитажа», написанная британской журналисткой Джеральдин Норман и директором музея Михаилом Пиотровским. 300 лет истории Эрмитажа рассказаны как хроника скандалов вокруг музея. С разрешения издательства Forbes Life публикует фрагмент главы про реституцию

Редакция Forbes Life

Эрмитаж (Фото DR)

Дж.Н. Когда в 2014 году Эрмитаж отмечал свое 250-летие, необычный жест дружбы со стороны Британского музея обернулся международным скандалом. Нил Макгрегор, в то время директор Британского музея, решил, что столь грандиозное событие требует чего-то исключительного. И отправил мраморную статую речного бога Илисоса в Санкт-Петербург для временной экспозиции в течение двух месяцев.

Обложка книги
«Культура
как скандал.
Из истории
Эрмитажа»

Родом с фриза Парфенона в Афинах, датируемая V веком до нашей эры, статуя была вывезена вместе с другими мраморными скульптурами британским послом в Османской империи лордом Элгином, в 1801–1812 годах. В 1816 году Элгин продал свою коллекцию Британскому правительству за 35 тысяч фунтов стерлингов, что было значительно меньше той суммы, которую он заплатил за приобретение реликвий, и правительство подарило скульптуры Британскому музею. С тех самых пор Греция призывает вернуть Афинам мрамор Элгина. Временное предоставление статуи Эрмитажу стало первым за два столетия случаем, когда какой-либо из мраморных предметов покидал стены музея.

Лорд Элгин, шотландский дворянин, солдат и дипломат, служил послом в Константинополе, когда Греция еще входила в состав Османской империи. Он утверждал, что имеет фирман, или письменное разрешение, от османского правительства на вывоз скульптур из Акрополя, древней афинской цитадели. Фирман неоднократно искали, но так и не нашли. Действия Элгина вызвали немалый гнев, и призывы к реституции звучат уже более двух столетий. Британский поэт лорд Байрон возмутился одним из первых. Назвав лорда Элгина вандалом, он восклицал в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда», опубликованной в 1812 году:

Глух тот, кто прах священный не почтит

Слезами горя, словно прах любимой.

Слеп тот, кто меж обломков не грустит

О красоте, увы, невозвратимой!

О, если б гордо возгласить могли мы,

Что бережет святыни Альбион,

Что алтари его рукой хранимы.

Нет, все поправ, увозит силой он

Богов и зябких нимф под зимний небосклон.

(Перевод В. Левика)

Полулежащая, обезглавленная мраморная фигура Илисоса отбыла в Санкт-Петербург. Открытие выставки было встречено протестами. Премьер-министр Греции Антонис Самарас отреагировал с яростью, назвав это «оскорблением греческого народа».

Нил Макгрегор объяснил свой жест — потребовавший разрешения Совета попечителей и британского правительства, — как признание особых отношений между двумя музеями. Британский музей был основан на пять лет раньше Эрмитажа, так что «мы почти близнецы, — заявил он. — Это первые великие музеи эпохи европейского Просвещения».

Вторая мировая война

У Эрмитажа нет претензий в смысле реституций, уходящих в такие далекие времена, как мраморы Элгина, но приходится сталкиваться с множеством проблем более позднего периода. Основные из них проистекают из событий революции и Второй мировой войны. Произведения искусства, вывезенные Советской армией из Германии в 1945 году, — история, которой тоже не видно ни конца ни края.

В последние месяцы войны и первые годы мира Советская армия вывезла из Германии около двух миллионов произведений искусства. Трофейная комиссия, созданная советским правительством для сбора репараций с Германии, начала работу на оккупированной территории сразу после окончания войны. Первоочередной целью был вывоз промышленных объектов и стратегических материалов в Советский Союз. Но художественные ценности также входили в сферу интересов комиссии: их рассматривали в качестве компенсации за дворцы и памятники, разрушенные немецкой армией. Комитет по делам искусств советского правительства выделил для выполнения этой задачи специальные бригады, в состав которых входили искусствоведы, художники, реставраторы и другие специалисты, временно получившие звания майоров или полковников. Конфискованные ими произведения искусства вызывают горячие споры в течение последних 70 лет.

М.П. Реституция — весьма болезненный вопрос, и к нему нужно относиться с особой щепетильностью. В первые постсоветские годы, когда начались жаркие дискуссии по поводу «трофейного искусства», я предупреждал, что мы открываем ящик Пандоры, если высокомерно полагаем, что сможем найти решение, которое всех устроит. Именно так и произошло. Из примитивной постановки вопроса о том, что «Россия грабит Германию», потянулись другие истории, но уже не о немецких музейных коллекциях, а о произведениях искусства, принадлежавших евреям, жертвам холокоста. Такие работы были обнаружены в музеях Франции, Австрии и даже самой Германии. В частных коллекциях всплыли предметы из немецких музеев. Началась череда судебных дел, скандалов и конференций. Последовали иски о реституции против музеев Европы и Америки с требованием возврата произведений искусства, вывезенных из Египта, Турции и многих африканских стран.

Президент Франции Макрон сам поднял вопрос по поводу морального статуса Музея на набережной Бранли в Париже, открытого его предшественником, Жаком Шираком, где выставлено искусство Африки, Азии, Океании и обеих Америк. Вопрос о культурных ценностях, «перемещенных» в ходе Второй мировой войны, уже не казался самым животрепещущим и неразрешимым в этом море других проблем. Эрмитаж начал медленно, и не без сопротивления, искать решение, которое было бы справедливым и в то же время законным. Это оказалось совсем не просто. Подавляющее большинство произведений искусства, вывезенных из Германии после войны, — тысячи экспонатов — были возвращены еще в 1958 году, после образования Германской Демократической Республики, по просьбе нового правительства.

Все это оформили как акт дружбы между двумя правительствами и прославляли как спасение художественных ценностей от ужасов войны. Благородство смешалось с политикой, но в результате удалось восстановить музейную структуру Восточной Германии — прежде всего Музейный остров в Берлине. В Германии это помнят и не раз там организовывали мемориальные мероприятия и выставки. Но в специальных хранилищах советских музеев все еще оставалось немало экспонатов, вывезенных из музеев Западного Берлина и частных коллекций, что послужило поводом для дальнейших скандалов и переговоров.

Беда в том, что и менталитет, и обстоятельства могут меняться со временем. Сразу после победы в войне и в свете всех тех ужасов, что фашисты творили в нашей стране, изъятие части их культурного наследия казалось не менее справедливым, чем казнь нацистских преступников и другие решения Нюрнбергского трибунала. Все забыли про Гаагскую конвенцию о законах и обычаях сухопутной войны — Германия ее попросту не соблюдала. Нацистское ограбление музеев Европы, включая Россию, блестяще описано в книге Линн Николас «Похищение Европы», опубликованной в 1994 году. Но влияние этой книги и фильма «Охотники за сокровищами», снятого по ее мотивам, быстро сменилось кампанией по демонизации вывоза Россией произведений искусства из Германии. Кампания развернулась как на официальном, так и на неофициальном уровнях.

Спрятанные сокровища

Дж.Н. В 1991 году два российских искусствоведа, Константин Акинша и Григорий Козлов, опубликовали в американском журнале «Art News» статью под названием «Военные трофеи Советского Союза: спрятанные художественные сокровища». Не имея возможности опубликовать свои материалы в России, оба переехали в Германию, где их поощряли к продолжению этой работы. «Тысячи произведений искусства, вывезенных советскими войсками из Германии после Второй мировой войны, вот уже почти 50 лет находятся в специальных музейных хранилищах в Советском Союзе, — утверждали авторы. — Конфискованные в русской зоне оккупации организованными бригадами, созданными для сбора трофеев у побежденного врага, или награбленные советскими солдатами, эти ценности, как полагали, были уничтожены в результате союзнических бомбардировок. О существовании и масштабах секретных хранилищ известно очень узкому кругу лиц».

Историю подхватили газеты по всему миру, а книга этих авторов о «трофейном искусстве», опубликованная в 1995 году сразу в нескольких странах, стала источником многих последующих скандалов.

М.П. Поначалу существование экспонатов, оставшихся в России, не было секретом, а если и секретом, то открытым. Западные коллеги говорили мне, что им было известно от русских друзей, что, например, «Площадь Согласия» Дега находится на хранении в Эрмитаже, но они не спешили предавать информацию огласке, понимая, что это может навредить их друзьям в Советском Союзе. У музейного сообщества свои этические принципы. Когда в стране началась перестройка, эти секреты Полишинеля постепенно просачивались наружу и воспринимались как великие тайны, наконец-то разглашенные.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Группа итальянцев выкупила «призрачную» деревню и оставила ее разрушаться! Чтобы место не захватили застройщики Группа итальянцев выкупила «призрачную» деревню и оставила ее разрушаться! Чтобы место не захватили застройщики

В Италии осталось множество «деревень-призраков». Как вернуть в них былую жизнь?

ТехИнсайдер
«Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина «Не можешь купить бриллианты, стекло не надевай», — говорила Людмила Зыкина

Бедная деревенская девочка может достигнуть всего!

Коллекция. Караван историй
И вашим и нашим: нужны ли квоты на экспорт удобрений И вашим и нашим: нужны ли квоты на экспорт удобрений

Остается ли актуальным механизм квотирования

Forbes
8 самых креативных глэмпингов в России 8 самых креативных глэмпингов в России

Где искать самые креативные и вдохновляющие варианты глэмпинга по всей стране

Psychologies
100-летние сестры рассказали, как поддерживать остроту ума в глубокой старости. Стоит узнать! 100-летние сестры рассказали, как поддерживать остроту ума в глубокой старости. Стоит узнать!

Ширли Ходс и Рут Свидлер — о правильном и здоровом старении

ТехИнсайдер
ИИ как платформа: какие перспективы уже показала технология машинного обучения ИИ как платформа: какие перспективы уже показала технология машинного обучения

Почему машинное обучение взбудоражило мировую общественность?

Forbes
«Сумерки», только лучше? Что мы знаем о новом сериале по вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», только лучше? Что мы знаем о новом сериале по вампирской саге Стефани Майер

Неужели мы снова увидим красивую историю любви Эдварда и Беллы?

VOICE
10 культовых спорткаров из 60-х, которые стыдно не знать в лицо 10 культовых спорткаров из 60-х, которые стыдно не знать в лицо

Шестидесятые годы XX века можно назвать золотой эпохой автомобилестроения

Maxim
12 блокбастеров, где тайно или явно замешаны библейские мотивы 12 блокбастеров, где тайно или явно замешаны библейские мотивы

12 христианских фильмов не таких, как все

Maxim
Глухота как бесстрашие Глухота как бесстрашие

Что такое абсурд по Дэвиду Линчу

Weekend
Связи не спасли: куда пропали самые «блатные» звезды российского шоу-бизнеса, которых раскручивали родители Связи не спасли: куда пропали самые «блатные» звезды российского шоу-бизнеса, которых раскручивали родители

Знаменитые "золотые" подростки, которые пропали с экранов

VOICE
Физический труд и духовный отдых: 4 российских обители, которые принимают паломников Физический труд и духовный отдых: 4 российских обители, которые принимают паломников

Рассказываем, в каких монастырях можно с пользой провести несколько дней

Вокруг света
Как основавший гиганта доставки Lalamove бывший игрок в покер стал миллиардером Как основавший гиганта доставки Lalamove бывший игрок в покер стал миллиардером

Как Чоу Шин Юк создал гигантскую логистическую компанию Lalamove

Forbes
5 причин посмотреть «Воспоминания об убийстве» — культовый южнокорейский триллер о серийном убийце из Хвасона 5 причин посмотреть «Воспоминания об убийстве» — культовый южнокорейский триллер о серийном убийце из Хвасона

Почему «Воспоминания об убийстве» нельзя пропустить

Правила жизни
Как работает каршеринг: эксперты перечислили главные риски Как работает каршеринг: эксперты перечислили главные риски

Что важно знать каршеринг?

РБК
Эффект плато Эффект плато

6 причин, из-за которых вес стоит на месте, и как это исправить

Лиза
Готовимся к лету: как почистить кондиционер своими силами Готовимся к лету: как почистить кондиционер своими силами

Пошаговая инструкция, как почистить кондиционер, — будет работать как новый!

ТехИнсайдер
Страшное сияние совершенного разума: почему мы боимся искусственного интеллекта и как преодолеть страх? Страшное сияние совершенного разума: почему мы боимся искусственного интеллекта и как преодолеть страх?

Откуда взялся страх перед искусственным интеллектом и насколько он опасен?

Правила жизни
Сокровища тропического леса Сокровища тропического леса

Античность и раннее христианство тянулись к деревьям. Средневековье их отторгало

Вокруг света
«Власть становится прочной, но хрупкой»: интервью социолога Дмитрия Рогозина «Власть становится прочной, но хрупкой»: интервью социолога Дмитрия Рогозина

Ограничение свободы слова и криминализация инакомыслия — это удар по власти

Forbes
«Не вор, а шоплифтер»: почему люди крадут вещи в магазинах и не стыдятся этого «Не вор, а шоплифтер»: почему люди крадут вещи в магазинах и не стыдятся этого

У шоплифтеров, как правило, есть своя философия. В чем она заключается?

Psychologies
Россиянка Виктория Насырова проведет 21 год в тюрьме США. Вас поразит ее преступление! Россиянка Виктория Насырова проведет 21 год в тюрьме США. Вас поразит ее преступление!

Покушение, международный розыск и ядовитые вещества

ТехИнсайдер
Рома Декабрев: «Гнездо синицы». Часть одной игры Рома Декабрев: «Гнездо синицы». Часть одной игры

Отрывок из романа-иллюзии «Гнездо синицы»

СНОБ
«Карело-финские мифы» «Карело-финские мифы»

От «Калевалы» и птицы-демиурга до чуди и саамов

N+1
Посевная в штатном режиме Посевная в штатном режиме

Сельхозпроизводители продолжают сеять, однако работать им все сложнее

Агроинвестор
«Я хочу того, на что есть право у каждого человека»: каково это — быть аутистом «Я хочу того, на что есть право у каждого человека»: каково это — быть аутистом

Отрывок из книги «Искатели закономерностей» об аутизме

Psychologies
«Манипуляции с кончиком носа»: преображения Ларисы Долиной оценил пластический хирург «Манипуляции с кончиком носа»: преображения Ларисы Долиной оценил пластический хирург

Эксперт прокомментировал преображение Ларисы Долиной

VOICE
До «Назад в будущее» и болезни Паркинсона: как выглядел Майкл Джей Фокс в лучшие годы До «Назад в будущее» и болезни Паркинсона: как выглядел Майкл Джей Фокс в лучшие годы

Какая роль принесла Майклу Джею Фоксу популярность?

VOICE
На все лапы мастер. Как устроено обучение собак-проводников На все лапы мастер. Как устроено обучение собак-проводников

Как происходит подготовка поводырей, которые помогают незрячим и слабовидящим

СНОБ
Кризисный лидер: почему бизнес привлекает «темную триаду» Кризисный лидер: почему бизнес привлекает «темную триаду»

Почему именно нарциссы и макиавеллисты встречаются на лидерских позициях?

Forbes
Открыть в приложении