По техническим причинам: почему продажи электроники перетекают в маркетплейсы
Четверть всей электроники и бытовой техники в прошлом году россияне купили на маркетплейсах, оценивают в «F+ tech-Марвел». Несмотря на падающий рынок, по данным компании, продажи основных категорий электроники и техники через этот канал растут, тогда как в сетях федеральных ретейлеров — нет. Эксперты считают, что в условиях параллельного импорта и нестабильных поставок товаров наполнять полки магазинов стало труднее. Представители ретейлеров, впрочем, указывают, что товары среднего и дорогого сегмента россияне все равно предпочитают покупать в магазинах.
Парадигма меняется
Оборот российских маркетплейсов в категории «Бытовая техника и электроника» (БТиЭ) вырос в 2022 году на 52% в денежном выражении и на 49% в штучном, тогда как продажи в розничных сетях упали на 6% и 11% соответственно, оценили для Forbes в ГК «F+ tech-Марвел». Рост в маркетплейсах происходит на фоне падения общих продаж: если в 2021 году объем рынка БТиЭ составил 2,4 трлн рублей, то по итогам прошлого года он просел на 8,3%, до 2,2 трлн рублей. В денежном выражении продажи через маркетплейсы в 2022 году заняли 16,3% рынка, а в натуральном — 24,9%.
Так, товары одной из крупнейших категорий техники — телевизоры — на маркетплейсах продавались в прошлом году на 8% больше, чем годом ранее, а в федеральной рознице (включая онлайн-продажи) — на 4% меньше. Оборот стиральных машин на маркетплейсах за прошлый год вырос на 20%, а в рознице — только на 3%. Увеличились через маркетплейсы и продажи холодильников на 14%, тогда как в сетях федеральных ретейлеров они снизились на 2%. Схожая динамика оказалась по продажам кухонных плит: на маркетплейсах они выросли на 17%, а в федеральных сетях просели на 3%. Пылесосы на маркетплейсах в прошлом году продавались на 11% лучше, а в традиционной рознице — на 10% хуже. Лучше всего на маркетплейсах чувствовали себя продажи компьютеров — в 2022 году они выросли на 23%, тогда как в рознице снизились на 1%.
Меняется потребительская модель, замечают в «F+ tech-Марвел»: россияне перестали бояться покупать онлайн дорогие товары, даже бытовую технику. Примечательно, что для потребителей одним из важнейших критериев выбора при крупной покупке остается возможность потрогать товар: по статистике компании, этот критерий важен для 20% покупателей.
Бытовая техника и электроника — не единственная растущая категория в маркетплейсах. За минувший год доля последних в структуре рынка онлайн-ретейла поднялась с трети до почти половины общего объема продаж, а по количеству заказов возросла с 62 до 71%, оценивает Data Insight (отчет «Онлайн-продажи 2023: тренды и драйверы» есть у Forbes). Весь рынок e-commerce в 2022 году там оценивают в 5,7 трлн рублей (рост на 38%). Эксперты агентства также указывают в числе ключевых трендов рынка онлайн-ретейла ускорение перетока продаж на этот канал из других онлайн-магазинов и взрывной рост вложений в продвижение здесь.