«Почте» обрисовали сроки
«Почту России» заподозрили в выводе пенсионных денег и пособий на сторонние счета, что могло приводить к опозданиям с выплатами. Госкомпанию также упрекнули в высоких тратах на пиар и спонсорство на фоне резкого роста долгов

Государственный почтовый оператор АО «Почта России» мог размещать целевые средства, предназначенные для выплат пенсий и пособий, на банковских счетах с целью получения дохода. Помимо того вместо концентрации ресурсов на развитии собственной инфраструктуры «Почта» потратила более 1,5 млрд руб. на спонсорскую и благотворительную помощь спортивным и иным организациям, а также свыше 600 млн руб. на пиар-поддержку АО в медиа и соцсетях. Такие выводы сделала Счетная палата (СП) в результате аудита эффективности работы АО «Почта России» в 2020–2024 гг. и истекшем периоде 2025 г.
Итоги аудита рассматривались 29 мая на расширенном совместном заседании комитетов Госдумы по защите конкуренции и по контролю. Ряд ранее не публиковавшихся тезисов из отчета аудиторов, а также рекомендации по исправлению экономического положения «Почты России» приводятся в письме, направленном 18 июля председателем комитета по защите конкуренции Валерием Гартунгом («Справедливая Россия») председателю комитета по контролю Олегу Морозову («Единая Россия»), а также в Минцифры, Минтруд, Минфин, «Пoчту России». С письмом Гартунга ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердил собеседник в одном из комитетов.
Почему пенсии опаздывали
Социальный фонд России (СФР) в ходе проверки выявил у «Почты России» 136 нарушений сроков доставки пенсий на 1–20 дней в 2020– 2024 гг., говорится в письме. В нем также указано, что несоблюдение сроков СП связывает с «возможностью извлечения АО «Почта России» дохода от возмездного размещения целевых средств, предназначенных для выплат пенсий и пособий, на банковских счетах». С учетом нарушения сроков выплат палата рекомендовала правительству ввести механизм компенсации за несвоевременную доставку пенсий и пособий.
Согласно информации, предоставленной АО «Почта России», процент доставки пенсий составляет порядка 98,6%, что «достигается за счет контроля показателя доставки, а также неоднократных попыток вручения пенсий», говорится в письме Гартунга. Глава комитета по защите конкуренции также указывает, что, по данным АО, указанные в отчете СП повышенные остатки денежных средств по состоянию на 31 декабря были обусловлены «необходимостью обеспечения выплат пенсий в период с 3 по 9 января в условиях длительных новогодних праздников и приостановки работы в указанные даты территориальных отделений СФР, кредитных организаций, а также структур Центрального банка».
Сам же комитет по защите конкуренции находит заслуживающими внимания аргументы «Почты» по всесторонней проработке механизма денежной компенсации за несвоевременную выплату пенсий и социальных выплат, в том числе с учетом человеческого фактора, связанного с отсутствием получателя по адресу доставки, особенностей организации выплат в условиях чрезвычайных ситуаций, региональной специфики, обусловленной природными факторами, и иных возможных рисков, указано в письме. Также комитет настаивает на том, что «Почта» не должна иметь монопольного права на доставку пенсий и соцпособий.