Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино
После просмотра “На последнем дыхании” директор французской синематеки Анри Ланглуа написал: «Отныне существует кино "до" и "после Годара"». В годовщину смерти режиссера рассказываем, как Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Разрушение четвертой стены
Идет третья минута дебютного полнометражного фильма Годара “На последнем дыхании”. Герой Бельмондо поворачивается к камере и произносит: «Если вы не любите море, если вы не любите горы, если вы не любите город, катитесь к черту!»

Так режиссер перевернул мир кино с ног на голову и сломал четвертую стену между Мишелем Пуакаром и зрителями, элегантно послав последних к чертям. Далее Годар еще не раз использовал этот прием, подчеркивая условность всего происходящего на экране: например, в фильме “Женщина есть женщина” героиня Анны Карина показательно раскланивается перед зрителями, а персонажи картины “Уик-энд” на вопрос, живые они или из фильма, честно отвечают: “Из фильма!”

Режиссеры “оттепели” при создании своих картин, безусловно, опирались на опыт “Новой волны”. Самый известный пример разрушения четвертой стены из советского кино — мальчик с сачком в фильме Элема Климова “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён”.
Цитаты и оммажи
Годар начинал свой путь в кино как критик в журнале «Кайе́ дю синема́» (Cahiers du Cinéma), поэтому обладал достаточной насмотренностью, чтобы использовать в своих произведениях отсылки к творчеству великих предшественников. В упомянутом выше «На последнем дыхании» герой Бельмондо пародировал манеру Хамфри Богарта из классических голливудских нуаров, а Патриция, смотрящая на Мишеля через свернутую газету, цитировала сцену из фильма “Сорок ружей” Сэмюэля Фуллера. Последние картины Годара и вовсе представляют из себя переработанные в масштабные киноэссе фрагменты чужих и собственных кинолент. Главный голливудский синефил Квентин Тарантино настолько был восхищен Годаром, что назвал свою киностудию “A Band Apart” в честь его известной картины “ Банда аутсайдеров” (фр. Bande à part). Фильмы Тарантино, кстати, буквально нашпигованы всевозможными отсылками к режиссерам Новой волны и другим киношедеврам.