Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

ТехИнсайдерHi-Tech

Лунные костюмы

Текст: Михаил Котов

XEMU. Последний прототип лунного скафандра NASA включает элементы защиты от попадания пыли, микрометеоритов, радиации и рассчитан на перепады температуры от –120 до +120 °C.

Новые времена требуют новых решений. Американская программа Artemis все ближе к своей главной цели – высадке астронавтов на Луну. А значит, людям потребуется удобный скафандр, который позволит находиться в безвоздушном пространстве. Компания Axiom Space представила свою версию такого костюма – правда, почему-то в черно-оранжевой гамме. Зачем потребовалось перекрашивать скафандр и что нового предложили конструкторы?

Когда-то, выходя на поверхность Луны, американские астронавты надевали скафандры A7L. Впрочем, только Луной их использование не ограничивалось. В течение всего срока эксплуатации трехместных кораблей Apollo A7L применялись и для обычных работ в открытом космосе. Гораздо эффективнее и удобнее была бы связка из легкого аварийно-спасательного скафандра (например, аналогичного советскому «Соколу») и отдельного для выходов за пределы корабля (такого как советский же «Орлан»). Увы, для подобного варианта на Apollo просто не хватило бы свободного места, поэтому A7L пришлось делать с упором на универсальность.

A7L. Полноценный скафандр для выхода на поверхность Луны включал внутренний гермокостюм и внешнюю многослойную оболочку, которая давала защиту и несла все нужные системы жизнеобеспечения.

Лунный скафандр разрабатывался совместными усилиями компании ILC Dover, которая отвечала за оболочки, и Hamilton Standard, которая создавала систему жизнеобеспечения. Оболочек у A7L было две: внешняя и внутренняя. Внутренний гермокостюм (Torso Limb Suit Assembly, TSLA) включал системы воздушного и жидкостного охлаждения. Все члены экипажа носили его постоянно в качестве аварийно-спасательного скафандра. Уже одна эта часть получалась довольно тяжелой и весила (на Земле) 28,1 кг – почти втрое больше «Сокола», который к тому же имел специальные перчатки и сапожки.

Первый лунный

Внешняя теплоизоляционная и противометеорная оболочка A7L надевалась исключительно для работ за бортом, в том числе и при выходах на лунную поверхность. Она содержала до 13 слоев, включая самый нижний, нейлоновый с неопреновым покрытием, пять слоев алюминированного майлара, для устойчивости переложенных полиэтилентерефталатом, и два слоя алюминированной полиамидной (каптоновой) пленки: один покрытый бета-маркизетом и еще один с тефлоном – для защиты от огня. В сумме эта оболочка весила почти 35 кг, а если добавить внутреннюю плюс полностью заправленную систему жизнеобеспечения, скафандр тянул уже на 91 кг – немалая нагрузка, которая сильно сокращает возможности для работы.

Конечно, на Луне A7L весил примерно вшестеро меньше, а в открытом космосе и вовсе почти ничего. Однако второй закон Ньютона («сила действия равна силе противодействия») никто не отменял, и, чтобы привести в движение такой тяжелый скафандр, требовалось потратить немало сил. Кроме того, вся эта многослойная «капуста» сильно сковывала космонавтов. И хотя исключительно вежливый Нил Армстронг писал, что A7L был «жестким, надежным и почти удобным», скафандр вряд ли можно было назвать комфортным.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летящая на волне Летящая на волне

История о том, как летал один из самых необычных сверхзвуковых самолетов

Популярная механика
В ответе за все В ответе за все

Энергии Александра Петрова можно только позавидовать

OK!
Гражданин хороший Гражданин хороший

Как в Китае контролируют население?

ТехИнсайдер
Решения от UST Inc. конкурируют с Tesla по безопасности Решения от UST Inc. конкурируют с Tesla по безопасности

Какие решения по повышению безопасности беспилотников предлагает UST Inc

ФедералПресс
Новый Вавилон Новый Вавилон

В любой непонятной ситуации нужно строить что-нибудь колоссальное

ТехИнсайдер
Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии Евгений Липовицкий: Как я открыл вселенную автохимии

Таинственный мир моторных масел, допусков, сертификаторов и других жидкостей

4x4 Club
Жесткое небо «Спектра-РГ» Жесткое небо «Спектра-РГ»

Уникальная спутниковая платформа составляет детальную карту вселенной

Популярная механика
Тянет на сладкое Тянет на сладкое

3 неожиданных причины, почему вам так хочется сладкого, и что с этим делать

Лиза
Город Геркулеса Город Геркулеса

Геркуланум уничтожило – и сохранило для нас – то же извержение Везувия

Вокруг света
Жизнь других Жизнь других

Существуют места, словно созданные для съемок фильмов про иные миры

Men Today
Как летает «Кинжал» Как летает «Кинжал»

Что такое аэробаллистическая траектория и в чем ее преимущества

Популярная механика
Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи? Коррупционеры в белоснежных тогах: верно ли мы думаем о Римской империи?

Путешествие в мир алчности и бесстыдства Римской империи

Правила жизни
«Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон» «Власть дает художникам свободу поиска, пока не устоялся канон»

Евгений Марголит о том, как советские режиссеры не совпадали с линией партии

Weekend
Петербург будущего Петербург будущего

Девелопер и миллиардер Игорь Водопьянов — визионер, меценат, пассионарий

Собака.ru
Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование! Как у некоторых людей работает фантазия: интересные факты и исследование!

Способности визуализации у людей варьируются от "гиперфантазии" до "афантазии"

ТехИнсайдер
Фокусы престолов Фокусы престолов

«Зимний король»: артуровские легенды в формате «как оно было на самом деле»

Weekend
Собирание земель русских Собирание земель русских

Кто поверит, что на месте Уральских гор когда-то плескался океан?

Вокруг света
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Пропаганда как свидетельство Пропаганда как свидетельство

6 фильмов, в которых старые кадры разоблачают своих героев и заказчиков

Weekend
«Боль продолжается бесконечно»: как несчастная первая любовь влияет на дальнейшие отношения «Боль продолжается бесконечно»: как несчастная первая любовь влияет на дальнейшие отношения

Почему мы боимся впустить в жизнь нового человека?

Psychologies
Бизнес как спорт Бизнес как спорт

Генеральный директор компании FIRST Максим Сергеев — об искусстве быть первым

FP. BusinessReview
Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет» Анна Хилькевич: «То, что нам нужно, обязательно придет»

Актриса Анна Хилькевич уже вышла навстречу всему хорошему

VOICE
«Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика» «Ничего не успеваю»: что такое синдром «белого кролика»

Почему вам постоянно не хватает времени?

Psychologies
Яндекс.Маршрутизация и тренды в логистике: «Придут роботы и квадрокоптеры» Яндекс.Маршрутизация и тренды в логистике: «Придут роботы и квадрокоптеры»

Тихон Рощупкин о создании проектов и трендах в современной логистике

ФедералПресс
Что произойдет с вашим телом, если отказаться от молока: поразительно! Что произойдет с вашим телом, если отказаться от молока: поразительно!

Исключение молока из рациона может иметь интересные последствия для организма

ТехИнсайдер
Печень, почки и мозг: полезно и безопасно ли есть субпродукты Печень, почки и мозг: полезно и безопасно ли есть субпродукты

Есть ли смысл употреблять в пищу субпродукты?

ТехИнсайдер
«Риски существенно преувеличены» «Риски существенно преувеличены»

Торговый оборот России со странами Африки в 2022 году составил 18 млрд долларов

FP. BusinessReview
Партком тут бессилен Партком тут бессилен

Как советская производственная драма оказалась политической

Weekend
Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино Вечное влияние великого разума: как Жан-Люк Годар изменил кино

Как франко-швейцарский режиссер Жан-Люк Годар повлиял на кино.

Правила жизни
Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией» Анна Меркулова: «Развитие метростроительства связано с цифровизацией»

Как развивается транспортная инфраструктура в регионах

РБК
Открыть в приложении