Про изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами

GQЗнаменитости

Юрий Быков: «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику»

В кинотеатрах и на «КиноПоиск HD» уже можно посмотреть новую картину Юрия Быкова «Сторож». Мы встретились с режиссером и исполнителем одной из главных ролей и обсудили изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами.

Софья Бронтвейн

В «Стороже» вы и сценарист, и актер, и режиссер. Какая работа вам по душе больше?

На этот вопрос ответить можно однозначно и просто: по природе я артист, поэтому легче всего мне работать артистом. По профессии я режиссер, но режиссуру я уже давно перестал рассматривать как некое ремесло в чистом виде, в отрыве от желания и возможности высказать те мысли, которые меня волнуют. И сценарий для меня – это возможность сказать то, что я хочу. Если выставлять по иерархии, то сначала актер, потом сценарист, потом режиссер, как ни странно.

В режиссуре больше всего и подводных камней, и напряжения, особенно на площадке.

А кто при таком раскладе решает, достаточно хорошо вы сыграли или нет?

Решаю, конечно, я, больше никто. Но это не значит, что я решаю правильно или неправильно, это значит, что я беру на себя ответственность. Любой режиссер, который снимается в своих фильмах, должен быть готов к тому, что его взгляд будет не объективен. В конце концов, то, что я вижу на экране чаще меня не раздражает. А получится в конечном счете что-то или нет, решит время. И скорее всего, мои ощущения правильного редко не совпадают с тем, что потом оказывается объективно удачным или неудачным. Другое дело, что у меня есть свои предпочтения, и вот они как раз иногда расходятся с тем, что нравится широкой публике или публике, наоборот, узко интеллектуальной.

9564a4
Кадр со съемок фильма

Я вообще не думаю, что в жизни есть какие-то чудеса с точки зрения оценки. В принципе, жестоко и с омерзением можно критиковать только то, что объективно плохо, или то, что тебя объективно раздражает, но это иногда бывают очень разные вещи. Тебя может раздражать великое, бесить глубокое, интересное, а вот ненавидеть или, вернее, относиться с пренебрежением, с ощущением гадости, наверное можно к тому, что и остальным кажется примерно таким же. Хотя бывают разные случаи в жизни.

Расскажите, что это за пансионат. Где вы снимали?

Это крупнейший, в центральной России оздоровительный пансионат, санаторий с огромным количеством возможных лечебных процедур. Это даже не столько санаторий, сколько большая лечебная загородная база в экологически уникальном месте: это берег реки Старицы, приток вообще Оки, в районе города Солотча. В общем крупнейшая здравница, но все эти эпитеты – они в прошлом, потому что в 2016 году по причине того, что персоналу, да и руководству в общем-то стало абсолютно понятно, что там уже нечего ловить с точки зрения зарплаты и продолжения деятельности, оттуда просто встали и ушли. Конечно, это было не в один день, но когда мы приехали в этот санаторий, там было все оставлено, прошу прощения, как в Припяти: кружки, недоеденные бутерброды, инструменты, дорогущие приспособления для лечения от зубов до УЗИ-аппаратов – у меня было ощущение краха. Мы даже в какой-то момент думали оставить это все в кадре, но думаю, что тогда нас бы обвинили в том, что мы педалируем уже на культурно-социальную тематику, а мне хотелось сделать фильм объективно экзистенциальный.

Поэтому в кадре все уже вычищено, чтобы создать ощущение морга, ухоженного, даже эстетского, но все таки не захолустья, а именно какой-то гробницы.

Но то, что я увидел – пример того, насколько может печально сложиться история одного из крупнейших объектов на территории Рязанской области, сейчас надеюсь там что-то восстановят, и все будет в порядке, ну или или крайней мере, найдут применение этому санаторию.

9565a7
Кадр со съемок фильма

Насколько тяжелой для вас была сцена с захоронением собаки? Пусть она и ненастоящая, все равно сложно смотреть.

Было тяжело, было очень страшно. Не из-за условий работы, хотя они были, ну скажем так, не комфортные, все-таки это зима, холод, плюс еще ветродуи и искусственный снег, но дело не в этом. Дело в том, что, когда я рыл могилу, я очень сильно сомневался, что вообще занимаюсь чем-то адекватным, у меня почему-то было стойкое ощущение, что я, во-первых, рою могилу себе как художнику, потому что может получиться слишком пафосно и нелепо. И поскольку я паникер и мнительный человек, у меня было ощущение, что я действительно рою могилу не собаке, а себе, но все обошлось, это всего-лишь были мои мои мнительные страхи, не более того.

Скажите, а машину вы застраховали? В российском кино как-то совсем не любят бить иностранные тачки. В «Герое» с Петровым такие старые автомобили наснимали, что больно смотреть.

Слушайте, я не могу комментировать фильм «Герой» с Петровым, но думаю, что просто в рамках экономии бюджета это вполне возможно. Или в рамках задумки сюжета. Как бы нам этого не хотелось, но у российского кино нет внешних рынков, а значит больших масштабов для монетизации, поэтому продюсеры всегда думают, чем удивлять. Не с той точки зрения подхода Голливуда, когда чем дороже снимешь, тем дороже окупишь. Российские продюсеры привыкли сильно экономить, слава богу, они научились делать это в правильном направлении, там где это действительно нужно делать.

9567b4
Кадр со съемок фильма

Я могу сказать, что у нас ничего не били, это отраженный луч, абсолютный прием кинематографический. Во-первых, понимая, что мы можем угробить дорогую машину, мы просто нарисовали ворота, которые мы сбили, оказалось, что это дешевле. Аллилуйя!

Опыт смотрения фильмов Дэвида Финчера научил меня тому, что очень многое можно нарисовать.

Причем не то, что является аттракционом, а пейзажная графика, графика, скажем так, мелко аттракционная. В «Стороже» много графики со снегом, отрезанным пальцем и так далее. Я научился у Дэвида Финчера тому, что в кадре очень многое можно поправить чисто визуально, поэтому на площадке, тем более в тяжелых производственных условиях, лучше заниматься артистами и драматургией, а светом и камерой пусть занимается оператор. Естественно ты с ним в контакте, но если что-то не получается, как бы это смешно и цинично не звучало, на посте (то есть на пост-продакшене) очень многое можно поправить. Поэтому ворота мы не сбивали, тачку мы не угробили, а ее врезание в дерево всего лишь сделано звуком за кадром. И я думаю, что это правильно со всех точек зрения, потому что малобюджетная авторская картина не должна быть проявлением аттракциона, она должна быть проявлением умелости и ума тех, кто создает эту картину. И находчивости.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что делать со всем этим сентиментальным барахлом, которое уже некуда девать Что делать со всем этим сентиментальным барахлом, которое уже некуда девать

Время от времени надо проводить ревизию, иначе не останется свободного места

GQ
«Мужчина должен»: чем опасен такой подход? «Мужчина должен»: чем опасен такой подход?

Пережив расставание, мы выставляем новому партнеру жесткий список требований

Psychologies
На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым На прожарке мне катастрофически некомфортно: интервью с Евгением Чебатковым

Евгений Чебатков: каково это — быть любимцем публики и объектом споров

СНОБ
Технологии для поколения Греты Технологии для поколения Греты

Где искать источники энергии для перегретого мира

Русский репортер
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Налоговая удавка. Почему борьба с «серыми» зарплатами угрожает росту российской экономики Налоговая удавка. Почему борьба с «серыми» зарплатами угрожает росту российской экономики

Попытки увеличения собираемости налогов ухудшают общие экономические показатели

СНОБ
Как задерживали и пытали оппозиционеров в Бразилии Как задерживали и пытали оппозиционеров в Бразилии

Борьба Пауло Коэльо с диктатурой напоминает происходящее в Москве в 2019-м

GQ
Ольга Карпуть о поколении «КМ20», повседневной смелости и главной миссии Ольга Карпуть о поколении «КМ20», повседневной смелости и главной миссии

Ольга Карпуть: желать и требовать невозможного — единственный путь к успеху

Vogue
Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях Как бывшая медсестра из села под Кировом зарабатывает миллионы на червях

Червятник приносит предпринимательнице 450 000 рублей прибыли в месяц

Forbes
Все золото Питера Все золото Питера

Где в Северной столице получаются самые красивые снимки на фоне осенней листвы?

Лиза
Суд впервые развернул сделку по продаже государством частного банка Суд впервые развернул сделку по продаже государством частного банка

Суд признал недействительной продажу банка из группы «Лайф»

Forbes
Что говорят звезды, которые решились на домашние роды? Что говорят звезды, которые решились на домашние роды?

Звездные мамочки, у каждой из которых несколько детей, решились на домашние роды

Cosmopolitan
Подарок для Путина: зачем владелица бутика Christian Louboutin открывает магазин под брендом Team Putin Подарок для Путина: зачем владелица бутика Christian Louboutin открывает магазин под брендом Team Putin

Айсель открыла на месте бутика Christian Louboutin магазин Aizel x Team Putin

Forbes
Что делать, когда выпадают волосы у мужчин: проверенные советы Что делать, когда выпадают волосы у мужчин: проверенные советы

Заметил, что начал терять волосы? Не волнуйся, мы расскажем, что с этим делать

Playboy
Юлия Михалкова: «Вокруг много привлекательных и умных мужчин. Но все не мое» Юлия Михалкова: «Вокруг много привлекательных и умных мужчин. Но все не мое»

Юлия Михалкова рассказала, кто занял ее сердце и на что она не потратит деньги

StarHit
Когда стыдно за других: 7 модных ошибок, которые звезды совершают постоянно Когда стыдно за других: 7 модных ошибок, которые звезды совершают постоянно

В этом топе мы собрали пять промахов, которые бывают у многих звезд

Cosmopolitan
Знакомство с хакерами Знакомство с хакерами

Самым слабым местом в защите любого компьютера остается его владелец

GQ
История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти История сверхъестественного, или Как Хэллоуин стал праздником нечисти

Историк Лоуренс Самюэль рассказывает об истории сверхъестественного в мире

Psychologies
Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический Андрей Вагнер: Справедливый тариф за тепло — вопрос социально-политический

Интервью с генеральным директором компании «Т Плюс»

СНОБ
Самая смешливая актриса: удивительные моменты из жизни Эми Шумер Самая смешливая актриса: удивительные моменты из жизни Эми Шумер

К комедиантке и актрисе Эми Шумер можно относиться по-разному

Cosmopolitan
Эмоциональное выгорание: как вовремя распознать и что с этим делать Эмоциональное выгорание: как вовремя распознать и что с этим делать

Как подойти к решению проблемы эмоционального выгорания грамотно и комплексно

СНОБ
Страна советов. Что мешает улучшить положение женщин в России на законодательном уровне Страна советов. Что мешает улучшить положение женщин в России на законодательном уровне

Почему международные законы не всегда работают в России

Forbes
Что читать, чтобы понять своих детей Что читать, чтобы понять своих детей

Подростковая литература — это особый жанр

Esquire
Как создать комфортный офис для людей разного психологического склада Как создать комфортный офис для людей разного психологического склада

То, как организовано рабочее пространство, сказывается на здоровье сотрудников

Psychologies
Волнение. Фрагмент пьесы Волнение. Фрагмент пьесы

Отрывок пьесы «Волнение» Ивана Вырыпаева

СНОБ
Как одеваться на работу в 2019 году? Как одеваться на работу в 2019 году?

Когда строгих запретов все меньше, а негласных правил – все больше

GQ
Зачем и кому нужны недели моды? Устарел ли этот формат? Отвечают профессионалы индустрии Зачем и кому нужны недели моды? Устарел ли этот формат? Отвечают профессионалы индустрии

Все больше говорят о том, что недели моды больше не нужны. Так ли это?

Esquire
«Большой театр — это символ превосходства». Генеральный директор Audemars Piguet о том, зачем часовой бренд поддерживает искусство «Большой театр — это символ превосходства». Генеральный директор Audemars Piguet о том, зачем часовой бренд поддерживает искусство

Франсуа-Анри Беннамиас о том, на что тратят свои первые деньги миллениалы

Forbes
В тройном объеме В тройном объеме

Мама Сергея Лазарева рассказала о внучке

StarHit
Дом в кубе Дом в кубе

Оригинальная модернистская вилла в штате Колорадо

SALON-Interior
Открыть в приложении